Василий Шумов, Шура Би-2 и вокалистка «Барто» Мария Любичева обсуждают песни протеста из YouTube и причины их появления
По словам Василия Шумова, идея творческой акции «Содержание» возникла у него во время просмотра российского новогоднего телеэфира, в котором лидер «Центра» не нашел ни одной осмысленной песни. В результате появился диск «Содержание», который состоит из 10 треков, записанных Василием Шумовым и его друзьями и коллегами. 10 треков — 10 песен, содержанием которых является лобовая критика российского общества иЧитать!
«Общественное мнение не так уж сильно всколыхнулось»
Денис Бояринов: Начнем с наиболее нашумевшей на данный момент песни; может быть, ее даже не надо вам показывать. Речь идет о треке Noize MC «Колесница смерти», возникшем как реакция на дорожную аварию на Ленинском проспекте, в которой участвовал вице-президент «Лукойла». Вы в курсе этой истории?
Мария Любичева: Да, конечно.
Шура Би-2: В курсе истории, песни — не в курсе.
Василий Шумов: Клип я видел.
Ш. Б.: Ну и чего?
В. Ш.: Я, кстати, другой клип видел. Этот какой-то более спродюсированный.
Д. Б.: Суть в том, что клип появился в считаные дни после того, как произошла трагедия, и вызвал большой резонанс.
Ш. Б.: В тему подсуетился парнишка. В принципе все понятно.
Д. Б.: Должен ли был Noize MC писать такую песню?
В. Ш.: Захотел — написал. Я в каких-то рецензиях читал упреки к себе как к продюсеру, что я пишу треки о социальной справедливости, но не называю имен. Здесь у Noize MC идет обличение конкретного человека — как его зовут? Барков, Берков... Я создаю произведения искусства, я не пишу статью в газету и не занимаюсь протоколированием событий, как участковый. Я считаю, что произведение искусства переживает какую-то конкретную эпошку, какую-то ситуацию. Если взять русскую литературу, такие писатели, как Салтыков-Щедрин, до сих пор очень свежи и актуальны из-за того, что они показывали суть самой системы, а не описывали конкретных людей, которых никто и не вспомнит никогда. Вот, например, у нас с Шурой записана для «Содержания» песня о взяточничестве на уровне поликлиник. Представь, я стал бы писать ФИО врача или медсестры, которые у бабушек берут взятки? Это будет уже не произведение искусства, а публицистика на уровне милицейского протокола. Я создаю произведения искусства — вот мой ответ.
Д. Б.: А что вы ответите Борису Барабанову из «Коммерсанта», который написал в своей рецензии: «Одновременно с релизом CD “Содержание” рэпер Noize MC выложил в сеть двухминутный трек “Mercedes S666 (Дорогу колеснице)” — мгновенный отклик на ДТП с участием вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. Так вот, авторской смелости, чувства времени и собственно содержания в нем больше, чем во всем диске Василия Шумова и его друзей-рокеров».
В. Ш.: Во-первых, это мнение конкретного журналиста. Во-вторых, я считаю, что у нас музыкальной журналистики нет. У нас есть журналисты, которые описывали гламурную тусовку в нулевых годах. Они профнепригодны. Они описывают, у кого появилась новая машина, у кого — новая жена, у кого — новые резиновые сиськи. А музыку они не описывают, потому что ничего в ней не понимают.
Ш. Б. (обращаясь к Шумову): Возьми любую свою пластинку и почитай на нее рецензии. Объективных рецензий ты не найдешь. Ну, может быть, одна-две...
Д. Б.: А что значит «объективная» рецензия?
Ш. Б.: Которая говорит о музыке. Почитайте рецензию на пластинку «Би-2» в любом журнале, даже музыкальном. Взять Rolling Stone — пишут о чем угодно, но не о музыке.
М. Л.: Можно я скажу о Noize MC? Я понимаю, почему он выложил эту песню. Насколько я знаю из того, что прочла на его сайте, в этом ДТП погибли какие-то его родственники.
Д. Б.: Родственники друзей. Да, это личный порыв.
М. Л.: Он совершенно правильно сделал. Проблема присутствует, и проблема большая — коррупция и безнаказанность сильных мира сего. Такого рода ситуации, которые приводят к человеческим жертвам, обычно остаются в кулуарах. И если частный случай всколыхнет общественное мнение из-за того, что к нему имеют отношение знакомые Noize MC, — это хорошо. К сожалению, общественное мнение не так уж сильно всколыхнулось — я слежу за этой ситуацией...
Ш. Б.: Всколыхнулась только блогосфера.
