Серф, Джерри Ли Льюис, «новая волна» и звезды азербайджанского джаза в мультфильмах советских республик
Читать!
1. «О мода, мода!» («Грузия-фильм», 1968)
Режиссер Вахтанг Бахтадзе. Композитор Нугзар Вацадзе
Как и в РСФСР, в Грузии снимали пропагандистские мультфильмы об «их нравах». Этот образец анимационной сатиры — о людях, гоняющихся за последними модными трендами (доисторических и средневековых хипстерах), — даже получил вторую премию в ВКФ в Минске и Специальный приз и диплом фестиваля анимационных фильмов в Мамайе (Румыния). Саундтрек — оригинальный и заимствованный с западных пластинок — подходяще модный: африканские барабаны и серенады, а также восточная полиритмия, меланхоличные серф-наигрыши в духе Shadows, эстрада и даже рок-н-ролл — редкий пример, когда в советском мультфильме звучал Джерри Ли Льюис. На момент выхода фильма композитору Вацадзе было около тридцати лет, писать он стал в начале 1960-х, будучи студентом консерватории — сочинял концерты, квартеты, прелюдии, а также музыку для кино. В 1968-м он преподавал в музыкальном училище им. М. Баланчивадзе в Кутаиси. После продолжал работу и с аниматорами, и с кинорежиссерами, к примеру, сочинил музыку к нескольким комедиям — «Я и мои соседи», «Ретивый поросенок», «Общая стена».
2. «Капля меда» («Арменфильм», 1968)
Режиссер Валентин Подпомогов. Композитор Роберт Амирханян
В конце 60-х Роберт Амирханян только-только заканчивал композиторское отделение Ереванской государственной консерватории. Этот мультфильм стал его первой пробой в области анимации. Для картины о том, как можно смертельно поссориться из-за мелочи, он сочинил пронзительные фольклорные мелодии в исполнении и народных, и классических инструментов. В 1990-е Амирханян стал председателем Союза композиторов и музыковедов Армении, а потом и депутатом парламента, не оставляя занятия музыкой, правда, уже в более «взрослых» жанрах.
Режиссер Подпомогов — армянин по матери, земляки называли его «солью Армении». Гордился, что закончил всего четыре класса школы. Как рассказывали его друзья, он всегда рисовал эскизы в последний день, еле успевая выйти из пьяного загула. В пятьдесят лет поддался уговорам знакомых и серьезно занялся живописью. Сейчас живет в Лос-Анджелесе.
3. «Солнце и арбуз» («Грузия-фильм», 1974)
Режиссер Карло Сулакаури. Композитор Джансуг Кахидзе
Карло Сулакаури начинал режиссером кукольных театров, а с 1961 года уже снимал кукол в мультфильмах, став основоположником этого жанра в Грузии. Джансуг Кахидзе известен еще и как дирижер, в момент записи он возглавлял Государственный симфонический оркестр Грузинской ССР — в «профессиональной» роли его можно увидеть в фильме «Жил певчий дрозд» Иоселиани. Он играл с местными оркестрами в Лондоне, Париже, Милане, Австралии и США. Кахидзе также очень любил петь грузинские песни, он даже основал вокальный ансамбль «Швидкаца», получивший золотые медали на Всемирном Московском молодежном фестивале в 1957 году и на всемирной выставке в Брюсселе в 1958-м. Оценить его певческий талант можно и в этом мультфильме, где композитор не только сочинил все песни, но и сам их исполнил:
4. «Волшебное яйцо» («Грузия-фильм», 1974)
Режиссеры Юрий Чиквадзе, Олег Кочакидзе, Александр Словинский. Композитор Гия Канчели
Главный грузинский композитор, известный большинству прежде всего по музыке к фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза!» (всего около полусотни картин), написал саундтреки и к нескольким мультфильмам. К примеру, к этому, как строитель-пропойца нашел яйцо, а из него вылупился деловитый говорящий птенец с задатками прораба. Даже те, кто мало знаком с творчеством Канчели, моментально узнают в этих напевных мелодиях почерк мастера: такие песни легко представить и в зале филармонии, и на сельской свадьбе — одновременно простая, естественная, эмоциональная и захватывающая музыка, основанная на грузинском фольклоре. Через год после выхода мультфильма Канчели получит за свою Четвертую симфонию Государственную премию СССР.
5. «В синем море, в белой пене…» («Арменфильм», 1984)
Режиссер Роберт Саакянц. Композитор Роберт Амирханян
Саакянц работал на «Арменфильме» с 1970 года, стал художественным руководителем объединения мультипликационных фильмов и снял самые известные фильмы студии по сказкам классика армянской литературы Ованеса Туманяна, начиненные абсурдными образами и аллюзиями на современность: «Три синих, синих озера малинового цвета», «Пес и кот», «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «Ишь ты, Масленица!». Самая музыкальная — «В синем море, в белой пене…» — о мальчике, так и не ставшем наследником морского царя. Как и во многих других, за звуковую дорожку здесь отвечал композитор Роберт Амирханян, много работавший в кино — на его счету 16 игровых и около 30 мультипликационных фильмов. Он и написал главную песню «В море ветры, в море бури», исполняемую дочерью царя — совсем не детский трек, который легко представить в репертуаре Пугачевой. Песня стала большим хитом — до сих пор ее охотно поют в караоке-клубах. Народ примадонне песню и приписывал, но поет ее Анаит Каначян — информации о ней никакой нет, известно лишь, что после Карабахского конфликта, во время экономической блокады Армении, Каначян уехала в США и музыкой заниматься перестала.
