На вопрос о том, может ли мусульманин заниматься музыкой, до сих пор нет четкого ответа.

Оцените материал

Просмотров: 10485

Ислам + хип-хоп =

Радиф Кашапов · 04/01/2012
Мусульманский рэп в кино, школах, США и России

©  Павел Пахомов

Ислам + хип-хоп =
Сайт канала Al Jazeera опубликовал статью, анализирующую, как американское правительство формирует новый образ своей страны в мусульманских странах через хип-хоп, посылая в горячие точки планеты рэперов. Речитатив понятен и любим многими — одни используют его для внешней политики, другие — для объединения митингующих, выражения несогласия и пропаганды своей религии.

Играть — нельзя? А сэмплировать?

Рок-музыка, исполняемая последователями ислама, обычно преподносится СМИ как экзотика. В несветских мусульманских государствах она превращается в музыку протеста в духе русского рока 80-х. Особенно любят журналисты писать про металлистов, чьи вокалистки скрывают свои лица не только по правилам веры, но и потому, что им не особо-то рекомендуется заниматься подобными вещами.

На вопрос о том, может ли мусульманин заниматься музыкой, до сих пор нет четкого ответа. В Коране прямого запрета на это нет. С другой стороны, к примеру, существует изречение пророка Мухаммеда, сохранившееся благодаря имаму аль-Бухари, автору наиболее авторитетного жизнеописания главного святого ислама, которое гласит: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шелка, алкоголь и музыкальные инструменты». По мнению противников музыки, таким образом, все эти действия связываются в одну греховную цепочку. Но комментарий скорее связан с тем, что во времена пророка Мухаммеда музыка была частью языческих обрядов. Скажем, в 2010 году саудовский имам Адель аль-Калбани заявил, что у запрета на пение и музыку слишком слабые доказательства — у этого суждения опять возникло множество противников и сторонников.

Речитатив как проповедь

Мусульманский хип-хоп имеет перед роком преимущество. Более того, ислам — это наиболее тесно связанная с хип-хоп-культурой религия. Мусульманство для афроамериканцев с начала прошлого века служило способом самоидентификации, отделением от белого населения. Ислам интересовал хип-хоперов еще со времен Африки Бамбааты.

Такие рэп-авторитеты, как Ice Cube, Everlast, Mos Def, Q-Tip, Lupe Fiasco и Busta Rhymes, заявляли в своих интервью, что они верят в Аллаха. Некоторые об этом еще и читают. Вот пример из песни Ghostface Killah «I’ll Die For You (The Big Doe Rehab)»: «Я умру за пророков, и я умру ради Господа на поле боя, сильно раненным, держа в руках меч, без каких-либо вопросов, я уже знаю, это все ради дела, просто положи меня лицом на Восток, когда я окажусь в земле».

«Ислам научил меня благословлять слова, направленные на публику, — сказал однажды Mos Def. — Это дает им духовные крылья. И, иншалла, Бог примет моих усилия».

«Хип-хоп работает с низкой формой эго, низкой формой психики, — высказался Q-Tip. — Он имеет дело с более животной сущностью человека, в том смысле, что он позволяет [животности] продолжаться. В то же время ислам подавляет ее. Ислам — о сдерживании вашей животности и тому подобного».

Ну, а Lupe Fiasco (он же Вассалу Мухаммад Жако) сделал ремикс на трек Канье Уэста «Jesus Walks» и переименовал его в «Muhammad Walks», а название альбома «Food and Liquors» прокомментировал так: еда — хорошо, алкоголь — плохо (к концу года он собирается издать продолжение диска).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›