В этом есть какое-то… ну, не знаю, будущее.

Оцените материал

Просмотров: 22471

Большие и маленькая

Денис Бояринов · 15/11/2011
Новая участница «Самого Большого Простого Числа» Саша Захаренко о смелом альбоме «Флэшка»

Имена:  Илья Барамия · Кирилл Иванов · Саша Зайцев · Саша Захаренко

©  Предоставлено Сашей Захаренко

Саша Захаренко  - Предоставлено Сашей Захаренко

Саша Захаренко

Маленькая Саша ставит тяжелые сумки на пол кофейни. У нее был трудный понедельник: бурные выходные в Петербурге (Саша еще и диджей), раннее утро, встреченное в «Сапсане», с Ленинградского вокзала она отправилась прямиком на учебу в Британскую школу дизайна и провела там весь день с небольшим перерывом на обед. Сейчас, в девять вечера, когда Москву уже проглотила ночь, мы встречаемся с ней в кофейне на Покровке, чтобы поговорить о ее музыкальной деятельности. Саша Захаренко играет на ударных в группе «Самое Большое Простое Число».

Да, «СБПЧ» теперь рок-группа. Можно сказать, классическая, квартет: вокал, электрогитара, бас и барабаны. Электронные устройства и металлофон, впрочем, остались. Однако для тех, кто помнит первое появление музыкального проекта питерского журналиста Кирилла Иванова и дуэта «Елочные игрушки», состоящего из Саши Зайцева и Ильи Барамии, эта метаморфоза, произошедшая с группой, все равно удивительна и необъяснима.

©  Предоставлено Сашей Захаренко

Саша Захаренко

Саша Захаренко

Поначалу «СБПЧ» воспринимался как младший брат проекта 2h Company, в котором Михаил Феничев и Михаил Ильин тараторили головоломные психотексты под бит «Елочных игрушек», постоянно выламываясь из ритма. Младший брат был со старшим одной крови, но выглядел полной противоположностью. На дебютном альбоме «СБПЧ», спродюсированном теми же Зайцевым и Барамией, бита вовсе не было. Были шумы и шорохи, украшенные сэмплами, вырванными из реальности и вывернутыми наизнанку; поверх этого эмбиентного звукоряда туда-сюда плавал голос Кирилла Иванова, читавшего, как будто детские стихи — свои и своих друзей: «Боже, где нам взять денег на все твои чашки». Музыкальные критики посчитали 2h Company и «СБПЧ» признаками того, что в России нарождается альтернативный, интеллектуальный или абстрактный хип-хоп. Ну вот как на лейбле Anticon. Олег Нестеров, издававший альбомы 2h Company и «СБПЧ», называл этот жанр «новой городской поэзией» и говорил, что «страна, где стихи собирали стадионы сорок лет назад, не может проигнорировать новое живое слово».

Дебютный альбом «СБПЧ» срезонировал, пусть и не в масштабе страны. Пошли концерты и публикации. Иванов даже получил тяжелый приз от журнала GQ как «Музыкант 2007 года» в 2008-м, при том что тогда он играл разве что на мини-дисках. В том же году Кирилл, Саша и Илья выпустили новый альбом под маркой «СБПЧ», в котором от эмбиента и сэмплоделики не осталось камня на камне. «СБПЧ» стал семнадцатиголовым полуимпровизационным оркестром, в который вошли музыканты дружественных групп ‒ Klever, Verba и «Новые праздники». К микрофону, помимо Иванова, выходили дикий мужчина Стас Барецкий, рэпер-позитивист Ларик Сурапов (теперь — Miiisha), брат Феничев из 2h Company и Юрий Высоков из «Общежития». На концертах Кирилл, Саша и Илья доводили открытость и спонтанность этого ансамбля до максимума — заставляли музыкантов меняться инструментами, доставали детские музыкальные инструменты и приглашали зал присоединиться к выступлению. Через какое-то время стало понятно, что это решение хоть и красивое, но слишком концептуальное: на концерты такой оравой не поедешь. К предзаписанной музыке троице возвращаться не хотелось, и они решили поставить еще более рискованный эксперимент — отойти от синтезаторов и мини-диск-плеера, взяться за гитары и начать играть самим. Причем практически сразу — со сцены.

©  Предоставлено Сашей Захаренко

Саша Захаренко

Саша Захаренко

Выпускницу филфака Сашу Захаренко, которая училась игре на барабанах, вместо того чтобы учиться английскому (причем у того же педагога), Саша Зайцев увидел в группе друзей «Большая и маленькая». Сначала Зайцев, всегда охотно помогавший начинающим музыкантам, позвал «Большую и маленькую» на разогрев «СБПЧ» в «Цоколе», потом вызвал Сашу на совместный джем. Так она и стала четвертым полноценным участником группы (хотя, переехав в Москву для учебы в «Британке», она и вынуждена пропускать репетиции). Сашу, как и остальных участников «СБПЧ», не назовешь опытным и профессиональным музыкантом: «У меня нет цели стать очень крутым барабанщиком. И времени нет. Я могу держать ритм и придумывать простые штуки. Мне кажется, в этом тоже что-то есть».

Экспериментаторы Зайцев, Барамия и Иванов как раз и ищут это неуловимое «что-то» в музыке — на территории отсутствия опыта и наработанных штампов, случайного озарения и гениальной ошибки, искреннего и честного любительства. Результаты изысканий последнего года представлены на новом альбоме, «Флэшка», где к знакомым синтезаторным арпеджио «Елочных игрушек» добавились живой ритм, простые гитарные аккорды и пропетое на четыре голоса признание, что «медведь наступил нам на ухо»:



«Я сама удивлена, насколько парни сделали прямо-таки смелую пластинку. Она может оттолкнуть многих людей, которые не до конца понимали “СБПЧ”, — говорит Саша Захаренко, забыв про свой американо с молоком. — Мне в ней очень нравится сочетание простой живой музыки и электронных всяких штукенций. Там есть неожиданные ходы, которые могут даже слишком простыми показаться, но в этом есть какое-то… ну, не знаю, будущее».

А еще на «Флэшке» есть слова — много слов, которые хоть и «слабость», но их из песен «Самого Большого Простого Числа» никак не выкинешь. Каждая из 13 песен альбома — это рифмованное письмо, отправленное братскому сердцу или разбившей сердце на осколки. Каждое — о всяком разном, но не о пустом: немного о грустном — о том, как здесь хреново, и о том, как порой превращаешься в кулич, но больше о радостном — бодрюсь, бодрюсь, бодрюсь. Самая первая, во многом программная, о русских песнях, которые не звучат в колонках и наушниках поколения Саши Захаренко — поколения дизайнеров и диджеев. И правда ведь не звучат: «Ну вот, например, у меня группа любимая — Radiohead. Такая — навсегда. А если я слушаю русскую музыку, то какой-то олдскул — ну, понятное дело, “Кино”, “Аквариум” старый… “СБПЧ”? Я была на концертах, но не так чтобы прямо в наушниках с утра до вечера».

Надо думать, «СБПЧ» записали на «Флэшку» еще и амбицию изменить эту ситуацию своими новыми песнями. Посмотрим, чем закончится этот эксперимент.

Московская презентация альбома «Флэшка» состоится 17 ноября в клубе «Солянка».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • spb4· 2011-11-15 13:34:04
    нелепая статья. вата какая-то. а группа - супер, надеюсь и альбом тоже.
  • Oleg Abramenko· 2011-11-15 21:39:34
    Такая — навсегда.
Все новости ›