М. Л.: Все равно это буря в стакане воды. Вряд ли это повлияет на исход дела. Они переждут, когда страсти улягутся, и, скорее всего, все закончится, как они хотят. Не хотелось бы, конечно, но…
Д. Б.: То есть вы вообще не верите в силу общественной реакции?
М. Л.: В нашей стране? Сейчас? Нет.
Д. Б.: Ну вот, скажем, в процессе обсуждения этого трека Артемий Троицкий призвал бойкотировать заправки «Лукойла»...
М. Л.: И вы видели какую-нибудь статистику о снижениях продаж у «Лукойла»?
Д. Б.: Я пока видел только очередь у заправки «Лукойла».
В. Ш.: Призывать бойкотировать заправки «Лукойла» вообще некорректно, потому что у большинства людей, которых давят на дорогах, как лягушек, и автомобилей нет. Это то же самое, что предложить им не ходить в магазины и не покупать бриллианты.
М. Л.: Мне кажется, в Москве всё не так плохо с наличием автомобилей в семьях.
Д. Б.: Тот же Троицкий сказал, что, будь он помоложе, он предложил бы бомбардировать заправки «Лукойла» коктейлями Молотова. А это корректно, на ваш взгляд?
Читать!
«Милиционеры — совершенно незащищенный класс»
Д. Б.: Согласен. Следующий трек как раз на тему правового беспредела.
Ш. Б.: Ну все понятно.
В. Ш.: А ты знаешь, какие у них зарплаты?
Д. Б.: Знаю, что маленькие.
В. Ш.: Ну что-то там порядка восьми тысяч рублей в месяц.
Ш. Б.: И социально они не защищены. Смотри, у нас с Васей есть опыт жизни за границей. Вася жил в Америке, я — в Австралии. Там невозможно себе представить, чтобы представители закона брали взятки, разве что на каком-то немыслимо высшем уровне, куда не подберешься. Обычный полицейский и вся его семья настолько социально защищены, что им нет смысла брать взятки. Однозначно, надо менять систему, а не обвинять во всем ментов.
М. Л.: Это такая же болезненная тема, как коррупция среди врачей, учителей или чиновников. Естественно, надо менять систему. Но, как и везде, много зависит от человека. Должна сказать, все ушедшие в милицию люди, которых я знаю, изменились не в лучшую сторону. То есть печать того, что я работаю в органах и у меня есть власть, она есть. И это печать зла... Я понимаю человека, который написал эту песню. С другой стороны, если снять с этих пляшущих людей милицейскую форму, то это будут обычные россияне, наши с вами сограждане. И можно про каждого снять такой клип.
Д. Б.: К фразе «все зависит от человека» добавлю, что у большинства в России низкие зарплаты, и если хочешь зарабатывать много денег, то не ходи работать в милицию.
В. Ш.: Очень легко обсирать людей, которые беззащитны. Вот эти бедные милиционеры, которые стоят на морозе, очень легко над ними издеваться...
М. Л.: Какие они бедные? Вы их «будки»-то видели?
В. Ш.: Я не сужу людей по форме их фигуры и лица. Это совершенно незащищенный класс. Просто сейчас пошла такая волна — обсирать милиционеров. Хорошо, давайте потом будем обсирать пенсионеров, алкоголиков, людей, больных чем-то...
Д. Б.: Василий, а вы долго рассчитываете оставаться в России?
В. Ш.: Вот на обложке альбома нарисовано 10 гитар. Пока вышел только первый диск — одна гитара.
Д. Б.: То есть предполагается 10 томов.
В. Ш.: 10 альбомов мне надо сделать. На 10 лет... сяду (смеется).
«Надо потребовать от “министерства пропаганды”»
Д. Б.: Следующий ролик. Рэпер Карандаш, трек «Все любят Родину...»
В. Ш.: Где ты их берешь?
Д. Б.: В интернете. Кстати, это довольно известный ролик — например, он вошел в десятку лучших клипов по опросам пользователей сайта Rap.ru за 2009 год.
В. Ш.: Мне кажется, мы сейчас должны обсуждать не эти ролики, а то, почему такие клипы не показывают по первой программе телевидения. Раз это все так прекрасно и актуально, почему этих клипов нет на «Первом», «России», НТВ, РЕН-ТВ и т.д.?
Д. Б.: Вы же прекрасно знаете ответ на этот вопрос.
