Ездить в Европу и зарабатывать – это абсолютно реально.

Оцените материал

Просмотров: 10015

Исход

Радиф Кашапов · 08/11/2010
Музыканты групп Tesla Boy, Everything Is Made In China, Люк и Amazing Electronic Talking Cave делятся опытом по самостоятельной организации зарубежных гастролей

©  Getty Images / Fotobank

 

 

Сейчас русской инди-группе проще организовать себе гастрольный тур за границей, чем за Уралом. С каждым годом все больше команд отправляется искать своего слушателя в страны Шенгенского договора. OPENSPACE.RU опросил несколько групп, которые нынешним летом отметились с концертами в Европе.
Tesla Boy: разведка боем
Варианты гастролей могут быть разные. Скажем, москвичи Tesla Boy только разведывали территорию. В начале июля они выступили на сербском фестивале Exit (300 имен в лайнапе, 180 тысяч зрителей). И, кажется, хорошо — группе подпевали, ее вызвали на бис. А саундчек длился целых два часа! Попало трио на фестиваль самым банальным путем — написали письмо менеджеру. После, по словам вокалиста-клавишника Антона Севидова, группа получила предложение сыграть концерт в Белграде в начале сентября и выступить еще на одном фестивале в Сербии. А 22 октября Tesla Boy играли на фестивале Insomnia в Норвегии.

Экономика. «На всех фестивалях в Европе группа выступала за гонорары. Утверждались именно те суммы, которые мы запрашивали. Плюс были выполнены все условия по проживанию, по билетам, по всем пунктам, перечисленным в райдере. Еда и прочие бытовые условия обеспечиваются по умолчанию. Все это прописывается в договоре, так же как и условия оплаты гонорара — безналичные, наличные и т.д. Размеры гонораров мы не озвучиваем. Зарабатывать за границей русские группы могут, надо просто договариваться, и при общем желании все всегда получается».

Everything Is Made In China: прибалтийский тур
Everything Is Made In China, по их словам, «написали дофигища писем организаторам» концертов и фестивалей. Одни просто заинтересовались группой, другие позвали на выступления. Так произошло, в частности, с латвийским фестивалем Positivus и литовским Be2Gether. Также группа играла этим летом в Вильнюсе, Таллине, Тампере, Турку и Минске. Из последнего города выезжали пораньше (на мини-вэне, одолженном у товарища), чтобы пройти очереди на границе. Однако пробок в дороге не обнаружилось, и уже на литовской территории музыканты поняли, что организаторы еще спят — на территорию феста их никто не пустит. Мотелей по дороге замечено не было, так что заночевали прямо в поле. Балтийские фестивали оказались вполне европейскими. Музыкантов раздражали некоторые мелочи: то приходилось покидать территорию, пересекая ее всю сквозь толпу. То выяснялось, что кормят артистов в неизвестной лавочке. Зато — новые слушатели, новые знакомства.

Экономика. «Практически на всех фестивалях нам выплачивался гонорар. Суммы зависели от времени и важности сцены — от 500 до 5000 евро. Единственное исключение — фестиваль Be2Gether в Литве — там нам предложили выступать без гонорара. Так как в тот момент у нас намечался тур по Прибалтике и Финляндии, то мы согласились, Be2Gether лежал прямо по пути Минск — Вильнюс, где мы играли концерты. А фестиваль — это всегда отличное промо, поэтому не отказались. Но расходы на дорогу и проживание нам, разумеется, оплатили. Самые щедрые фестивали — это Heineken Opener и IlosaariRock.