Помимо известных анимационных лент, Саакянц делал и другие, не менее впечатляющие. Скажем, «Кнопка» — тревожная картина состояния обывателя, предчувствующего развал СССР.
6. «Будет ласковый дождь» («Узбекфильм», 1984 год)
Режиссер Назим Туляходжаев. Композитор Феликс Янов-Яновский
Мультфильм, снятый на исходе «холодной войны» и основанный на рассказе Брэдбери из «Марсианских хроник», об автоматическом доме, в котором погибли после катастрофы все жители, концентрируется на ядерной угрозе, причем место действия — не Марс, а США (обратите внимание на так называемые «Тени Хиросимы» на стенах). Композитор Феликс Янов-Яновский к тому времени был сверхзаслуженным композитором Узбекистана, преподавателем местной консерватории с тридцатилетним стажем (он до сих пор там работает) — в его послужном списке есть и оперы, и симфонии, и мессы. За мультфильм он получил премию Союза молодежи Узбекистана, но в целом мало сотрудничал с аниматорами, а вот с Брэдбери столкнулся через три года, когда тот же Туляходжаев снял полнометражный фильм «Вельд» по одноименному рассказу, одну из самых пугающих картин-фантасмагорий советской эпохи.
7. «Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию» («Азербайджанфильм», 1985)
Режиссер Геннадий Тищенко. Композитор Джамиль Амиров
Дипломная работа для Высших курсов сценаристов и режиссеров по мотивам рассказа Станислав Лема — словно продолжение «Тайны третьей планеты» Качанова: по картинке и по звуку — синтезаторные экзерсисы, от медитаций до экспериментов с фильтрами.
Тищенко с детства интересуется космосом — как писатель, художник, архитектор и режиссер; он снял десятки фантастических мультфильмов, вроде «Вампиров Геоны» и «Амбы», а также несколько работ по Толкиену. В телефонном интервью он рассказал, что музыку для «Путешествия» ему писал тогда совсем еще молодой сын композитора Фикрета Амирова, обладателя Сталинской премии и Государственной премии СССР. Причем с мелодиями Тищенко помогал сам, поскольку учился в детстве в музыкальной школе. Позже в Москве он готовил сериал о приключениях Тихого, но Лем, в ответ на незаконную экранизацию рассказа «Кто вы, мистер Джонс», запретил продвижение любых проектов, связанных с ним, в СССР.
Джамиль Амиров в середине 1980-х создал фьюжн-группу «Гобустан», а сейчас он — звезда азербайджанского джаза, его коллектив Savab выступает на фестивалях дома и за рубежом. Также группа играла сольные концерты в США, а концерт в Турции даже был выпущен в 2006 году под названием Istanbul Live . Кроме того, Амиров, к примеру, сделал проект с поп-певицей Тунзалей Агаевой под названием «Элкям», объединяющий народную музыку, классику и современные стили.
8. «Обыкновенное опасное приключение» («Арменфильм», 1987)
Режиссер Эльвира Авакян. Композитор Мартин Вартазарян
К мультфильму о двух школьниках, попавших в плен к инопланетянину, музыку писал представитель армянской джазовой династии: отец Мартина, Цолак, в 1936 году организовывал самый первый в стране джаз-оркестр. Сам Мартин, выучившись на пианиста, в конце 50-х начал играть — сначала в джаз-квинтете при Государственном радиокомитете. Сменив несколько работ, в 70-е нелегально объездив Союз и посещая всевозможные джазовые фестивали, он стал в итоге одним из ведущих джазменов Армении. Ныне — консультант и второй дирижер Эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио Армении и преподаватель на джазово-эстрадном факультете Ереванской консерватории. В кино он работал охотно, в его списке больше двухсот звуковых дорожек. Аранжировки в «Приключении» в зависимости от ситуации меняются от легких лаунжевых наигрышей до монотонной «новой волны».
9. «Нить» («Узбекфильм», 1989)
Режиссеры Светлана Муратходжаева, Сергей Алибеков. Композитор Дмитрий Янов-Яновский
А это уже работа сына сверхзаслуженного узбекского композитора. «Нить» — картина о стариковских воспоминаниях, построенная на пугающих диссонирующих крещендо с этническими перезвонами и пением мулл — такую музыку можно представить в поздних альбомах Скотта Уокера или даже Godspeed You! Black Emperor — медленная, туманная анимация «Нити» отлично подошла бы им на видеоклипы.
Читать!
КомментарииВсего:6
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17829609
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6724394
- 3. Норильск. Май 1293584
- 4. ЖП и крепостное право 1117496
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907056
- 6. Закоротило 837167
- 7. Не может прожить без ирисок 832228
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790968
- 9. Коблы и малолетки 766225
- 10. Затворник. Но пятипалый 507926
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441895
- 12. «Роботы» против Daft Punk 408944
см. мультфильм за номером 7.
Вообще же дело вкуса, конечно, но по-моему и получше музыка была в советских мультиках. Тут уж собраны какие-то очень занудные образцы.
Меня в первой серии Ну погоди подивила. То есть писать о картинах, которые точно все видели - к чему это?
а в 60-е и 70-е в кино - далеко не только в мультипликации - с этим и в Москве вовсю работали...