Он, слава богу, в наши дела сильно не вмешивался. Мы только издали на «Мелодии» пару дисков его друга – исполнителя шансона.

Оцените материал

Просмотров: 55863

Забытая «Мелодия» для дворника

Денис Бояринов · 01/03/2012
Как приватизируют национальный звуковой запас

Имена:  Андрей Кричевский · Владимир Путин · Карина Абрамян

©  Игорь Родин

Заместитель генерального директора Карина Абрамян в фонотеке фирмы «Мелодия»

Заместитель генерального директора Карина Абрамян в фонотеке фирмы «Мелодия»

Сейчас никому нет дела ни до чего, кроме президентских выборов 4 марта. И хотя итог выборов заранее известен, к вниманию жителей России не пробиться. Их не отвлечь от пропагандистских телепрограмм, предвыборных диспутов, газетных статей, провокационных колонок или кухонных разговоров. Тем более сюжетом, который с виду и не сюжет вовсе — какая-то пыльная история, чиновничья неразбериха, странная суета вокруг архива экс-всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», хромая судьба которого тоже должна проясниться наутро после выборов — 5 марта.

Что представляет собой фонотека старейшего предприятия звукозаписи страны (волею судеб ничего не записывающего с начала 1990-х)? Крупнейшая в России — без малого 240 тысяч записей: голоса Ленина, Толстого, Маяковского, Есенина и Гагарина, старинная музыка народов, населявших и населяющих СССР, первые исполнения произведений Шостаковича, Прокофьева и Шнитке (иногда дирижируемых авторами), записи Мравинского, Рихтера, Ойстраха, Ростроповича, Гилельса и т.д. — короче говоря, культурное достояние Российской Федерации, национальный звуковой запас.

©  Заместитель генерального директора Карина Абрамян в фонотеке фирмы «Мелодия»

В фонотеке «Мелодии» хранится больше 90 тысяч магнитных лент (из 240 тысяч единиц хранения)

В фонотеке «Мелодии» хранится больше 90 тысяч магнитных лент (из 240 тысяч единиц хранения)

Фонотека государственного значения выглядит как несколько комнат, размеры которых трудно оценить из-за нескончаемых рядов стеллажей, плотно забитых ветшающими коробками с катушками магнитной ленты. На коробках — этикетки, испещренные малопонятными символами и сделанными на машинке надписями вроде «“Керме-Тоо”. Исполнитель Жуман Саркубенова (темир-комуз). Дата записи: март 1970 г.». На некоторых этикетках вообще ничего не разобрать — они заполнены не на машинке, а от руки, от времени и влаги бумага покорежилась, чернила выцвели или поплыли. Комнаты со стеллажами, каждую ночь опечатываемые сургучной пломбой, находятся в здании бывшей проктологической клиники на Карамышевской набережной.

Здесь же, на Карамышевской, находятся каталоги, которые позволяют расшифровать знаки на коробках, — в старорежимных картотечных ящиках и шкафах, заполненных рукописными тетрадями с надписью «Наряды». В каталогах запутаться нетрудно, на этикетках нередки ошибки, в коробках с лентами могут оказаться совершенно другие записи. Другими словами, что есть звуковой архив «Мелодии», в полной мере не представляет себе никто — даже самые старейшие ее сотрудники. Однако всем, кто хоть сколько-нибудь знаком с «Мелодией», понятно, что ее архив — это огромный кусок звуковой истории экс-СССР, в котором могут обнаружиться и обнаруживаются самые удивительные находки. Потенциально высокой рыночной стоимости. Не зря же к фонотеке «Мелодии» проявляют интерес компании мирового масштаба вроде Universal и Google. Однако в своем нынешнем состоянии архив «Мелодии» — без ключа и без ручки чемодан с сокровищами, который его владелец неоднократно пытался вынести на помойку.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Marat Nigametzianov· 2012-03-02 10:40:17
    мелодия находится не в практологическом центре, а в соседнем шикарном здании бизнес-центра
  • Carina Melodia· 2012-03-02 11:05:33
    Марат!дело в том,что "шикарный бизнес-центр" строился под еще один корпус медицинского учереждения и наши "кабинеты-палаты" совсем не подходят для профдеятельности Мелодии.есть такое понятие,как акустика помещения.
  • Yaroslav Sartakov· 2012-03-02 21:20:51
    У нас в Екатеринбурге есть Уральская государственная консерватория, в которой в годы войны преподавал Генрих Нейгауз. Так вот, в конце 90-х начали оптимизировать библиотеку консерватории, "уплотнять", а все для того, чтобы дать возможность разместить в её помещениях ресторан. Делалось все это с попустительства тогдашнего ректора - алкоголика Андрианова и проректора - жулика Цеханского. До сих пор помню как наши библиотекари плакали, раздавая просто так всем желающим бесценный фонд, копившийся в библиотеке десятилетиями. Кто - то что - то взял, что - то просто выкинули. До сих пор помню это ощущение ужаса и нереальности происходящего.

    Но то, что описывается в данной статье, вообще абсурд! Неужели у нас в стране так много интеллектуальных ценностей ? не могу себе представить, чтобы кто - то из западных мейджоров просто так взял и выкинул свой фонд.

    Бред какой - то. Ничего другого сказать невозможно.
Читать все комментарии ›
Все новости ›