На сольных концертах за рубежом бывает по-разному. Мы работали и с агентствами, и с фриланс-промоутерами, и просто с клубами. Поэтому гонорары зависят от рода сотрудничества — это либо общая сумма за ряд концертов, либо отдельный гонорар за каждый концерт, либо процент с кассы (обычно 70—80%). Не можем сказать, что приезжаем из туров с кучей денег. Бывают сложные и долгие гастроли. Бывают города, в которых мы играем в первый раз, зондируем почву. В какие-то ездим уже по 3—4 раза: публика растет — заработок тоже. Он зависит от многих факторов. В частности, от профессионализма промоутера. С годами туры становятся более серьезными, продуманными с точки зрения логистики, промоушена и выбора промоутера. Мы стараемся не лезть на баррикады с криком: «Лишь бы сыграть в любой европейской деревне!» Поэтому и результат имеем другой. Вначале, конечно, было тяжеловато, но тогда нам очень сильно помогли фестивали, которые сделали за нас всю рекламу нашей группе. Единственный критерий, которому всегда следовали и следуем, — не ездить в минус. Можем с уверенностью сказать, что пока сольными концертами в России мы получаем денег больше. Но ездить в Европу и зарабатывать — это абсолютно реально. Нужно только работать и хорошенько думать, перед тем как купить билеты или сесть в машину».

Lюk : Польша — Берлин — Прага
Харьковская группа Lюk устроила себе тур спонтанно — сначала у них было лишь приглашение выступить на фестивале в чешском Брно. «Деньги за концерт послужили бы хорошим задатком для тура», — подумали в группе и решили рискнуть.

«Это был март, и времени оставалось очень мало. Оказалось, что концерты в Европе нужно планировать как минимум за полгода, — говорит директор Валентин Панюта. — Но мы все-таки решили попробовать, потому что давно собирались и ждали подходящего случая. Организация концертов в Польше не была для нас проблемой. Мы уже выступали там до этого, три наших альбома выпускались на одном из польских лейблов, и нам достаточно было просто написать нашим партнерам. Правда, не все прошло гладко, и из обещанных 5—6 концертов в Польше нашему лейблу удалось сделать только три.

Кроме того, мы попытались связаться с кем-нибудь в Берлине и на удивление быстро установили контакт. Оказалось, что нас там достаточно знают и даже крутят на радио Eastern Block. Надо сразу сказать, что берлинский концерт и следующие четыре дня в этом удивительном городе были самым ярким этапом нашего тура. Берлин похож на большую квартиру, из которой уехали все взрослые. Незабываемая атмосфера. Сквоты, музыканты, художники, клубы, гей-парады, велосипедное передвижение, современное искусство не в музеях, а на улице — все это абсолютно реальный Берлин.

Передвигались мы на собственном микроавтобусе, аппаратуру (кроме инструментов) с собой не брали. Нигде в клубах проблем с аппаратом не было. Если же взять фестивальные выступления в Чехии, то аппаратура превзошла все наши ожидания. Наш звукорежиссер прошел очень хорошую стажировку, особенно в работе с большими цифровыми пультами. В общем, все было на очень высоком уровне.

После Берлина мы поехали в Прагу. Пражский концерт организовать было сложнее всего. Оказалось, что в Праге, прямо перед нашей датой в Брно, проводится ежегодный большой фестиваль — на островах, в самом центре города. Попасть в список выступающих было очень сложно. Через тридесятых знакомых деятелей украинской интеллигенции за рубежом нас все-таки связали с одними из организаторов. Сначала нас поставили в какую-то предварительную программу феста, не на островах, а в клубе, в котором помимо нас должны были выступить еще семь панк-групп! Но нам терять было нечего, так как все равно нужно было дожидаться концерта в Брно. Правда, через две недели нам позвонили из Праги и сказали, что они нас послушали и решили передвинуть на главную сцену. Конечно, не в прайм-тайм, но это была главная сцена! В итоге все прошло очень хорошо. Особенно нас поразил уровень организации и работы с абсолютно всеми музыкантами».
Панюта формулирует краткий рецепт поездки в Европу: надо открыть визы, найти микроавтобус и взять своего звукорежиссера.

Экономика. «Принципы оплаты зависят от уровня организации. Можно играть на процент в клубах, можно выступать за фиксированный гонорар. Или смешанная система. В Европе мы играли по совершенно разным схемам. На одном фестивале выступали за фиксированный гонорар в 2000 евро + бытовой райдер + визы, на другом — за 500 евро + бытовой райдер. В клубах играли в основном на процент, но только там, где нас знают — в Польше и Берлине».

