Оцените материал

Просмотров: 5924

Как на праздник

Александр Кан · 03/12/2008
АЛЕКСАНДР КАН пытается примирить себя с очередным Лондонским джазовым фестивалем

©  TopFoto / Fotobank

 Джек ДеДжонетт

Джек ДеДжонетт

Джазовые фестивали (а я повидал их на своем веку десятки) проводятся, как правило, в одном из двух форматов. Мой любимый — маленькие уютные сборища где-нибудь во французской или австрийской деревушке, где музыки не так уж много, и пусть не вся она первоклассная, но зато у фестиваля чаще всего есть свое уникальное музыкальное лицо. Если французский Марсиак — крепкая традиция, то там же, во Франции, Ле Манн — дерзкий авангард.

Роднит их все невероятно теплая атмосфера, прекрасная еда и вино, масса встреч и контактов и, главное, времени для того, чтобы эти контакты закреплять и развивать. А то и просто часами гулять по городку со старыми или новыми знакомыми и говорить о музыке, о новых пластинках, о старых общих друзьях, о политике и о жизни.

©  TopFoto / Fotobank

 Джек ДеДжонетт

Джек ДеДжонетт

Я вот сказал «деревушка» и тут же вспомнил Амстердам. Там на так называемых Dutch Jazz Meeting все тоже происходит именно так, хотя и город вовсе не маленький. А тут же, в соседней Гааге, — настоящий монстр, фестиваль Северного моря: 70 тысяч зрителей, десятки сцен, гигантский разброс музыки — от блюза и госпела до хип-хопа.

Обо всем этом я думал и вспоминал, пытаясь как-то примирить себя с завершившимся только что очередным Лондонским джаз-фестивалем (LJF). Фестиваль возник в 1992-м, я в Лондоне с 1996-го, так что наблюдаю за ним вот уже дюжину лет.

«С каждым годом фестиваль становится все больше и лучше», — с гордостью заявляют в буклете организаторы. Больше, спору нет. Но об этом чуть позже.

Чуть ли ни с первых концертов LJF еще тогда, в 96-м, меня удивляла и разочаровывала будничность происходящего. Концерт в рамках фестиваля — всего лишь обычный, даже рядовой концерт, в том же самом Queen Elisabeth Hall или Barbican, куда я, как и другие лондонские любители джазовой и околоджазовой музыки, хожу регулярно на концерты.

Музыка нередко бывает замечательная, но где фестиваль? Фестиваль ведь даже по этимологии самого слова — праздник. Праздника не хватает! Конечно, слово «фестиваль» — одно из самых сегодня девальвированных, причем в любом языке: куда ни плюнь, везде и всюду фестивали, один накладывается на другой и другим погоняет. Какой уж там праздник!

Справедливости ради надо сказать, что последние несколько лет организаторы — Serious Productions (в полном соответствии с названием, вполне серьезная компания, во главе со всё знающим и всё понимающим в джазе Джоном Каммингом) пытались как-то разукрасить фестивальные будни. В прошлом году наша Sax Mafia (Летов — Рубанов — Сивков — Яремчук) дважды рубилась в фойе и даже в музыкальном магазине Ray’s Jazz на пятом этаже книжного супермаркета Foyles на Charing Cross Road. В этом году их функцию выполняет еще более буйная компания японцев — 10 баритон-саксофонистов под названием Tokyo-Chutei-Iki в течение всего уик-энда странствуют по самым разным местам Лондона — от пабов до вокзала. Объявлены они были и в том же Ray’s Jazz; жаль, я не пошел, очень интересно было бы посмотреть, как они там разместились: в прошлом году мы едва втиснули туда саксофонный квартет, а тут целый десяток!

©  TopFoto / Fotobank

 Sibongle Khumalo

Sibongle Khumalo

Еще один странствующий проект — трио британца Нила Коли, которое в течение 24 часов, передвигаясь по городу, дало пять концертов — от двух главных лондонских джаз-клубов: Ronnie Scott’s и Vortex до фойе Музея естественной истории.

А крохотный клуб Charlie Wright’s в Ист-Энде усилиями окопавшегося там бывшего ленинградца саксофониста Жени Стригалева превратился в площадку для еженощных джемов.

На музыку пожаловаться невозможно. Есть всё, на любой вкус. Гиганты-классики Херби Хэнкок, Чик Кориа и Джон Маклафлин, причем Кориа и Маклафлин играли в одном составе, впервые вместе со времен исторических записей Дэвиса конца 60-х. Задорный кубинец Чуча Вальдес, бескомпромиссный авангардист Питер Броцман, world music в виде южноафриканской певицы Sibongle Khumalo в сопровождении ни много ни мало самого Джека Де Джонетта и Феми Кути, несущего пламя своего покойного легендарного отца. Джоанна Макгрегор представила смешанный джазово-классический world-проект, где на одной сцене были и Дафер Юсуф, и Britten Sinfonia, и замечательный японский перкуссионист Сатоши Такейши (Satoshi Takeishi), а музыка варьировалась от обращенных к Аллаху импровизационных инкантаций Дафера Юсуфа до строгих католических пассажей Fratres Арво Пярта. Билл Фризелл привез программу музыки для самого разнообразного кино — от беспредметной анимации до шедевров Бастера Китона.

Вновь, как и в прошлом году, увы, срезанной оказалась российская программа. Год назад концерт Аркадия Шилклопера пришлось отменить из-за неожиданно возникших у музыканта проблем с британской визой. В этом году Russian Act — фестиваль русского искусства в Лондоне — планировал московскую «Волгу» с Анжелой Манукян и Алексеем Борисовым, но в последний момент LJF отказался принять «Волгу», сославшись на перегруженность программы. В итоге все ограничилось Эвелиной Петровой, которая выступила в дуэте с Александром Баланеску.

Чего же я жалуюсь? Видимо, это всего лишь плод фрустрации от того, что ухватить все невозможно. Фестиваль тянется полные десять дней, в каждом из которых по 15—20 концертов. Все это разбросано по 42 (!!!) площадкам огромного города, с его гигантскими расстояниями и плохо работающим общественным транспортом.

Какой уж тут праздник — это работа, причем работа на износ!

Автор – обозреватель Русской службы Би-Би-Си


Последние материалы рубрики:
Горесть о Гекторе, 07.11.2008
Как умирают клубы, 02.10.2008
Барабаны Ноттинг-Хилла, 02.09.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›