Я ужасно любила русский рок извода перестройки, много оттуда тырила как поэт.

Оцените материал

Просмотров: 50376

«Это “плохие” стихи»

21/05/2012
 

ОТЗЫВЫ

Евгения ВЕЖЛЯН
Назад к списку

Мне всегда казалось, что рок-поэзия обладает всеми качествами, вообще характерными для «песенной» поэзии, независимо от направления и жанра. Чтобы «петься», текст должен обладать особой семантической неполнотой и вместе с тем — эмоциональной суггестивностью, чтобы сливаться с музыкой в некоторое самостоятельное единство. Если этой неполноты нет, то один из компонентов синтеза оказывается избыточным.

Отечественная рок-поэзия — явление в этом смысле достаточно странное, но объяснимое текстоцентричностью контекста. Это песенный текст, который претендует на существование в отрыве от всего остального — музыки, ритма и зрелища, без которых рок-культура не может быть понята и воспринята. Именно это делает ее «сильной», делает ее местом мифопорождения и сакрализации — в целом культурной современности.

Представленные тексты, если начать их разбирать как стихи, не радуют практически ничем, поскольку и наделены в избытке вышеупомянутой эстетической «неполнотой». Это «плохие» стихи. И вот над тем, как именно создается этот эффект «неполноты», очень интересно наблюдать.

Во-первых, действительность дана их герою как бы напрямую, «несемантизированно» — в плотности обыденности и в смутности обыденного восприятия. Поэтому вещи в этой поэзии даны нарочито грубо, асемантично, денотативно: «слюна» — это только «слюна», «секс» — это только «секс» и пр. А с другой стороны, сознание, представленное в этих текстах, напротив, предельно «символогенно»: смыслы не производятся внутри текста, а обозначаются особыми ключевыми словами, взятыми напрямую из обыденного языка (сюда же относится и разрушенный, стертый обыденным сознанием язык поэтический). Таковы в нижеприведенном отрывке выражения и слова «весна», «глаза», «плечи» и проч.:

весна
подари мне флягу — я буду пить из луж.
весна
он уже не мальчик и еще не муж.
глаза
все собаки на земле умирают от зависти.
вести
тебя
в метафизические реки
ночные поезда
на потолке твои увидеть плечи (Диана Арбенина. «Кафка»)

То есть, если искусство — это обострение восприятия посредством остранения, по Шкловскому, то перед нами стратегия, прямо этому противопоставленная. Контексты забыты, дана семантически бедная, зато — узнаваемая, «голая», «неотфильтрованная» реальность, которая, однако, может обрести необходимую силу и полноту в родственном ей контексте.

И по этой причине я не могу принять предложенные мне правила игры и оценить эти тексты в качестве литературных. Они созданы и работают на другом поле. А пулю, как писал Тынянов, бесполезно оценивать по цвету…


Дмитрий ВОДЕННИКОВ
Назад к списку

Юрий Шевчук. «Моногород»
Мне очень понравилось про пляшущую в животе кириллицу, что бы это ни значило. Вероятно, автор как настоящий пацан закусил азбукой.

По-моему, это поступок настоящего мужчины. Я бы так не смог.

Диана Арбенина. «Кафка»
А это уже симбиоз Аполлинера с Блоком. С музыкой, кстати, может быть очень здорово. Я только не очень понял, что такое «тень онанизма». И если это тень на стене, то где находится источник света.

Дельфин. «QT»
Я думаю, что это женский текст. Здесь есть Цветаева, ранний Мандельштам и даже Игорь Тальков (это я про иконы святого духа). Наверное, песня очень энергичная. Зажигательная.

Земфира. «Мальчик»
Это Земфира, я знаю эту песню. Она мне нравится. Текст, впрочем, тоже.

Баста и Гуф. «Вязки»
Текст мне нравится. Он сделан неплохо. Мне непонятно только, почему он такой огромный. И сколько тогда звучит песня. И еще. Есть очень легкие пути: например, описывать алкогольный и наркотический опыт. Или тюремный (но это любит делать шансон). Но и то, и другое, и третье — это только трамплин. Он должен быть для чего-то. После него либо бассейн, либо небо. В тексте (без музыки) — я пока не вижу: для чего. И что там потом.


Людмила ВЯЗМИТИНОВА
Назад к списку

Не задействуя поисковик и не имея ни малейшего представления о том, что это за тексты, излагаю свое суждение после их прочтения.

