Проблема, как и у многих молодых, одна: в записи это модно и здорово, а живьем изрядно скучно.

Оцените материал

Просмотров: 45141

Фестиваль by:Larm в Осло

Денис Бояринов · 01/03/2011
Страницы:
 

120 Days и три кита прог-диско

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. Peter Bjorn and John

by:Larm 2011. Peter Bjorn and John

Фестиваль «by:Larm» ставит своей задачей засветку и продвижение молодых и малоизвестных групп, в этом их идеология совпадает c реннским фестивалем TransMusicales — с поправкой на скандинавский протекционизм. Поэтому уже известных на всю Европу артистов в лайнапе фестиваля минимум (ну или мы так плохо разбираемся в скандинавской музыке). В общем расписании концертов на 400 позиций я насчитал не больше десятка «звезд». Во-первых, шведский десант: авторы шлягера со свистом трио Peter Bjorn and John; психоделические рокеры Dungen, на концерт которых в церкви Святого Якоба набилось столько народу, что на улице стояла пятидесятиметровая очередь; Junip — новая старая группа сладкоголосого барда Хосе Гонсалеса; сменившие вокалистку и заигравшие диско-поп The Concretes. Исландию, кроме Оулёф Арнальдс и невыступавшего Йонси, представляла рок-группа Mammut, которая, несмотря на молодость своих участников, уже восемь лет в деле. От Норвегии — номинантка Nordic Music Prize бард Сьюзен Сандфёр; ее тезка Сюзанна Уоллумрёд, выступающая дуэтом с клавишником под названием Susanna and the Magical Orchestra; Ulver — волки блэк-метал, занявшиеся ритуальной музыкой на стыке дарк-фолка и трип-хопа, и дива саамской народной песни Мари Бойне.

Из старых знакомцев особенное впечатление произвел норвежский квартет 120 Days , который пару лет назад побывал с концертом в московской «Солянке». В Осло они выступали на самой большой фестивальной площадке — тенте на пару тысяч человек, возведенном на уличной площади, и это был самый подходящий масштаб их плотности звука. Музыку 120 Days не назовешь доступной и привязчивой: они вольно мигрируют от гипнотического бита краут-рока и эйсид-хаусной бочки к лабиринтам гитарных фидбэков и даже аналоговому нойзу. Тем не менее под такую «экспериментальщину» зрители устроили ожесточенные пляски, будто перед ними какие-нибудь Prodigy или Chemical Brothers. По слухам, 120 Days снова выступят в Москве — в апреле в клубе China-Town-Cafe, но боюсь, что для их звуковой мощи эта площадка слишком тесновата.

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. Dungen

by:Larm 2011. Dungen

Другие мои персональные фавориты, два кита норвежского прог-диско Ханс-Петер Линдстрём и Йоахим Дирдал, по прозвищу Diskjokke, в компании с прекрасным диджеем Тоддом Терье, выступили в формате супертрио, дав получасовой марафон на синтезаторах. Получилось величественно и медидативно — лучший саундтрек к колыханию ледяной шуги в серых волнах Северного моря.



А вот третий кит норвежского прог-диско, Принс Томас, разочаровал. На by:Larm было заявлено премьерное выступление его Prins Thomas Orkester — живого проекта, о котором ничего не было известно, кроме того, что диджей и продюсер якобы действительно выйдет во фраке и с дирижерской палочкой. Воображение рисовало грандиозные картины, однако в назначенное время и в назначенном месте (клуб Bla, чем-то похожий на «Актовый зал») нас ждало выступление трио юношей, украсивших себя индусскими цветочными ожерельями. Они играли (преимущественно с компьютерного плейбэка с поддержкой гитары и перкуссии) приятное диско в духе Принса Томаса, но на оркестр это никак не тянуло. Впоследствии выяснилось, что расписание съехало, оркестр выступил раньше (или не выступил вообще?!), а мы стали свидетелями лайва Telephones — дебютанта принс-томасовского лейбла Full Pupp.


Финские хипстеры и фрики

Особенно приятно было видеть на фестивале финскую группу Le Corpse De Mince Francoise, которую я два с лишним года назад слушал на TransMusicales. За это время с сестрами Кемппайнен произошли значительные изменения — они сменили третью участницу на лихого барабанщика в красном тренировочном костюме, сократили название группы до аббревиатуры, записали дебютный альбом «Love and Nature» под руководством продюсера и диджея Дэйва (Switch) Тэйлора, работавшего над треками M.I.A. и Santigold, а главное — из робких девочек, запускавших минуса с отказывающего ноутбука, они превратились в сильных и обаятельных женщин, уверенно подающих себя со сцены (хотя им всего лишь чуть за двадцать). Это называется рост: теперь своими песнями, одновременно напоминающими Santigold и девичьи хип-хоп-коллективы 80-х с лейбла Tommy Boy Records, они могут прокачать тысячную площадку. Рядом со мной под LCDMF скакал Эрленд Ойе из хорошо известного у нас фолк-дуэта Kings of Convenience.