Amazing Electronic Talking Cave: настоящий андеграунд
А вот пример самого что ни на есть андеграунд-тура. Гитарист Феликс Бондарев, успевший за два года поучаствовать в записи последнего альбома Brian Jonestown Massacre и сыграть несколько концертов сессионным музыкантом в «Мумий Тролле», поехал в тур с собственной шугейз-группой Amazing Electronic Talking Cave, которая никогда не давала концертов в России. Помогла работа с BJM и собственная решимость: «К лету стали поступать предложения. Сначала — из Эстонии и Финляндии. Потом я разместил в MySpace и Facebook объявления, что нужны еще города. Таким образом, откликнулись клубы Дании, Франции, Польши и Германии. Я выбрал удобный график перемещений, договорился о деньгах и билетах, закачал в плеер все альбомы Burzum и понял, что готов». Эстонские визы были сделаны за четыре дня. Группа поехала в формате дуэта — две гитары, лэптоп, камера и пара футболок. Без теплой одежды и денег. «Никакого понимания, куда мы едем. За две недели хиппи-тура мы перемещались на попутках, грузовике (один раз), самолетах, поездах, кораблях, а также немного пешком и на старом “фольксвагене”».

Группа не сумела сыграть только во Франции: «Уже с трудом помню названия всех клубов, в которых мы играли. Играли в основном в паре с местными группами. В Хельсинки случайно выступили на разогреве у Fucked Up. Играли в две гитары + локальный барабанщик. И живьем это, скорее, был панк-нойз, нежели шугейз. И пел я в основном на русском, песни своего проекта “Двигайтесь, cуки”. А “Detka! Detka! Detka!” (песня BMJ, к которой Бондарев по просьбе лидера группы Антона Ньюкомба сочинил русский текст) пели все и во всех городах. В каждом городе я представлял свою группу по-разному. Типа: Hello, we are a band from Ukraine and we called… Rubber Revolver. Mental Friday. Panda Bitch. Shakhter Donetsk. Что запомнилось помимо концертов? Не могу вспомнить. Не удалось в городах походить по улицам. Пьяные въезжали, спали, потом местные организаторы довозили до клубов, а потом мы возвращались к крепкому алкоголю и прочим уебищным радостям молодых рок-групп. Все как обычно, кроме того, что гитарист по-английски ничего не понимает и говорить не может. Пытались вести видеодневник — проебали на третий день камеру на пароме. Стирали вещи в раковинах общественных туалетов, воровали в магазинах.

Ехать стоило. Стоило где-нибудь остаться на самом деле. Появилось много иностранных товарищей. Для публики наши выступления в некотором виде были откровением. Подобного я никогда не делал в России. Отдача — 100 процентов. Другая энергия. Другой менталитет. Даже отсутствовал языковой барьер, хоть и песни пелись на русском. Если играть концерты, то лучше — там».

Экономика. «Нам все оплачивали. Я уехал туда без копейки. И в итоге всегда был сыт и с сигаретами (учитывая, что цена за пачку — пять евро). Обычный гонорар — от 150 до 200 евро на группу. Так как группа состояла у нас из двух человек + местный барабанщик, деньги хранились в общем туристическом кошельке, драммерам покупали пиво. Зарабатывать там вполне реально. Есть все удобства для этого. С радостью поеду снова к зиме, но только уже более порядочно все организую».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • atmoravi· 2010-11-08 21:15:33
    спасибо за этот материал
  • poiza· 2010-11-09 11:26:01
    почему-то интересно про тех, кто как amazing electronic ...
  • laurie-l· 2010-11-09 12:17:17
    Небольшие расхождения по времени: "Сейчас, по словам вокалиста-клавишника Антона Севидова, группа получила предложение сыграть концерт в Белграде в начале сентября и выступить еще на одном фестивале в Сербии." Они уже сыграли этот концерт и выступили на фестивале. Все-таки ноябрь на дворе.
  • simpotoko· 2010-11-09 12:56:48
    ещё бы материал, как провели Дети Пикассо время в Венгрии, как складывается тур МТ по Северной Америке и т.д. Потому что представленный музыканты, скажем так, не настолько корневые, чтобы париться о каких-то культурных барьерах.
  • AScannerDarkly· 2010-11-09 14:38:41
    BURZUM!
  • tzikokle· 2010-11-10 00:30:01
    Побольше бы таких текстов! Очень воодушевляет!
Все новости ›