Юрий Шевчук. «Моногород»
Сходу понятно, что этот текст поется и существовать может только в виде песни — что называется, народной, в том смысле, что ее поет народ, пусть даже и автор еще не забыт, но текст этой песни по стилю и ритму — мозаичен, то есть составлен из разнородных фрагментов. На мой взгляд, основной корпус отсылает к песне «Меж высоких хлебов…» — песня о «горюшке горьком», которое «по свету шляется» всегда, а тут вдруг основательно и неизбывно, в смысле очень надолго, «к нам забрело», и что делать — неизвестно. На это накладывается прочно обосновавшийся в нашей культуре «блатняк», немного — фольклор баллад о так называемых внутренних войнах и, разумеется, вездесущая «выпивошная» тема. Язык довольно неряшлив, без музыки и исполнителя трудно судить о том, насколько это нивелируется в ходе песенного исполнения, в любом случае этот текст как просто поэтический не существует: дидактика, прямое называние, то есть этика явно превалирует и отрывается от эстетики, не говоря уже о недостаточной глубине образов и просто штампах. Главный мотив — беспросветная безысходность, обессмысливающая любую попытку действия, даже грабеж, в системе восприятия мира практически слившийся с предпринимательством. Этому тексту далеко до текста песни «Меж высоких хлебов…», отдаленным и осовремененным слепком с которого он является.

Диана Арбенина. «Кафка»
Текст вполне полноправен и как просто поэтический — вне песенного исполнения, хотя представим и как песня. Еще более он представим — в виде шоу: эдакое рэпово-танцевальное современное представление, в котором будут уместны и экран во всю стену, на котором может быть все, что угодно — от дублирования происходящего на сцене до видов извержения вулкана, движущихся математических формул… все, что придет в голову, — до накладывающегося на весь текст произнесения неким голосом первого фрагмента. Эстетика вполне современна и вполне в ладах с этикой, которую она выражает. Мотив всеобщей безысходности выражен через безысходность личную, что уже занижает сам мотив. Занижает мотив и перенесение действия как в необычный по отношению к обычному мир цирка, так и в метафизический мир: только в необычных мирах, существующих в симбиозе с обыденным, может отыскаться, наконец-то, выход. Этот перенос дает надежду и свободу действий, в которой еще надо обжиться, но она пьянит, снимая «выпивошную» тему. Кафка присутствует в тексте, можно обойтись и без названия, но присутствует и трансформация атмосферы, которую создавал Кафка, даря надежду на преодоление этой атмосферы в ее основе. Характерно, что, как и в первом тексте, лирический герой — вор и предприниматель (в расширенном смысле — как предпринимающий нечто, некое действие или совокупность действий).

Дельфин. «QT»
Этот текст существует как просто поэтический, отсылающий прежде всего к эгофутуризму, но как некачественно поэтический. Чувствуется, что он может петься, и, возможно, мелодия и исполнение несколько нивелируют некачественность текста, в котором присутствуют только обрывки образов, не выстраиваемые в целостную систему, можно даже сказать — обрывки поэтических штампов. И, хотя, главным месседжем текста является декларирование значимости «я», эта значимость может подкрепиться только обаянием исполнителя.

Земфира. «Мальчик»
Этот текст также существует как просто поэтический но, хотя он качественнее предыдущего, все же недостаточно качественен. Также чувствуется, что он может петься, тем более, что наличие припева прямо указывает, что это текст песни. Однако в этом случае очевидно, что мелодия и исполнение обязательно, хоть и не полностью, нивелируют его недостаточное качество. При хорошем исполнении может получиться неплохая песня, однако в шлягеры не выйдет: слишком расплывчат месседж текста и образ героя. При доработке текста песня может выйти лучше, однако чтобы стать хорошим как поэтический текст, он должен быть переделан значительно.

Баста и Гуф. «Вязки»
Текст существует как поэтический, и до качественно поэтического он не дотягивает немного: необходимо подчистить некоторую неряшливость языка и лучше стилизовать его под речь лирического героя подаваемого текстом имиджа. Некоторые отрывки вполне качественны как поэтический текст. Это не значит, что при этом речь идет об очень хорошей поэзии, только — о вполне нормальной современной поэзии. Лирическому герою не хватает глубины и конкретности, он слишком собирателен, поверхностен и декларирует общие места сообразно теме. Это во многом можно нивелировать в процессе исполнения личным обаянием и актерским мастерством. Здесь также можно говорить и об изначальном движении в сторону приспособления к определенному типу современного песенного текста — эдакий монолог, позволяющий исполнителю создать то, что называют театром одного актера. При этом срабатывает эффект как бы приближения к подлинно разговорной речи, которая в случае подобных персонажей не может быть правильной. Имеет место что-то вроде игры в натуральность, в которой автору зачастую не хватает тонкости в той языковой игре, которую он затеял.

Итак, серьезно как о поэтических можно говорить только о втором и пятом текстах. Если выстраивать по этому признаку все пять текстов, я бы поставила: 2, 5, 4, 3, 1. Если же говорить о проблеме, то она проста: существование в условиях симбиоза между текстом, музыкой и актерством исполнителя, не исключая присутствия внутри такого симбиоза самодостаточного текста, позволяет, а может и потребовать, наличие текста, функционального для данного симбиоза, но вне его не существующего как просто поэтический. НО: эта свобода часто воспринимается как широкая свобода — либо вообще от любых законов формирования текста, включая элементарную грамотность (если, конечно, речь не идет о стилизации, но она тоже требует выполнения своих законов), либо — как минимум — от знания законов существования поэтического текста. Переходы здесь могут быть очень тонкие, особенно в наше время, когда даже простое чтение стихов оформляется как шоу, тем не менее, как правило, явно некачественная текстовая работа видна сразу, равно как и некачественность текста любой степени сказывается на общем эффекте, пусть и нивелируется воздействием музыки и исполнения.