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. French Films

by:Larm 2011. French Films

Финcкая организация по пропаганде национальной музыки за рубежом Music Export Finland привезла на by:Larm преимущественно «хипстерские» коллективы. Бойз-бенд в клетчатых рубашках French Film бодро показал, как звучит финский вариант модной сейчас стилистики «панк-серф» (как у The Drums, например). Дуэт Shine 2009 — это юношеская реплика Pet Shop Boys 90-х годов. Проблема, как и у многих молодых, одна: в записи это модно и здорово, а живьем изрядно скучно. Из этого трендового ряда выпал финский фрик-ансамбль Uusi Fantasia, который играет инструментальную смесь всего на свете — от нью-вейва и диско до техно и транса, но при этом не чурается радиохитов с участием известных скандинавских вокалистов. На сцене by:Larm музыканты Uusi Fantasia, вышедшие в военной форме, расслабленной дурацкими аксессуарами, выглядели как группа в духе золотой поры Ленинградского рок-клуба (эдакий гибрид «АукцЫона» и курехинской «Поп-Механики») и устроили натуральный рейв — с живой ритм-секцией, виолончелью, тромбоном и диджеем.



Из датской делегации хочется выделить скромный неофолк-дуэт Murder, который был похвален Стюартом Стейплзом из Tindersticks. Оно и неудивительно: Murder выглядят достойными продолжателями его дела меланхоличной мужской ретропесни. А мне лично необъяснимо нравится слегка вибрирующий голос вокалиста Андерса Матиасена.



Больше всего на by:Larm, разумеется, было норвежских музыкантов. Фестиваль расширяет представления о Норвегии как о стране, где господствует блэк-метал — главный музыкальный норвежский бренд с начала 1990-х. Хотя, если судить по открытому репетиционному автобусу, припаркованному у центрального тента by:Larm, половина школьных групп усиленно упражняется в стилистике, заложенной группой Mayhem. А судя по тому, что миллион крон на развитие от фирмы Statoil (это местный «Газпром» и «Роснефть» в одном юрлице) получили брутальные металлисты из Ставангера Kvelertak, номинировавшиеся за свой дебют также и на Nordic Muzic Prize, здесь резонно считают, что их тяжелая музыка должна быть почитаема и продаваема во всем мире, как норвежский лосось.

Однако в небольшом северном королевстве очень много музыки. После by:Larm создается впечатление, что в шестисоттысячном Осло клубов и баров, где играют музыканты или диджеи, больше, чем в Москве, в которой проживает вдвое больше людей, чем во всей Норвегии. Здесь есть не только метал, джаз и прог-диско, но и свои Arcade Fire (Team Me), свои Hercules and Love Affair (F.A.C.E.), свой гипнагоджик-поп (Burning God Little) и даже юные Лидии Ланч — обворожительные Deathcrush, с которыми носилась фестивальная газета.

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. Burning God Little

by:Larm 2011. Burning God Little

Самое приятное чувство, которое вывозишь с by:Larm, что есть такие страны, где просвещенный культурный протекционизм — это святая обязанность государства, а музыкантов и профессионалов, их обслуживающих (от промоутеров и журналистов до саунд-инженеров и продюсеров), уважают не меньше, чем мастеров лыжного спорта. Жаль, что это чувство улетучивается сразу, как только минуешь стойки паспортного контроля аэропорта Шереметьево.


Комментарий Алексея Щербины,
участника российской делегации by:Larm, директора международного фестиваля современной музыки и медиаискусства MIGZ, главного редактора портала 44100.com

Я на by:Larm уже второй год подряд, так как лучшего места, чтобы окунуться с головой в скандинавскую музыку, не найти. Присматривал новых интересных артистов для фестиваля MIGZ, который пройдет в Москве в четвертый раз в начале сентября.

Главное, что не изменилось, — очень высокий уровень организации, стилистический спектр и профессиональный уровень приглашенных артистов и качество площадок. Возникло ощущение, что в этом году было больше возможностей для общения международных гостей между собой. Также очень были полезны семинары, которые проходили в рамках фестиваля.

Надо отметить, что пространство, где выступали музыканты, очень повлияло на впечатления от их лайвов. Многих артистов я прослушал заранее в сети, и мои ожидания были гораздо скромнее того, что я услышал живьем. Из увиденного я бы выделил совместное выступление Lindstrom, Todd Terje и Diskjokke, певицу Ólöf Arnalds, группы F.A.C.E., Thelma and Clyde, Uusi Fantasia, Kenton Slash Deamon и 120 Days.​
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›