Мне отвратителен тот факт, что тюремная субкультура стала доминирующей в России, заменив собой субкультуру советской интеллигенции 1960–1980-х годов.

Оцените материал

Просмотров: 33569

Двадцать восьмая неделя в открытом пространстве

Игорь Григорьев · 05/04/2011
Введенский. «Танго». Комментарии ИГОРЯ ГРИГОРЬЕВА к песне и клипу: история длиной в 108 лет

Имена:  Александр Введенский · Вадим Козин · Игорь Григорьев · Иза Кремер · Леонид Федоров · Яков Друскин

©  Из личного архива Игоря Григорьва

Игорь Григорьев

Игорь Григорьев

О том, как появилась песня «Танго»

Итак, на Введенского я набрел год назад в сети в поисках хороших стихов для песен. До этого я понятия не имел о том, кто такой Введенский. Музыка к стихам пришла сразу: я помню, как с ходу начал их «петь». Получалось что-то типа коктейля из революционно-романтического пафоса и нэпмановско-ресторанного шансона. Словом, песня была написана в тот самый момент, как я обнаружил и прочитал стихи.

«Танго»


Позже я узнал, что Введенский писал похожим образом — так называемым автоматическим письмом. Это когда закрываешься в комнате и не выпускаешь из рук ручку, пока не иссякнет вдохновение. Все, что написала ручка без помарок и исправлений, считается законченным произведением. В мою бытность редактором такие тексты приносил в журнал Эдуард Лимонов. Это были портянки из нескольких склеенных в ленту листов формата А4, на которых было от силы две-три поправки. Меня это восхищало, потому что автоматическое письмо не так просто, как может показаться. Оно требует полного доверия к внутреннему голосу, который диктует тебе строчки. Мне кажется, что так можно сочинять при условии абсолютной честности перед самим собой. И с этой точки зрения песня «Танго» честная песня: она точно передает мое первое интуитивное отношение к обнаруженным стихам.

Уже после того как песня сложилась в демозапись, я обнаружил скрывающуюся за стихами увлекательнейшую историю, которую хочу вам рассказать. Эта история настолько изобразительно подходит песне, что можно подумать, что сначала я исследовал вопрос, а потом аккуратно подогнал под него стилистику. Но все было как раз наоборот.


А теперь история длиной в 108 лет

Введенский написал «В ресторанах злых и сонных» осенью 1920 года, и, по существу, это был пересказ сюжета популярного в те годы романса «Танго смерти», написанного эстрадной примадонной из Одессы Изой Кремер. 

©  Из личного архива Игоря Григорьва

Иза Кремер

Иза Кремер

В романсе рассказывалось об аргентинской танцовщице Кло, в которую влюбился богатый английский аристократ во время своего путешествия в Аргентину. Кло бросает своего партнера по танцам и возлюбленного Джо и уплывает с англичанином в Париж, где живет роскошной жизнью и блистает в театрах и кабаре. Там, в Париже, спустя время ее и находит мстительный Джо. Во время выступления Кло он неожиданно появляется на сцене и предлагает ей станцевать последнее аргентинское танго. Во время танца Джо «с дьявольской улыбкой» вонзает в горло Кло кинжал.
Вот стихи, написанные Кремер.

Иза Кремер. Танго смерти
(также известно как «Последнее танго» / «Аргентинское танго» / «В далекой знойной Аргентине». 1914)


В далекой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Там женщины, как на картине,
Там Джо влюбился в Кло...
Чуть зажигался свет вечерний,
Она плясала с ним в таверне
Для пьяной и разгульной черни
Дразнящее танго...
Но вот однажды с крошечной эстрады
Ее в Париж увез английский sir...
И вскоре Кло в пакэновском наряде
Была царицей на Bataille de fleurs.
Ее лицо классической камеи,
Ее фигурку в стиле Tanagra
Знал весь Париж и любовался ею
На Grand Prix в Opéra...
В ночных шикарных ресторанах,
На низких бархатных диванах,
С шампанским в узеньких бокалах
Проводит ночи Кло...
Поют о страсти нежно скрипки,
И Кло, сгибая стан свой гибкий
И рассыпая всем улыбки,
Идет плясать танго...
Но вот навстречу вышел кто-то стройный...
Он Кло спокойно руку подает.
Партнера Джо из Аргентины знойной
Она в танцоре этом узнает...
Трепещет Кло и плачет вместе с скрипкой...
В тревоге замер шумный зал… И вот конец...
Джо с дьявольской улыбкой
Вонзает в Кло кинжал...
В далекой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Где женщины поют, как на картине,
Про Джо и Кло поют...
Там знают огненные страсти,
Там все покорны этой власти,
Там часто по дороге к счастью
Любовь и смерть идут...


