Мне отвратителен тот факт, что тюремная субкультура стала доминирующей в России, заменив собой субкультуру советской интеллигенции 1960–1980-х годов.
Введенский. «Танго». Комментарии ИГОРЯ ГРИГОРЬЕВА к песне и клипу: история длиной в 108 лет
О том, как появилась песня «Танго»Итак, на Введенского я набрел год назад в сети в поисках хороших стихов для песен. До этого я понятия не имел о том, кто такой Введенский. Музыка к стихам пришла сразу: я помню, как с ходу начал их «петь». Получалось что-то типа коктейля из революционно-романтического пафоса и нэпмановско-ресторанного шансона. Словом, песня была написана в тот самый момент, как я обнаружил и прочитал стихи.
«Танго»
Позже я узнал, что Введенский писал похожим образом — так называемым автоматическим письмом. Это когда закрываешься в комнате и не выпускаешь из рук ручку, пока не иссякнет вдохновение. Все, что написала ручка без помарок и исправлений, считается законченным произведением. В мою бытность редактором такие тексты приносил в журнал Эдуард Лимонов. Это были портянки из нескольких склеенных в
Читать!
Уже после того как песня сложилась в демозапись, я обнаружил скрывающуюся за стихами увлекательнейшую историю, которую хочу вам рассказать. Эта история настолько изобразительно подходит песне, что можно подумать, что сначала я исследовал вопрос, а потом аккуратно подогнал под него стилистику. Но все было как раз наоборот.
А теперь история длиной в 108 лет
Введенский написал «В ресторанах злых и сонных» осенью 1920 года, и, по существу, это был пересказ сюжета популярного в те годы романса «Танго смерти», написанного эстрадной примадонной из Одессы Изой Кремер. В романсе рассказывалось об аргентинской танцовщице Кло, в которую влюбился богатый английский аристократ во время своего путешествия в Аргентину. Кло бросает своего партнера по танцам и возлюбленного Джо и уплывает с англичанином в Париж, где живет роскошной жизнью и блистает в театрах и кабаре. Там, в Париже, спустя время ее и находит мстительный Джо. Во время выступления Кло он неожиданно появляется на сцене и предлагает ей станцевать последнее аргентинское танго. Во время танца Джо «с дьявольской улыбкой» вонзает в горло Кло кинжал.
Вот стихи, написанные Кремер.
Иза Кремер. Танго смерти
(также известно как «Последнее танго» / «Аргентинское танго» / «В далекой знойной Аргентине». 1914)
В далекой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Там женщины, как на картине,
Там Джо влюбился в Кло...
Чуть зажигался свет вечерний,
Она плясала с ним в таверне
Для пьяной и разгульной черни
Дразнящее танго...
Но вот однажды с крошечной эстрады
Ее в Париж увез английский sir...
И вскоре Кло в пакэновском наряде
Была царицей на Bataille de fleurs.
Ее лицо классической камеи,
Ее фигурку в стиле Tanagra
Знал весь Париж и любовался ею
На Grand Prix в Opéra...
В ночных шикарных ресторанах,
На низких бархатных диванах,
С шампанским в узеньких бокалах
Проводит ночи Кло...
Поют о страсти нежно скрипки,
И Кло, сгибая стан свой гибкий
И рассыпая всем улыбки,
Идет плясать танго...
Но вот навстречу вышел кто-то стройный...
Он Кло спокойно руку подает.
Партнера Джо из Аргентины знойной
Она в танцоре этом узнает...
Трепещет Кло и плачет вместе с скрипкой...
В тревоге замер шумный зал… И вот конец...
Джо с дьявольской улыбкой
Вонзает в Кло кинжал...
В далекой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Где женщины поют, как на картине,
Про Джо и Кло поют...
Там знают огненные страсти,
Там все покорны этой власти,
Там часто по дороге к счастью
Любовь и смерть идут...
Романс Изы Кремер, в свою очередь, был вольным переводом французской песни Le Dernier tango («Последнее танго»), которая, в свою очередь, была украдена французами у аргентинского композитора Анхеля Виллольдо. Его песня El Choclo повествовала реальную историю парагвайского миллионера, влюбившегося в парижскую танцовщицу Риту. Рита растранжирила все состояние парагвайца и цинично бросила его, пообещав полюбить, как только тот разбогатеет снова. Обезумевший от горя и унижения парагваец нашел Риту в кабаке, где та проводила пьяные ночи, пригласил на танго и во время танца задушил ее.
Иза Кремер услышала песню в Париже, где брала уроки вокала, и сочинила русский текст, вольно обойдясь с сюжетом. Так Рита стала Кло, парагваец — англичанином, и появился третий герой — аргентинский ревнивец Джо. В России танго стало таким популярным, что сюжет, придуманный Кремер, лег в основу фильма 1918 года «Последнее танго», с Верой Холодной в главной роли. Во время киносеансов романс исполнялся в качестве живого аккомпанемента к немой картине.
Скорее всего, Введенский написал свои стихи под впечатлением от романса и фильма.
Александр Введенский. В ресторанах злых и сонных. 1920
«В ночных шикарных ресторанах»
Из соврем. романса
Аргентинское танго
В ресторанах злых и сонных
Шикарный вечер догорал.
