На фоне красивого горного пейзажа некий мальчик спрашивает у участника группы «Барто» Евгения Куприянова: «А почему у вас ногти накрашены?» Евгений начинает: «Ну, мы потому что…»
Но ничего так и не отвечает — резко идет смена плана. Это один из эпизодов сериала «Стар Трек по-русски, или Звёздный путь В НИКУДА». Объяснений не последовало, потому что объяснять ничего не надо. Все наглядно будет показано в сериале — концертно-полевых хрониках московско-люберецко-петербургских электропанков «Барто». 10 августа вышла первая серия, новая — каждую среду. В планах уже второй сезон. Следите за страницей группы на YouTube.
Сериал для «Барто» делает Ольга Мажара — питерский режиссер, которая работает преимущественно с местным андеграундом. В частности, она сделала для «Барто» клипы на песни «На Яды» и «КГБ». В случае со «Стар Треком» Мажара ничего не снимала. Куприянов редко расстается с видеокамерой. Он зафиксировал немало волнующих эпизодов из повседневной жизни коллектива. Ольга смонтировала эти съемки в сюжетные ролики, добавив только текстовые комментарии, титры да кадры из фильма BBC про космос.
Вмешательство музыкантов в работу режиссера было минимальным. «Женя находится внутри группы, всей этой истории ему сложно было сделать сценарий, — комментирует Мажара. — В его представлении все развивается по-другому. Здесь нужен был человек извне, нужна была логическая структура. Каждая серия смотрится законченно с точки зрения драматургии. И, скажем, в восьмой серии вас ждет кульминация. При этом Женя иногда провоцировал людей, выстраивал игровые моменты — я это сразу увидела при просмотре».
Рассказывает Куприянов: «Это в чистом виде кинематограф, хоть и документальный: Мажаре мы отдали 80 часов съемок, охвативших период с июля 2010-го по январь 2011-го, из которых она оставила на первый сезон сериала немногим более полутора часов — то есть стандартного формата киноленту (11 серий по 10 минут). Более того, прикол в том, что она не была в курсе наших близких — или не очень — знакомств, частенько не знала элементарного контекста происходящего. Поэтому лепила то, что хотела. То, какими ей хотелось, чтобы нас увидели. Из-под ее монтажного резака мы могли выйти пушистыми интеллектуалами, которые читают по вечерам “Физику невероятного” и посещают спектакли. Случалось всякое. Заснято многое. После первых серий кому-то может показаться, что герои показаны однобоко — неразборчивыми в связях циниками-сибаритами, прожигающими жизнь в бесконечных алко- и наркопьянках. Но сериал выстроен по всем законам настоящего кино: в течение первого сезона характеры героев раскрываются полностью. Через них говорит русский народ — обожающий и ненавидящий себя одновременно».
Читать текст полностью
Да, поначалу кажется, что герои сериала о «Барто» не бывают в трезвом состоянии. К примеру, в части, посвященной записи альбома «Ум, Совесть и Честь», можно увидеть невменяемого художника Виктора Пузо, толкающего на детской площадке в Люберцах телеги в духе передачи «В мире животных». Или прослушать рассуждения об особенностях русского секса. Попытаться рассмотреть, как милиционеры отбирают у ведущего «Муз-ТВ» Юрия Пашкова наличную валюту. А также, разумеется, почувствовать себя чужим на закулисном празднике жизни.
Третья серия посвящена митингу «Мы все живем в Химкинском лесу» на Пушкинской площади, где группа в мегафон спела песню «Готов», за которую потом вокалистку Марию Любичеву вызвали в прокуратуру. «Как бы мы ни открещивались от политики, не упомянуть эту веху в истории группы никак нельзя. Таким образом, спустя год после митинга-концерта в поддержку Химкинского леса мы со своей стороны ставим жирную и завершающую точку в подзаебавших дебатах вокруг песни “Готов”», — говорит Куприянов.
На видео с Пушкинской отчетливо слышно, что кто-то яростно подпевает тем самым «опасным» строчкам: «Я готова, а ты готов? Поджигать ночью машины ментов». Видно, что не группа создает контекст, а толпа. После митинга «Барто» стали достоянием масс. О них написали издания, которые ранее ничего не знали о русском электропанке. Ирония состоит в том, что самые острые социально-ориентированные тексты (лишенные политического налета, но сдобренные изрядной долей цинизма) музыканты озвучили на двух первых альбомах. Третий — «Ум, Совесть и Честь» — они посвятили любви и сексу, всего несколько раз отвлекшись на более приземленные темы и объединив все в треке со строчками: «Лягу под полковника КГБ». В то же время на концерты, напротив, стали ходить не обыватели и планктон, а антифашисты, правые, распугивая обычный народ и предъявляя «Барто» какие-то требования. А журналисты начали брать у них интервью, представляя себе группу только по сводкам МВД.
Сериал неслучайно появился сейчас: «Барто» готовит новый, «крайне радийный» альбом, предваряя его чередой синглов — первый будет представлен 10 сентября в питерском клубе Dusche. «С политикой мы точно покончили, — говорит Куприянов. — Если вы считаете нас политической группой, вы сильно ошибаетесь. Немцов? Лимонов? “Единая Россия”? Нет, не слышали. Мы выбираем секс, наркотики и электропанк. Аминь! Между панк-роком и Медвепутом наш выбор явно не в пользу последних! Ничего нового о себе мы [после просмотра] не поняли. Мы знали, на что шли, и были готовы ко всему. Главенствующим было желание быть тотально искренними, как бы банально это ни звучало. В первую очередь перед самими собой. Мы такие, какие есть: не красуемся и живем в меру своих скромных способностей».
История с группой «Барто» напоминает фильм Hype!, рассказывающий о том, как пресса США сделала гранж феноменом: музыканты в насмешку над СМИ придумывали несуществующий сленг и баловали журналистов дурацкими байками типа «Я и Кобейн», чем провоцировали их настойчивое внимание, чуть было этих музыкантов не погубившее. «Стар Трек» благодаря максимальной документальности явно должен развеять любые сомнения относительно «Барто». {-tsr-}Мария Любичева, Евгений Куприянов, Иван Дерябин и Алексей Отраднов — не политическая группа и не флагман оппозиции. Это просто коллектив, любящий панк, трэш и электронную музыку, который попал в довольно странную историю и получил с этого не только дивиденды. Возможно, они более комфортно чувствовали бы себя и без повышенного внимания и ярлыка «тех самых скандальных матершинников из центра России».
Недавно по просьбе телеканала НТВ «Барто» переделали песню «Готов» в вальс. «Это наш специальный подарок для Нургалиева, — подводит итог Куприянов. — Он шутит, закрывая наше дело в день рождения Агнии Барто, мы улыбаемся в ответ и действительно крайне надеемся на этой позитивной ноте свои хождения во власть и завершить! Спасибо всем, кто поддерживал».