В. Ш.: Нет, я не знаю. Что мы ходим вокруг да около? Я не слежу за рейтингом на YouTube. Я смотрю, что в телевизоре показывают, что смотрит вся страна. Интернет смотрит маленький процент наших сограждан. (Обращаясь к Марии.) Ты же сама говорила: чуть отъедешь от Москвы, там остается один телевизор.
М. Л.: Ну да, чем дальше в лес...
В. Ш.: Давайте лучше обсудим, почему у нас на «Первом канале» показывают одни и те же лица начиная с 1980-х годов. Почему канал «Россия» оккупировали...
Ш. Б.: Почему канал MTV перестал быть музыкальным...
В. Ш.: ...да, а там показывают ужаснейшие реалити-шоу. Мы говорим о том, чего нет. Это всё виртуальность. Этого нет. А у нас есть 149 миллионов человек, достойных знать об этих клипах из того источника, который у них есть. А у них есть только телевизор. Почему клип Noize MC не был нигде показан?
Д. Б.: Понятно почему — потому что он идет вразрез с политикой «министерства пропаганды», которое образуют федеральные телеканалы.
В. Ш.: Так вот надо потребовать от «министерства пропаганды», существующего на деньги налогоплательщиков, чтобы оно обеспечило информацией своих граждан.
Д. Б.: Оно же министерство пропаганды, а не министерство информации.
М. Л.: Можно, я сделаю маленькую ремарку в защиту интернета. Проект «Барто» — сетевой. Нас нет на российском телевидении. Я считаю, что сеть набирает очень хорошие обороты и вполне может уже считаться альтернативой ТВ. Допустим, когда у нас вышел клип «Кризис», он стал распространяться вирусно — в день прибавлялись сотни и сотни просмотров. Мы удачно попали в тему и аудиторию. И то же телевидение не смогло остаться в стороне: на НТВ показали кусок клипа. Хоть и не объяснили, кто поет и зачем, — слова с экрана прозвучали. А все благодаря бурной реакции на ролик в сети. То есть если в сети на что-то остро реагируют, то телевидение со временем уже не сможет закрывать на это глаза.
Д. Б.: К моменту выхода десятого альбома «Содержания» так уж точно.
В. Ш.: А я в этом не уверен. Я работал в конце 1990-х в Америке на сайте корпорации House of Blues — это такая большая сеть клубов. Я принимал участие в организации первых трансляций живой музыки в сеть. Это был 1999 год. Тогда дирекция этой корпорации, обычные бизнесмены, была уверена в успехе и нарастающей силе интернета. Сейчас 2010-й — прошло десять лет, почти ничего не изменилось. Благие намерения House of Blues провалились. О чем ты говоришь?
Д. Б.: Возможно, конкретно эта идея пришлась не к месту и не ко времени.
В. Ш.: Это то же самое, что говорить: мы завтра полетим на Марс и будем жить на других планетах. Интернет — это развивающаяся структура, которая пока очень переоценена. Разговоры должны быть предметные.
Ш. Б.: Мы недавно объездили весь Дальний Восток, города Хабаровск, Благовещенск... С интернетом там вообще беда. И всего три-четыре кнопки на ящике. Поэтому за этим, конечно, много будущего, но...
В. Ш.: Это не завтрашний день. И я тебе вот еще что скажу: всем этим интернетом в конце концов будут владеть те же самые корпорации, которые владеют сейчас телевидением.
Читать!
В. Ш.: Уже сейчас я не могу смотреть через интернет лос-анджелесские новости, что делал раньше. Пишут: у вас нет прав на просмотр этого видео в этом регионе. И всё... {-page-}
«Я не мог себе представить, что СССР исчезнет. Исчез!»
Д. Б.: Хорошо, теперь немножко позитива.
В. Ш.: Этот клип сделал наш дизайнер, который оформлял последние пластинки «Центра». Совершенно автономно. У него появилась такая идея — сделать как бы программу «Время» для глухонемых. Тут нет исполнителя в кадре. Миша Борзыкин присутствует как бы в астрале.
Читать!
М. Л.: Ну и что? Дэвид Бирн тоже делает все одно и то же. Что это за претензия такая? Бывают артисты, как Дэвид Боуи, но большинство музыкантов всю жизнь играют одну и ту же песню.
В.Ш.: Я вам больше скажу, что из всех питерских музыкантов 80-х годов, которых я знаю, Миша единственный, который не деградировал. У него сохранился живой интерес к жизни, и он поет о том, что...
Д. Б.: А Юрий Шевчук?
В. Ш.: Он не питерский музыкант. Для меня «ДДТ» — это группа из Уфы.
Д. Б.: А вы видели спич Юрия Шевчука, произнесенный на премии «Чартова дюжина»?
