Проблема, как и у многих молодых, одна: в записи это модно и здорово, а живьем изрядно скучно.

Оцените материал

Просмотров: 45222

Фестиваль by:Larm в Осло

Денис Бояринов · 01/03/2011
Nordic Music Prize, исландская Холли Голайтли, финские фрики и хипстеры, норвежские Лидии Ланч и другие новинки скандинавского музыкального экспорта

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. Kvelertak

by:Larm 2011. Kvelertak

Музыкальный фестиваль и конференцию by:Larm (произносится как «Биларм», а понимается примерно как «Шум в городе») проводят в Норвегии с 1998 года, из них последние четыре года — в Осло. Три февральских дня двадцать с лишним площадок столицы Норвегии принимают с концертами преимущественно малоизвестных музыкантов из пяти углов Скандинавии: Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии. by:Larm — мероприятие для профессионалов, задействованных в музыкальной индустрии: владельцев и менеджеров лейблов, представителей концертных агентств и фестивалей, промоутеров и музыкальных журналистов. Поэтому организаторы фестиваля делают акцент на представлении молодых групп и обмене опытом во время конференц-части, которая происходит в отеле Christiania, расположенном в двух шагах от Центрального вокзала Осло. И тем не менее в клубы на концерты стоит приходить заранее — во-первых, начинают по часам, а во-вторых, можно банально не попасть внутрь: аншлаг.

О выводах, сделанных из деловой программы by:Larm, где обсуждали и британский фолк 1960-х, и стратегию выживания инди-лейблов и музыкантов, и будущее «облачных сервисов», я напишу отдельно, а пока самые яркие впечатления из музыкальной программы.


Nordic Muzic Prize и исландский экспорт

©  Anne Valstad Erichsen

Церемония Nordic Music Prize

Церемония Nordic Music Prize

Главным нововведением by:Larm 2011 стала церемония вручения премии Nordic Music Prize, инициированной оргкомитетом фестиваля. Впервые в этом году интернациональное жюри, составленное из журналистов и профессионалов индустрии, награждало лучший скандинавский альбом 2010-го. За приз боролись 12 пластинок из, опять же, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии, и, надо сказать, что таким первоклассным списком номинантов может похвастаться не каждая музыкальная премия. Безоговорочно рекомендую к прослушиванию весь шорт-лист (за исключением, возможно, финского рэпера Paleface, к песням которого лучше подступаться со знанием языка).

©  Anne Valstad Erichsen

Йонси Биргиссон

Йонси Биргиссон

Церемония была организована скромно, но обаятельно — гостей by:Larm созвали в церковь Святого Якоба, напоили-накормили, рассадили по местам и подняли на ноги с явлением в церковь норвежского кронпринца Хокона. После этого без лишних промедлений ведущие представили номинантов и победителя, им стал лидер группы Sigur Rós Йонси Биргиссон за сольную пластинку «Go», которая, по мнению оргкомитета, «звучит и даже пахнет, как Исландия» — он получил в награду памятный хрустальный куб Nordic Music Prize и поцелуй кронпринца.



Думается, что решение жюри было продиктовано скорее дипломатическими соображениями. Отдавать первый Nordic Music Prize норвежским номинантам (Susanne Sundfør, Serena Maneesh, Kvelertak) было бы некрасиво, шведским (Dungen, Robyn, The Radio Dept., First Aid Kit) — слишком просто (к тому же у них на это есть своя «Грэмми»), датчанам (Efterklang, Frisk Frugt) или финну (Paleface) — слишком неочевидно, все же первый победитель должен добавлять новорожденной премии респектабельности. Тут как нельзя лучше подошел исландский эльф Йонси из всемирно известных Sigur Rós. Признание исландского музыкального экспорта — это еще и благородно; в конце концов, почти никакого другого экспорта на Ледяном острове и не осталось.