Мария ГАЛИНА
Назад к списку

Предуведомление
Комментарий абсолютно беспристрастный по той причине, что ни один из этих текстов мне предварительно не знаком. Хочу, тем не менее, напомнить, что тексты в рок-культуре — лишь одна из составляющих, и насколько они значимы, становится понятно, лишь когда то или иное произведение становится культовым. В большинстве же случаев тексты оказываются неким каркасом, куда вбивается настроение автора и исполнителя (что часто одно и то же). Именно поэтому они, как правило, менее «нагружены», чем «просто стихи».

Юрий Шевчук. «Моногород»
Яркий образец «протестной поэзии», которая всегда была в ходу (и всегда имела успех) в бард- и рок-среде. Художественная задача здесь обычно не ставится, а ставится задача донести до слушателя некий смысловой посыл (здесь она решена). Такие тексты редко бывают долгоживущими. Можно назвать несколько исключений (одно из них — Галич), однако этот конкретный текст будет пользоваться успехом, пока останется острополитичным, потом его вытеснят другие актуальные тексты такого рода. Как часто свойственно образцам этой разновидности поэзии, пафос снижен посредством иронии, так что на выходе мы получаем политический фельетон. Есть неловкие состыковки звуков, скажем, «чтоб всегда цвела девичья честь», но в рамках задачи, как я уже писала в предварении, при наличии харизмы исполнителя (тут от харизмы зависит очень многое) это, наверное, останется незамеченным слушателями.

Диана Арбенина. «Кафка»
Еще одна очень характерная форма бытования рок-поэзии, когда в текст можно, за счет его смысловой неопределенности, вчитать или «вслушать» самые разные смыслы. Имитация (или не имитация, а разновидность) «актуальной» поэзии, но, в сущности, то, что еще Высоцкий определил, как «песня-беспокойство» — ни о чем и обо всем одновременно. Что такое «фаланги в чернилах»? Понятно, что фаланги пальцев, хотя не понятно, почему, но у слова «фаланга» по крайней мере три значения, и комический эффект возникает за счет привлечения двух значений из трех. Как правило, такая поэтика присуща текстам очень молодых авторов, которые еще не определили, из-за чего им расстраиваться, и расстраиваются из-за всего подряд — или предназначена молодой аудитории: по той же причине. Пафос, романтика, привлечение «цирка» и «кафки» (распространенная атрибутика) и попытка скромного эпатажа «тень онанизма» (почему — тень?), тоже характеризуют скорее молодого автора или автора, работающего на молодую аудиторию.

Дельфин. «QT»
Шансон, возможно, исполняется «в ритме танго». Как все шансонные тексты, опирается на штампы (не столько вина автора, сколько добрая традиция), очень много пафоса (ирония отсутствует в принципе), вне своей ниши и как самостоятельное литературное явление не существует, хотя что-то в этом роде выкладывают на «Стихах.ру».

Земфира. «Мальчик»
Тема — упакованные в простую для восприятия форму одиночество, инаковость (для рок-текстов, обращенных к молодежной аудитории, мотивы очень распространенные), и отверженность. Неконкретность и многозначительность позволяют слушателю отождествить себя с героем текста. Пафосное отношение к герою также должно льстить восприятию. Тот же шансон, но как бы для более продвинутой аудитории. Во второй строфе аллитерация на букву «Ж» — уж не знаю, насколько сознательная, вероятно, та горькая шутка, которую выкидывает язык как таковой, даже с не желающими того авторами (сам текст явно на иронию не претендует). Если на чем-то и держится, то на энергии автора/исполнителя.

Баста и Гуф. «Вязки»
Судя по всему, рэп, формально очень неплохой, сложная рифмовка и внутренняя энергия. Тем не менее, у текста есть признаки, объединяющие его со всеми вышеприведенными — пафос (хотя и брутальный), инфантильность (инфантильность и пафос вообще часто связаны), нонконформизм и ощущение инаковости и отверженности, и, как бы это сказать, заточенность под успех у определенной аудитории. К тому же, при всей своей «острой тематике», этот текст нацелен именно на то, чтобы оправдать ожидания аудитории, а не опровергнуть их — потому это просто еще одна (неплохая) вариация на тему. Для рок- (рэп-) поэзии в этом ничего плохого нет, она на то и предназначена, но, скорее всего, текст так и останется «внутри» целевой аудитории, как и все остальные, здесь выложенные.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • Madradon· 2012-05-21 20:09:49
    Бродский и Гуффи
  • Madradon· 2012-05-21 20:12:20
    Тень онанизма (специально для Дм. В.) это онанирующего на свою тень поэта - можно тренировать эту песню перед зеркалом - будет то же самое.
  • Alexandr Matveev· 2012-05-21 20:23:21
    Дельфин - шансон. Отлично.
Читать все комментарии ›
Все новости ›