Романс Изы Кремер, в свою очередь, был вольным переводом французской песни Le Dernier tango («Последнее танго»), которая, в свою очередь, была украдена французами у аргентинского композитора Анхеля Виллольдо. Его песня El Choclo повествовала реальную историю парагвайского миллионера, влюбившегося в парижскую танцовщицу Риту. Рита растранжирила все состояние парагвайца и цинично бросила его, пообещав полюбить, как только тот разбогатеет снова. Обезумевший от горя и унижения парагваец нашел Риту в кабаке, где та проводила пьяные ночи, пригласил на танго и во время танца задушил ее.



Иза Кремер услышала песню в Париже, где брала уроки вокала, и сочинила русский текст, вольно обойдясь с сюжетом. Так Рита стала Кло, парагваец — англичанином, и появился третий герой — аргентинский ревнивец Джо. В России танго стало таким популярным, что сюжет, придуманный Кремер, лег в основу фильма 1918 года «Последнее танго», с Верой Холодной в главной роли. Во время киносеансов романс исполнялся в качестве живого аккомпанемента к немой картине.

Скорее всего, Введенский написал свои стихи под впечатлением от романса и фильма.

Александр Введенский. В ресторанах злых и сонных. 1920


«В ночных шикарных ресторанах»
Из соврем. романса
Аргентинское танго

В ресторанах злых и сонных
Шикарный вечер догорал.
В глазах давно опустошенных
Сверкал недопитый бокал,
А на эстраде утомленной,
Кружась над черною ногой,
Был бой зрачков, в нее влюбленных,
Влюбленных в тихое танго.
И, извиваясь телом голубым,
Она танцует, полупьяная
(Скрипач и плач трубы),
Забавно-ресторанная.
Пьянеет музыка печальных скрипок,
Мерцанье ламп надменно и легко.
И подают сверкающий напиток
Нежнейших ног, обтянутых в трико.
Но лживых песен танец весел,
Уж не подняться с пышных кресел,
Пролив слезу.
Мы вечера плетем, как банты,
Где сладострастно дремлют франты,
В ночную синюю косу.
Кто в свирель кафешантанную
Зимним вечером поет:
Об убийстве в ресторане
На краснеющем диване,
Где темнеет глаз кружок.
К ней, танцующей в тумане,
Он придет — ревнивый Джо.
Он пронзит ее кинжалом,
Платье тонкое распорет;
На лице своем усталом
Нарисует страсть и горе.
Танцовщица с умершими руками
Лежит под красным светом фонаря.
А он по-прежнему гуляет вечерами,
И с ним свинцовая заря.


Иза Кремер эмигрировала из Одессы во Францию и затем в Рио-де-Жанейро, откуда часто наезжала в США для записи своих песен, но «Танго смерти» так и не было записано. Она навсегда убрала его из своего репертуара после инцидента в Киеве: какой-то молодой офицер, вернувшись домой после концерта Изы, покончил с собой, оставив возле своего тела записку со словами «Последнего танго».

Романс дошел до нас только в исполнении Вадима Козина. Он пел его на своих концертах в двадцатые годы и записал лишь в 1966-м на поселении в Магадане.

«Последнее танго» фигурирует также у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» (1931), его танцует и напевает Остап Бендер в главе «Коммандор танцует танго». Отголоски и мотивы кремеровского романса звучат в «Жестоком танго» с Андреем Мироновым в телефильме «12 стульев».

В романе Набокова «Ада» (1969) главный герой англичанин Ван Вин танцует с крымской танцовщицей Ритой, которая поет танго Изы Кремер.