М. Л.: Видели-видели.
Ш.Б.: Мы там выступали. Смешно, что организаторы фестиваля разделили группы на два лагеря: «ДДТ», «Чиж» играли в первой половине, а «Би-2», Brainstorm и «Мумий Тролль» — в конце. Я не видел этот спич, но что-то слышал про него. Ну... Шевчук (пожимает плечами)... Я лозунгов со сцены не люблю. Это не про «Би-2».
В. Ш.: Я сейчас приведу хороший пример. В чем идея проекта «Содержание»? Он должен быть всем доступен; поэтому мы, например, не делаем песен с матом. Аудитория — от детского сада до дома престарелых. А еще этот проект открыт для всех желающих: я запишу песню с кем угодно, кто хочет, чтобы песни и жизнь наполнялись содержанием. А вот эти все истории… Эти ансамбли идут сюда, а эти — сюда. Эти живут в одном бараке, а эти — в другом...
Д. Б.: То есть с Шевчуком песню запишете?
В. Ш.: С кем угодно, лишь бы в песнях было содержание.
М. Л.: А с Жанной Фриске?
В. Ш.: Я не знаю, кто это.
М. Л.: Ну вот с какой-нибудь поющей девушкой, которую ты видел в Новый год по ТВ?
В. Ш.: Если кто-нибудь из них захочет принять участие в «Содержании», то, я бы сказал, полдела сделано. То есть они уже о чем-то задумались!
Д. Б.: Когда мы вывесили на сайте первую песню «Содержания» «Эпошка», какой-то человек дал к ней такой комментарий: «Порядком устаешь от людей, которые показывают только, как у нас все плохо. Показываете, что плохо, — дайте ответ, что делать. Некоторые дают».
В. Ш.: Что делать? Примите участие в акции «Содержание»! Если даже он не музыкант, он может быть волонтером на наших мероприятиях.
Ш. Б.: Мне кажется, задача искусства в том, чтобы ставить вопросы, а не давать ответы. Давайте лучше поговорим о музыке.
Д. Б.: Что касается музыки «Содержания», то есть мнение, что она не так доступна, как должна бы быть. Саунд жестковат — по песне « Позитиф» это хорошо видно. Как пишут в некоторых рецензиях, «для маргиналов».
В. Ш.: Я еще раз повторяю: для всех — от детского сада до дома престарелых.
М. Л.: Дети, конечно, не будут « Позитиф» слушать. А мне вот очень песня нравится, одна из лучших на альбоме.
В. Ш.: Поживем — увидим. Сначала надо, чтобы услышали. До тех пор, пока этот проект будет только в виртуальном пространстве и блогосфере, я буду считать, что он не состоялся. Надо, чтобы он появился в реальных СМИ, чтобы большинство людей о нем узнали. Тогда и поговорим.
Д. Б.: А что надо сделать, чтобы он появился в «реальных СМИ»?
В. Ш.: Государственный телеканал, который бы равноценно представлял все направления музыки, существующие в стране.
Д. Б.: Вы сейчас говорите как иностранец, который долго не был в России. Который забыл или не знает, как у нас здесь все устроено, и действует по западным стандартам.
В. Ш.: Почему? В «Содержании» есть песня «А у нас вот так» — я именно это и хочу изменить. Чтобы у нас в России тоже было колесо в виде круга, как и везде. И не было никаких отговорок «А у нас вот так». Это неправильно. У нас есть Конституция, по которой все люди имеют одинаковые права. Государственные каналы существуют на деньги налогоплательщиков, и все люди имеют право, чтобы их интересы были представлены.
Д. Б.: Что вы будете делать для этого? Конкретно?
В. Ш.: Потребую у начальников каналов, чтобы у них было «Содержание».
Д. Б.: Как?
В. Ш.: Пусть у нас второй альбом выйдет. Договорюсь о встрече, пойду и скажу: я продюсер, вот у нас есть уже два альбома, у нас есть вот такие великолепные артисты, почему вы нас не показываете?
Д. Б.: Вас даже не соединят.
М. Л.: Почему? Не факт.
В. Ш.: Не факт. Может, к этому моменту и этих начальников не будет, кто знает. Все возможно. Я родился в СССР; последняя вещь, которую я мог себе представить, — что СССР исчезнет. Исчез!
Д. Б.: Он просто сменил вывеску.
В. Ш.: И другая вывеска исчезнет. Но всего надо добиваться. Просто так ничего не будет.
