Любовь журналистов к ярлыкам иногда вызывает затруднительные ситуации. Их стремление наклеить ярлык на всякую музыкальную нишу приводит к тому, что «названий» не хватает и некоторые приходится использовать повторно. Скажем, словосочетание «фанки-хаус» всю жизнь обозначало существовавшую с середины 1980-х годов разновидность хаус-музыки, которая никогда не рассматривалась как специальное направление. В последние же годы в Лондоне «фанки-хаус», или попросту «фанки», означает что-то принципиально иное.
О том, относится ли нынешний лондонский «фанки» к хаусу, сами родоначальники стиля жарко спорили еще пять лет назад, да так и не пришли к финальному вердикту. Впрочем, если это и хаус, то искаженный до неузнаваемости, хотя и сохранивший некие родовые черты. Uk funky — еще одна штука, вышедшая из плавильного котла британского танцевального андеграунда и закономерно наследующая грайму, дабстепу и uk garage.
Согласно канонической версии, фанки-вечеринки в Лондоне оформились, когда всем окончательно наскучил грайм. Формула успеха funky: меньше тестостерона, больше танцев. Кроме прочего, фанки снова ввел моду на таблетки, тогда как грайм-пати обычно собирали любителей «потабачить». На руку сыграла и активность metropolitan police, которая закрывала одну грайм-вечеринку за другой. Слишком много находилось желающих в щепки разнести клуб под какой-нибудь «Pow» от Lethal Bizzle. Так и вывели под корень, дошло до того, что в феврале Time Out London с удивлением сообщал, что после солидного перерыва грайм-пати снова вернулись в английскую столицу. Но это заслуга героев прошлой «Бас-линии».
Тем временем funky развивался, врастал в клубное пространство и радиоэфир, обзаводился хитами и собственными героями. В их числе — лондонский диджей и музыкант Roska. Можно заявлять, что это один из главных, наиболее успешных и международно востребованных представителей жанра, который выступает в Европе и Америке, а в апреле доедет и до России.
Читать текст полностьюRoska не относится к «отцам фанки-сцены», хотя делает музыку почти десяток лет. Он начинал с грайма и гаража, пробовал силы в качестве МС, но постепенно ушел в свежую волну uk funky. «Во времена грайма ты мог видеть, как пятьдесят парней просто стоят, потому что они из разных районов, и мне такие вечеринки быстро надоели, — объясняет Roska. — Я хочу ходить куда-то, где я твердо знаю, что могу просто танцевать и не беспокоиться, чем все это закончится». Довольно скромный, он производит впечатление человека, начисто лишенного тщеславия. Его рабочая этика не претерпела больших перемен — что в бытность никому не известным начинающим продюсером, что сегодня, Roska просто делал музыку, которая понравится ему самому, как бы старомодно это утверждение ни звучало. Он не стесняется вспоминать, что параллельно с диджеингом работал в сотовом салоне О2 и, сложись его музыкальная карьера менее удачно, уже дорос бы до менеджера.
Тем, кто собрался идти по его стопам, Roska советует: убедитесь, что у вас есть еще хотя бы одна работа, чтобы оплачивать счета.
— Ты слышал этот вопрос сотни раз, и тем не менее: что такое вообще uk funky, как он звучит и из чего он получился?
— Фанки — это такая точка, в которой однажды пересеклись гэридж, хаус, грайм, а также африканский трайбл и карибское калипсо. Фанки тоже бывает довольно разным. Ряд продюсеров постоянно делают более soulful звучание на вокальной основе. Я отношусь к числу продюсеров, которым нравится писать более инструментальный фанки, делая акцент на басе и перкуссии.
— Ты делаешь музыку уже лет восемь, а известен стал в последние два-три года. Что помогло росту популярности?
— Я действительно писал музыку еще подростком. Тогда я слушал много uk garage и драм-н-баса. А прежде я еще и очень любил хип-хоп. Всем этим увлечениям я отдал немало времени: я сам писал гэридж, потом на волне грайма стал писать такую музыку и пытался быть МС. А примерно пять лет назад нашел себя в фанки, и с тех пор это та музыка, с которой у всех ассоциируется Roska. Не скажу, что мне сильно помогали, у меня получалось все делать самому. Создать свой собственный саунд, создать свой лейбл Roska Kicks & Snares. Ну и прибавить сюда поддержку больших платформ, таких как радиошоу Мэри Энн Хоббс на BBC и станции Rinse FM.
— Откуда взялась мантра roska, roska, roska, сопровождающая все твои треки?
— Слово roska придумали мы с моим братом, который тоже занимался диджеингом. Мы были еще подростками. В конце концов это слово стало моим псевдонимом.
— Очень много. Это иногда раздражало, но что поделаешь. Я общался с Rusko через твиттер, он нормальный парень, да и музыка его мне нравится. Он многое сделал для дабстепа за последние пару лет, кто бы там что ни говорил. Привет, Rusko.
— Ты много выступаешь за пределами Англии. Легко ли тебе находить общий язык с зарубежной аудиторией?
— Знаешь, я скажу, что это получается без лишних усилий. Моя музыка способна устанавливать связь со слушателем через разные каналы. Будь это дабстеп, или гэридж, или грайм, моя музыка содержит элементы всех этих стилей, и, возможно, именно поэтому ее легко миксовать и играть за пределами Англии. Да и внутри страны я одинаково востребован как на фанки-вечеринках, так и на дабстеп-мероприятиях.
— Что сейчас происходит с фанки-сценой? Пару лет назад ты говорил, что она очень быстро растет.
— К сожалению, сегодня funky в Англии находится в каком-то застое, и это касается всех артистов. Не так много релизов выходит, что, конечно, совсем не весело. Хотя есть люди, которые по-прежнему продвигают этот саунд как на официальных, так и на пиратских радиостанциях.
— Большое количество грайм-артистов освоилось в чартах. Представители дабстепа вроде Skream, Magnetic Man или того же Rusko тоже удачно встраиваются в мейнстрим. Что насчет фанки? Мы слышали, что трек Katy B «Lights On» попал в английский топ-5, а перед этим у DJ Zinc «Wile Out» был большой успех.
— По сути, ты все прорывы в чарты и перечислил. Фанки-сцена действительно пока не может похвастаться изобилием популярных хитов; впрочем, лично я не вижу в этом большой проблемы. Я не уверен, что если все сразу начнут целиться в чарты, то из этого выйдет толк. Андеграундному музыканту нужно проделать определенный путь, прежде чем выходить на большую аудиторию. Если говорить о потенциальных звездах, то лично я жду, что Jamie George добьется успеха в будущем, и советовал бы вам не упускать его из виду.
— Мог бы ты перечислить десять главных, на твой взгляд, треков за всю историю жанра uk funky?
Это ж хаус образца 1988-1992 года. Полный круг, однако.