30 и 31 января в минском клубе «Мулен Руж» пройдут концерты-презентации первого альбома белорусского ансамбля «Серебряная свадьба», представляющегося кабаре-бендом. «Серебряная свадьба», в которой солирует и для которой пишет тексты и Светлана Бень, хорошо известна в России — в диапазоне от Москвы до Барнаула и, в частности, принимала участие в нашем проекте «Проверка звука». «Сердечная мускулатура» состоит из местами комичных, местами трагичных воспоминаний-историй одного очень чувствительного сердца. Вот один из треков с пластинки, любезно предоставленный группой:
OPENSPACE.RU поговорил со Светланой Бень об альбоме, воображаемой Франции и сегодняшней Белоруссии.
— Группа существует уже больше пяти лет, а альбом «Сердечная мускулатура» у вас вроде как первый. Почему?
— Он первый полноформатный. У нас до этого был один — «Концерт в чулане». Он был записан концертным образом, но в студии — с приглашенными друзьями в качестве зрителей. Мы играли для них, все было бодро и весело, с атмосферой живого выступления. Но мы записали его в течение 2—3 часов, никакой последующей работы с ним не велось. А над этим альбомом мы работали долго и трепетно — экспериментировали в студии, экспериментировали при сведении и мастеринге.
— У вас больше песен, чем вошло в альбом. Какова была идея при их отборе?
— Альбом отражает концертную программу «Сердечная мускулатура», она особенная, медицинско-метафизическая. Она об эмоционально-чувственном строении сердца. И в альбом вошли самые важные песни для этой программы.
— Про «Серебряную свадьбу» говорят, что она одна из самых гастролирующих белорусских групп — по России и не только. Это правда или преувеличение?
— Я не знаю, не задумываюсь о таких вопросах. Мы очень много путешествуем, и нас всюду хорошо принимают.
— Наверное, потому, что мы не ставили перед собой такой задачи и такой цели. Это божий промысел.
— Как такой плотно гастролирующий артист, как вы, может оценить состояние клубов в России? Где клубы лучше, а где хуже, чисто с технической точки зрения?
— В основном мы видим хорошие клубы, которыми занимаются увлеченные люди. Потому что это дело не совсем прибыльное, скорее идейное. Мы видели в небольших городах — ну, то есть не в таких центрах, как Москва, Санкт-Петербург или Новосибирск, где, конечно, клубов много и притом разных, — очень интересные клубы. С фантазией, с хорошим дизайном, с традициями. В Барнауле — прекрасный клуб «ТАСС». Очень интересный клуб «Конец Фрунзе» в городе Томске. В Нижнем Новгороде — «Буфет». А какие замечательные клубы на Украине — например, одесский «Шкаф»… А в Новосибирске — просто потрясающий клуб «Бродячая собака», который возрождает традиции артистических кабаре. Словом, удивительных клубов много, и путешествовать по ним одно удовольствие. С неприятными местами мы не сталкивались, не припомню.
— У участников «Серебряной свадьбы» есть какая-то другая жизнь или вы только музыкой занимаетесь?
— Мы занимаемся только музыкой. Других работ у нас нет. Просто некоторые ребята работают еще в оперном театре или театре белорусской музкомедии, некоторые играют в других группах. Но живем мы только музыкой — во всех отношениях. Материальных и моральных.
— Тяжело ли жить только музыкой в Белоруссии? В Москве музыканты чаще всего говорят, что это в принципе невозможно.
— Нас очень поддерживает, конечно, плотный гастрольный график и дает нам возможность заниматься только музыкой. Но, мне кажется, возможно все. Если человек ставит себе такую цель, заниматься только музыкой, то может себе это позволить.
— А откуда у вас такая сердечная привязанность к французскому языку и вообще Франции?
— У нас нет какой-то особенной привязанности. У нас всего пять или шесть песен на французском языке — из 80. Нам ближе эстетика немецкого кабаре и немецкий язык. Мы его также используем, у нас есть песни и на немецком. А к Франции мы относимся тепло, потому что это волшебный мир — такая архетипично прельстительная страна для любого славянского человека.
— Но это воображаемая Франция, как я понимаю.
— Да, воображаемая, настоящая Франция нас не очень-то интересует.
— А вы там выступали?
— Да, несколько раз. Страна замечательная, но Германия нам комфортней. Мы бываем там чаще и имеем там больше друзей. Франция — прекрасная, но не прекрасней Белоруссии.
— То есть у вас никогда не возникало мысли уехать из Белоруссии?
— Нет. Я хотела бы путешествовать, но возвращаться сюда.
— Потому что это ваша родина и здесь ваши родственники? В Германии ведь вам комфортней.
— По большому счету, я занимаюсь тем, что пишу тексты. В жизни я поэт. Это пафосно звучит, будто «я хороший поэт». Но я имею в виду, что это мое занятие по жизни. И я не могла бы заниматься ничем другим в любой другой стране, в любом другом языковом пространстве.
— Я вот почему спрашиваю: многие мои белорусские знакомые — музыканты и художники, белорусская интеллигенция — в связи с последними событиями в вашей стране сейчас сидят по кухням и клеймят Лукашенко. Как он мешает Белоруссии развиваться, интегрируясь в Европу, и так далее. У вас есть какая-то точка зрения по этому поводу?
{-tsr-}— Я не думаю об этом. Я вообще отношусь к любому правительству и любым политикам скептически. Не был бы Лукашенко, был бы какой-нибудь другой человек у власти. Он не был бы лучше или был бы в чем-то лучше, но в чем-то хуже… Не так важно. Человеку хорошо бы думать о своем поведении прежде всего.
— У нас на сайте сейчас идет голосование «Почему вы политически пассивны?». Там читателям предлагаются следующие варианты ответов: «Потому что все равно ничего не изменишь», «Потому что все равно ничего не изменишь в этой стране», «Потому что мне все равно», «Потому что некогда — надо зарабатывать на жизнь» или «Я — художник». Вы какой бы вариант выбрали?
— Никакой. Я занимаюсь изменением себя, а изменением пространства вокруг я предоставляю заниматься высшим силам. Воле Божьей.
«Серебряная свадьба» выступает 11 февраля в баре «Сквозняк» (Самара), 13 февраля — в «Тинькофф» (Нижний Новгород), 10 марта — в «Зале ожидания» (Санкт-Петербург) и 11 марта — в «Б2» (Москва)