И наконец, в 1952 году на первое место американского хит-парада взлетает песня Джорджии Гиббс «Kiss of Fire», которая, по сути, была реинкарнацией того самого аргентинского танго Анхеля Виллольдо «El Choclo», с которого и началась наша история. Настоящую популярность «Kiss of Fire» получила после того, как ее спел Луи Армстронг.
Страницы:

КомментарииВсего:18

  • Ilya Arosov· 2011-04-05 18:28:30
    По-моему, клип и песня отвратительны. Леонид Федоров сделал это гораздо красивей. И не позволил себе искажать текст заради своей "сразу родившейся" мелодии. Да и насчет "автоматического письма" у Введенского - мало того, что бред, так еще и сразу ясно, что за птица автор песни. То есть кто такой Введенский и почему, он не знает.. Попалось танго без хозяина, ах, музыка пришла сразу! Давайте петь, плясать, клип снимать!
    А музыка-то так себе, киркоровская..
  • Anton Greshin· 2011-04-05 19:07:21
    Леонид Фёдоров сделал из "Танго" потрясающую песню, а у Григорьева вышла какая-то похабщина. Никакого русского фолка и синтеза жанров я не увидел, из-за чего целую статью городить - непонятно.
  • ykopysova· 2011-04-05 21:18:29
    очень стильное видео и смелая работа со звуком.

    я "не волшебник", а просто любитель и от всей души полюбила эту песню в исполнении талантливого человека, так много сделавшего для нас с вами.

    хочется просто сказать "спасибо".
  • ykopysova· 2011-04-05 21:41:21
    добавлю!))) ведь сказано было "добавить комментарий"

    я сегодня после защиты годового бюджета "по развитию бренда и бизнеса" нашей компании и бессонных ночей тому предшествующих читаю весь вечер стихи введенского, слушую талантливую музыку и сердце мое поет,... большое спасибо, что вошла в мой вечер эстетика и стало так хорошо, спокойно. вот и вспомнила о настоящем и внебюджетном.
  • Kaminka Olga· 2011-04-05 21:54:31
    Смело, сильно и красиво. Засрать все можно, и назвать похабщиной! Да, давайте петь и плясать и снимать клипы! А не бояться делать что-то, кроме критиканства. А автор, птица оччень непростая, вы его могли бы знать, между прочим... К тому же, большой поклонник Введенского. И жанр не нов, но исполнение идеальное. Федоров - прекрасный музыкант, но это - не его песня, явно. Каждому свое.
  • Ilya Arosov· 2011-04-05 22:25:54
    Введенский - это не эстетика. Это даже не анти-эстетика. Автор статьи и песни может быть сколь угодно сложной птицей, но Введенского он не понял вовсе. Понимаете, совсем. Как и Вы, ykopysova. Делать стихи Введенского "музыкальнее"? Вы меня извините, но как бы отнесся к такой "коррекции" Введенский? Не задумывались?
    Что же касается (не моего, но пусть) обвинения в "похабщине" (а моего - в "киркоровщине") - автор же прямо в тесте говорит, что именно это и хотел сделать. Блатной фольклор.. Эту песню, может, и надо бы сделать ресторанной, похабной. Но только похабщине этой, цыганско-аргентинскому надрыву должно быть сто лет, а не пятнадцать.. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. А всю введенскую шершавость (которая должна быть оборотной стороной романса и красивости) автор выхолостил, обрубил топором. Да сочини ты сам текст, или у Блока возьми, если сам не можешь.
  • Daria Pimenova· 2011-04-05 22:40:36
    Еще романс Кремер упоминается в забавном полувыдуманном очерке В. Аксенова про то, как они с Вас. Ливановым ездили на к/ф в Аргентину, только там было "там где Джо танцует с Клё" - видимо, на слух запомнил. Рассказ так и назывался "Под небом знойной Аргентины" - очень его в детстве любила, а историю романса не знала. :)
  • Elena Tarlo· 2011-04-05 22:54:44
    Илья так категорично обвиняет всех в "непонимании Введенского", видимо, подразумевая, что он-то - ого-го, какой толкователь )))) Интересно как...
    Игорь, спасибо большое за клип!!! Не могу сказать "восторг" - но, очень понравилось. Талантливо - точно!! А вкупе со статьей ( отдельный поклон) - ООООчень интересная работа!!! Илья, а то, что не столетней давности танго - дык, погодите , время не стоит )))
  • Nikolay Nikiforov· 2011-04-05 23:09:19
    "Вы меня извините, но как бы отнесся к такой "коррекции" Введенский? Не задумывались?"

