Японская поп-певица Мику Хацунэ появилась три года назад. Эта шестнадцатилетняя девочка с зелеными хвостиками до пят и высоким голоском достаточно быстро набрала популярность среди интернет-аудитории, сразив ее наповал своей разухабистой «Полькой Евы». Мику Хацунэ заметили. Она выпустила с десяток дисков на разных
независимых лейблах, а в прошлом году ее альбом Vocalogenesis дебютировал с первого места в еженедельном японском чарте Орикон. В том же году состоялись первые концерты Мику, поддержанные аншлагами публики и благосклонной реакцией музыкальной критики. Во всем этом не было бы ничего необычного, еще одна история j-pop певицы средней руки, которых в Японии невероятное количество, все же второй по величине музыкальный рынок планеты, если бы не одно «но». Мику Хацунэ не человек.
Мику Хацунэ – это программа. Программа Vocaloid – синтезатор речи или, другими словами, компьютерная технология имитации человеческого вокала, разработанная корпорацией Yamaha. Она позволяет создавать вокал для мелодии, используя сэмплы человеческого голоса, вокал собирается, словно мозаика, из кусочков предзаписанных фонем. Таким образом, запрограммировав мелодию и введя текст для каждой ноты, стало возможным спеть песню, не открывая рта, что, несомненно, является технологическим прорывом. Первая коммерческая версия вокалоида, созданная компанией Crypton Future Media, появилась в продаже в Японии в 2004 году. Надо заметить, что звукозаписывающая индустрия отреагировала на появление вокалоида крайне нервно. Профессиональные исполнители, к которым обращался Crypton для создания банка сэмплов, отвечали отказом, испугавшись нашествия своих виртуальных клонов. Компании пришлось прибегнуть к японским голосовым актерам, озвучивающим аниме и игры.
Вокалоид «пошел» на рынке, но без особого ажиотажа. Выходили всё новые версии программы, по схеме «певец в коробке», каждая новая коробка – новый голос. Все виртуальные певцы Crypton имели имена, некие прописанные личности, но первоначально компания не делала жесткой привязки голоса к изображению персонажа, предпочитая не ограничивать фантазию пользователей. Но ко второму поколению программ стратегия была пересмотрена, теперь компания создавала не только голос, но и внешность вокалоида, изображением в полный рост которого стали украшать коробку. Это сработало – популярность программы взлетела. И всему этому стала виной Мику Хацунэ.
Читать текст полностью
Почему суперзвездой стала именно Мику более чем из двух десятков вокалоидов, поющих на трех языках? Никто точно не знает. Может быть, потому, что она была первым вокалоидом нового поколения. Может, дело в том, что ее имя означает «первый звук будущего», а в графе «национальность/происхождение» указано «андроид-дива из мира потерянных песен». Может, дело в этих невозможных зеленых косах. Или в ангельском голосе Саки Фудзиты, озвучившей Мику. Но как бы то ни было, японская молодежь полюбила Мику всем сердцем. Ее раскрутили пользователи японского видеообменника «Нико Нико Дога» , где гнездятся радикальные отаку. Они первые начали активно писать для Мику песни, и после ставшей мегамемом «Польки» она превратилась в звезду. Японский интернет наводнили самодельные ролики с вокалоидом Хацунэ. Сначала они выглядели как любительские мультики, но потом, при поддержке Crypton, в сети появилась бесплатная анимационная программа Miku Miku Dance, специально для оживления анимешных девочек в 3D, и Мику не только запела, но и заплясала в HD-качестве. Сайт «Нико Нико Дога» превратился в главную площадку вокалоидов; сайты, сообщества, конкурсы множились как грибы. Пользователи развлекали себя по полной программе – сами писали песни, сами слушали, сами ремикшировали друг друга и сами делали видео. Шоу-биз сменил гнев на милость. Компиляции песен Мику начали выходить на CD. Она стала давать концерты с живыми музыкантами, возникая перед поклонниками в виде эффектной голограммы, проецирующейся на прозрачный экран.
Сейчас Мику находится на пике популярности. Она снимается в аниме, часто появляется на телевидении. Поет с известными артистами. О ней узнали на Западе. Она завела себе Фейсбук. Она была замешана в политическом скандале, ее светлый образ был беспринципно использован в предвыборной кампании одного из кандидатов от демократической партии Японии. Прямо сейчас на борту японского космического зонда «Акацуки» три алюминиевые пластины с изображением Мику подлетают к орбите Венеры. А робототехники из токийского НИИ AIST работают над ее кибернетическим телом, представляя своего знаменитого андроида HRP-4Cв образе Мику Хацунэ.
Со стороны это все больше и больше похоже на все менее и менее фантастический роман Уильяма Гибсона «Идору», в центре которого как раз и была японская виртуальная звезда. Очередной раз Гибсон подтвердил звание главного пророка цифровой эры.
Конечно, Мику Хацунэ не первая в мире поющая мультяшка. Все знают о Gorillaz. Кое-кто помнит «Глюкозу». Но за всеми этими проектами стоят реальные люди, не скрывающие своих лиц на концертах. Маркетинг, лейблы, рекламные кампании – все тщательно просчитано и внесено в смету. За Мику Хацунэ никто не стоит. Точнее, стоит так много народу, что можно сказать, что это никто. В ней все искусственно – тело, голос, песни, танцы. Стопроцентная синтетика, чистый нейлон. И наверное, потому ее песенки так подкупающе искренни и чисты. Она поет не за деньги, у нее нет контрактов и райдеров. Достаточно купить коробку с диском – и она вся ваша; она сделает все, что вы сможете с ней сделать. Это действительно звуки будущего – совершенно новый подход к поп-музыке. Народная виртуальная звезда Мику Хацунэ живет только благодаря своим фанам, которые пишут ей песни и снимают видео только потому, что им просто нравится это делать.
Но это не было бы истинно японской историей, не будь в ней толики грусти. То, что для гайдзина выглядит как очередной сюжет из серии «эта шокирующая Азия», среднему японцу кажется не таким уж веселым и прогрессивным. Нам трудно в это поверить, но далеко не все японцы смотрят аниме и отрываются на концертах вокалоидов. Увы, противостояние «2D-девушек» (анимешных) и «3D-девушек» (настоящих) в головах японской молодежи уже приобрело неприглядные черты социальной язвы. Все больше и больше молодых людей полностью отказываются от социальной жизни, становясь хикикомори, добровольно изолируя себя от жизни общества во всех ее проявлениях, в том числе и от простой человеческой любви – одного из главных социализирующих элементов. Одни из них пытаются официально жениться на игровой приставке. Другие вообще – на подушке с образом любимой тян. {-tsr-}Такие заголовки в новостных лентах возникают все чаще и чаще. И это уже не шутки, это реальный перекос в сознании. Поэтому сейчас в «приличном» японском обществе не рекомендуется обсуждать аниме. Никто не будет разбираться, по каким причинам и какая из большеглазых нимфеток тебе нравится. Достаточно самого факта преклонения, чтобы получить ярлык «отаку» и полететь в контейнер для социального мусора. Впрочем, в Японии инородцам, как и детям, прощается многое. Так что нам с вами никто не помешает наблюдать, как будущее поп-музыки, населенное бесплотными вокалоидами, творится на наших глазах.
и как же?