В глазах давно опустошенных
Сверкал недопитый бокал,
А на эстраде утомленной,
Кружась над черною ногой,
Был бой зрачков, в нее влюбленных,
Влюбленных в тихое танго.
И, извиваясь телом голубым,
Она танцует, полупьяная
(Скрипач и плач трубы),
Забавно-ресторанная.
Пьянеет музыка печальных скрипок,
Мерцанье ламп надменно и легко.
И подают сверкающий напиток
Нежнейших ног, обтянутых в трико.
Но лживых песен танец весел,
Уж не подняться с пышных кресел,
Пролив слезу.
Мы вечера плетем, как банты,
Где сладострастно дремлют франты,
В ночную синюю косу.
Кто в свирель кафешантанную
Зимним вечером поет:
Об убийстве в ресторане
На краснеющем диване,
Где темнеет глаз кружок.
К ней, танцующей в тумане,
Он придет — ревнивый Джо.
Он пронзит ее кинжалом,
Платье тонкое распорет;
На лице своем усталом
Нарисует страсть и горе.
Танцовщица с умершими руками
Лежит под красным светом фонаря.
А он по-прежнему гуляет вечерами,
И с ним свинцовая заря.
Иза Кремер эмигрировала из Одессы во Францию и затем в Рио-де-Жанейро, откуда часто наезжала в США для записи своих песен, но «Танго смерти» так и не было записано. Она навсегда убрала его из своего репертуара после инцидента в Киеве: какой-то молодой офицер, вернувшись домой после концерта Изы, покончил с собой, оставив возле своего тела записку со словами «Последнего танго».
Романс дошел до нас только в исполнении Вадима Козина. Он пел его на своих концертах в двадцатые годы и записал лишь в 1966-м на поселении в Магадане.
«Последнее танго» фигурирует также у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» (1931), его танцует и напевает Остап Бендер в главе «Коммандор танцует танго». Отголоски и мотивы кремеровского романса звучат в «Жестоком танго» с Андреем Мироновым в телефильме «12 стульев».
В романе Набокова «Ада» (1969) главный герой англичанин Ван Вин танцует с крымской танцовщицей Ритой, которая поет танго Изы Кремер.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:18
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451708
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343348
- 3. Норильск. Май 1268519
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897664
- 5. Закоротило 822085
- 6. Не может прожить без ирисок 782125
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758636
- 8. Коблы и малолетки 740827
- 9. Затворник. Но пятипалый 471148
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402985
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370414
- 12. ЖП и крепостное право 351038
А музыка-то так себе, киркоровская..
я "не волшебник", а просто любитель и от всей души полюбила эту песню в исполнении талантливого человека, так много сделавшего для нас с вами.
хочется просто сказать "спасибо".
я сегодня после защиты годового бюджета "по развитию бренда и бизнеса" нашей компании и бессонных ночей тому предшествующих читаю весь вечер стихи введенского, слушую талантливую музыку и сердце мое поет,... большое спасибо, что вошла в мой вечер эстетика и стало так хорошо, спокойно. вот и вспомнила о настоящем и внебюджетном.
Что же касается (не моего, но пусть) обвинения в "похабщине" (а моего - в "киркоровщине") - автор же прямо в тесте говорит, что именно это и хотел сделать. Блатной фольклор.. Эту песню, может, и надо бы сделать ресторанной, похабной. Но только похабщине этой, цыганско-аргентинскому надрыву должно быть сто лет, а не пятнадцать.. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. А всю введенскую шершавость (которая должна быть оборотной стороной романса и красивости) автор выхолостил, обрубил топором. Да сочини ты сам текст, или у Блока возьми, если сам не можешь.
Игорь, спасибо большое за клип!!! Не могу сказать "восторг" - но, очень понравилось. Талантливо - точно!! А вкупе со статьей ( отдельный поклон) - ООООчень интересная работа!!! Илья, а то, что не столетней давности танго - дык, погодите , время не стоит )))
Совок он и в Африке совок!
Уровень дискурса примерно как на народном суде над тунеядцем Бродским.
Человек, который боится, что его стихи кто-то "скорректирует", не идет в поэзию, как человек, желающий сохранить девственность, не вступает, скажем, в брак.
Поэзия по природе своей -- бесконечный палимпсест, а не музей с "авторитетными манускриптами".
А песня, по-моему, не получилась. Смело, ярко, стильно - и однодневно!
Мое мнение относительно того, что я наблюдаю таково: очевидно, что рождается новая вселенная в музыке. Потому что это ни на что не похоже. И потому что это музыка, как бы кто к этому не относился.
Бездушная фекальная масса.
То же, чем с июля ‘97 года был ОМ. То же, чего мне так не хватало долгое-долгое время и чего я так желала.
Я люблю, когда артист меня (зрителя) держит за яйца. И меня аж с ‘99 года так никто не держал, как ИГ со своим «Танго». Потому как исполнители и всякие певуны мне не интересны, а Артистов нет. Артистов харизматичных, с личной историей и бешеной энергетикой. Артистов-эстетов и философов, которых можно слушать, чувствовать, понимать и любить. Но теперь-то дело пойдёт, я даже не удивлюсь культурной революции. По крайней мере, очень на это надеюсь. Потому как смог может быть не только загрязнением воздуха, но и загрязнением души.
Игорь, спасайте! И спасибо Вам за то, что Вы творите. Вы можете то, чего другие не могут.