    Совок он и в Африке совок!
    Уровень дискурса примерно как на народном суде над тунеядцем Бродским.
    Человек, который боится, что его стихи кто-то "скорректирует", не идет в поэзию, как человек, желающий сохранить девственность, не вступает, скажем, в брак.
    Поэзия по природе своей -- бесконечный палимпсест, а не музей с "авторитетными манускриптами".
  • ykopysova· 2011-04-06 00:34:09
    илья, всего вам хорошего, не злитесь на меня! однажды мы м.б. встретимся с господином введенским и будет возможность уточнить его мнение, но не хочется торопить эту встречу. думаю, что ему бы понравилось то, что стихи обретают новые формы и прочтения, что люди читают и спорят. что жизнь кипит)
  • Alexander Verhozin· 2011-04-06 06:41:07
    Хорошо и внятно написано. Если уж говорить о людях, создавших жанр "советского" шансона, пожалуй, большее влияние, чем Высоцкий, оказал Аркадий Северный. В тот же ряд стоит поставить Юза Алешковского и Александра Галича.
    А песня, по-моему, не получилась. Смело, ярко, стильно - и однодневно!
  • Ilya Arosov· 2011-04-06 11:27:36
    Культура - это палимпсест, один посрет, другой поест. Припев - два раза! Кушайте, Николай, я же не против. Ходите в поэзию. Кидайтесь совками.. А стихи все-таки лучше свои писать, а не чужие под себя обстругивать.
  • Anton Greshin· 2011-04-06 22:40:18
    Kaminka Olga, давайте "петь-плясать", но не стоит любое отрицательное мнение считать критиканством. Мне не понравилась песня, она мне показалась похабной, второсортной и фальшивой. И прошёл бы я мимо неё, если бы автор не трогал любимых мною Введенского и Фёдорова, коверкая текст первого и как-то снисходительно отзываясь о втором. Очень рад, что у вас другие вкусы и представления о прекрасном, нельзя же всем быть такими, как я.
  • MyNameIsCornucopia· 2011-04-07 12:41:33
    Удивительно многое вокруг этого еще молодого и уже немолодого человека. Его биография, его взгляды, вся его субстанция - хотя бы этот, посмотрите, факт, что он практически не стареет, а ему уже 45! И удивительно, как он раскалывает среду после себя напополам. Сколько восторгов, столько же и хулителей.
    Мое мнение относительно того, что я наблюдаю таково: очевидно, что рождается новая вселенная в музыке. Потому что это ни на что не похоже. И потому что это музыка, как бы кто к этому не относился.
  • mkmk· 2011-04-10 01:49:44
    Отвратительно. И становится совсем гадко от того, что Фёдоров на эти же строчки смог написать отличную песню.

    Бездушная фекальная масса.
  • mkmk· 2011-04-10 01:51:17
    Ха, я так вижу, что виртуалы таки пытаются сделать хорошую мину.
  • Irsiya· 2011-04-17 21:45:14
    ой, пишут всякую хренотень! песня "воткнула" сразу же. если кому не нра, в сад Ботанический, марш!!!
  • nataViva· 2011-05-12 03:45:31
    Когда прошлым летом в Москве стоял адский смог, я уехала в альтернативную столицу нашей Родины и там, на Московском вокзале, я вдохнула чистый воздух. Слёзы радости и вновь обретённой свободы навернулись на моих глазах. И то, что сейчас делает Григорьев Игорь, для меня лично это – Воздух.
    То же, чем с июля ‘97 года был ОМ. То же, чего мне так не хватало долгое-долгое время и чего я так желала.
    Я люблю, когда артист меня (зрителя) держит за яйца. И меня аж с ‘99 года так никто не держал, как ИГ со своим «Танго». Потому как исполнители и всякие певуны мне не интересны, а Артистов нет. Артистов харизматичных, с личной историей и бешеной энергетикой. Артистов-эстетов и философов, которых можно слушать, чувствовать, понимать и любить. Но теперь-то дело пойдёт, я даже не удивлюсь культурной революции. По крайней мере, очень на это надеюсь. Потому как смог может быть не только загрязнением воздуха, но и загрязнением души.
    Игорь, спасайте! И спасибо Вам за то, что Вы творите. Вы можете то, чего другие не могут.
Все новости ›