М. Л.: Вот, кстати, и ответ человеку из комментариев на вопрос «Что делать?». Смысл такого рода акций, как «Содержание», — что-то изменить в махровом русском менталитете. Мол, я сижу у себя на заднице. Меня у себя дома все устраивает. А что на улице происходит — не важно, я закрою окно. Мы как раз ему — своими песнями, роликами и вообще существованием — хотим сказать, что человек должен меняться, что он должен что-то сделать. Пойти на выборы и проголосовать. Не потому, что его запугали или дали 500 р., а по-честному. Или он не даст в очередной раз взятку. Или выйдет на марш протеста. Что угодно. У каждого есть свое оружие — и это не обязательно должен быть коктейль Молотова.
Вот в той песне пелось «Все любят Родину» — да кто из нас любит Родину? Сейчас моя Родина — это моя квартира. Мы как народ сейчас не существуем. Все друг друга ненавидят, считают ублюдками. В любом общественном месте, в магазине, в транспорте, на дороге это видно. Мы не воспринимаем друг друга как уважаемых и достойных людей, чье мнение хотим выслушать и с кем можем дальше пойти строить страну. Возможно, я говорю слишком пафосно...
Д. Б.: Последний вопрос: будете ли вы голосовать за Путина, когда он пойдет на третий президентский срок?
Ш. Б.: Я не гражданин России.
Д.Б.: А вы, Василий Герардович?
В.Ш.: (Показывает российский паспорт.) За что человек голосует, во что человек верит, какая у него сексуальная ориентация и фетиши — личное дело каждого. Я считаю, что такие вопросы задавать некорректно. Я отказываюсь на них отвечать.
М. Л.: Да, Василий прав: существует тайна голосования. Но я отвечать не отказываюсь. Мне кажется, третий срок — это наглость.
Читать!
Подробнее о проекте «Содержание».
Благодарим клуб «Солянка» за помощь в организации круглого стола
КомментарииВсего:6
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452488
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343824
- 3. Норильск. Май 1270559
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898095
- 5. Закоротило 822775
- 6. Не может прожить без ирисок 786431
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762962
- 8. Коблы и малолетки 742445
- 9. Затворник. Но пятипалый 474676
- 10. ЖП и крепостное право 408479
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405112
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372106
Эти господа вовсе не дурачатся, не сиюминутными порывами необъяснимыми и не осознанными ворочают, они ко всему прикладывают голову. Это уникально, этого не достаточно.
ЧТО ЕЩЁ СКАЗАТЬ.. ПОДНИМУТ ЗАРПЛАТЫ.. УПАДЁТ РЕЙТИНГ У ПРОГРАММ ВРОДЕ КРИВОГО ЗЕРКАЛА.. ЛЮДИ ПЕРЕСТАНУТ ДУМАТЬ ТОЛЬКО О СЕБЕ.. ВМЕСТО АШАНА ПОЙДУТ ТОЛПОЮ В ХРАМ.. (У КАЖДОГО СВОЙ) И ВСЁ У НАС БУДЕТ ПО НОВОМУ.. )))
РЕВОЛЮЦИЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ)) НО.. ВСЁ ВОЗМОЖНО..
ПРОБЛЕМА В ТОМ.. ЧТО ГОЛОДНОМУ И БЕЗРАБОТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕТ ДЕЛА И ДО ТВ.. И ДО КУЛЬТУРЫ.. А У НАС ТАКИХ.. САМИ ЗНАЕТЕ..
А ШУМОВ МОЛОДЕЦ.. ДАВАЙТЕ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ.. ПОКА НЕ ПОЗДНО
Клип Noize MC плох тем, что называет конкретного человека. Угу. Лично мне {полит.активисту} этот клип безразличен. Но я понимаю, что он хорош тем, что любая социальная критика всегда называет конкретного субъекта, к которому предъявляются претензии. Не обязательно фамилию – это может быть группа, класс и т.п. Но субъект обязательно должен быть.
А еще я понимаю, что социальная критика всегда актуальна – то есть, отвечает на те вопросы, которые актуально здесь и сейчас. Приводить же пример таких писателей как Салтыков-Щедрин (при всей моей любви к нему) нелепо – он жил, между прочим, даже не в прошлом веке.
А еще я понимаю, что социальная критика неразрывно связано с практическим действием. Потому призыв бойкотировать заправки «Лукойла» - это вообще-то, вариант. Потому что это метод (и очень даже ощутимый) воздействия на того самого субъекта критики. И рассуждать тут, что "а у других-то людей машин нет" – совсем смешно.
Да-да, единственное, что должен делать критик – так это идти суд. Угу. Так может говорить лишь тот, кто в них не разу не был.