©  Anne Valstad Erichsen

Кронпринц Норвегии Хокон

Кронпринц Норвегии Хокон

Однако же, будь моя воля, я бы отдал Nordic Music Prize другому исландскому кандидату — певице Оулёф Арнальдс (Ólöf Arnalds), чье негромкое сольное выступление, предварявшее церемонию, особенно запомнилось из всей обширной музпрограммы by:Larm. Блондинка Оулёф, чем-то напоминающая Монро, хорошо известна в Исландии: она гастролировала с Mum, дружит с Бьорк, ее альбомы продюсирует музыкальный мозг Sigur Rós Кьяртан Свейнссон (в прошлом году вышел второй — «Innundir Skinni»). В клипе на последний сингл с номинированного альбома Арнальдс предстает игривой кошечкой-тигрицей, но на сцене она выглядит очаровательно несуразно и безобидно — эдакая чудачка Холли Голайтли поет голосом Кейт Буш фолк-песни о том, что весна все не приходит и не приходит. Как тут не расчувствоваться?



{-page-}

 

120 Days и три кита прог-диско

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. Peter Bjorn and John

by:Larm 2011. Peter Bjorn and John

Фестиваль «by:Larm» ставит своей задачей засветку и продвижение молодых и малоизвестных групп, в этом их идеология совпадает c реннским фестивалем TransMusicales — с поправкой на скандинавский протекционизм. Поэтому уже известных на всю Европу артистов в лайнапе фестиваля минимум (ну или мы так плохо разбираемся в скандинавской музыке). В общем расписании концертов на 400 позиций я насчитал не больше десятка «звезд». Во-первых, шведский десант: авторы шлягера со свистом трио Peter Bjorn and John; психоделические рокеры Dungen, на концерт которых в церкви Святого Якоба набилось столько народу, что на улице стояла пятидесятиметровая очередь; Junip — новая старая группа сладкоголосого барда Хосе Гонсалеса; сменившие вокалистку и заигравшие диско-поп The Concretes. Исландию, кроме Оулёф Арнальдс и невыступавшего Йонси, представляла рок-группа Mammut, которая, несмотря на молодость своих участников, уже восемь лет в деле. От Норвегии — номинантка Nordic Music Prize бард Сьюзен Сандфёр; ее тезка Сюзанна Уоллумрёд, выступающая дуэтом с клавишником под названием Susanna and the Magical Orchestra; Ulver — волки блэк-метал, занявшиеся ритуальной музыкой на стыке дарк-фолка и трип-хопа, и дива саамской народной песни Мари Бойне.

Из старых знакомцев особенное впечатление произвел норвежский квартет 120 Days , который пару лет назад побывал с концертом в московской «Солянке». В Осло они выступали на самой большой фестивальной площадке — тенте на пару тысяч человек, возведенном на уличной площади, и это был самый подходящий масштаб их плотности звука. Музыку 120 Days не назовешь доступной и привязчивой: они вольно мигрируют от гипнотического бита краут-рока и эйсид-хаусной бочки к лабиринтам гитарных фидбэков и даже аналоговому нойзу. Тем не менее под такую «экспериментальщину» зрители устроили ожесточенные пляски, будто перед ними какие-нибудь Prodigy или Chemical Brothers. По слухам, 120 Days снова выступят в Москве — в апреле в клубе China-Town-Cafe, но боюсь, что для их звуковой мощи эта площадка слишком тесновата.

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. Dungen

by:Larm 2011. Dungen

Другие мои персональные фавориты, два кита норвежского прог-диско Ханс-Петер Линдстрём и Йоахим Дирдал, по прозвищу Diskjokke, в компании с прекрасным диджеем Тоддом Терье, выступили в формате супертрио, дав получасовой марафон на синтезаторах. Получилось величественно и медидативно — лучший саундтрек к колыханию ледяной шуги в серых волнах Северного моря.



А вот третий кит норвежского прог-диско, Принс Томас, разочаровал. На by:Larm было заявлено премьерное выступление его Prins Thomas Orkester — живого проекта, о котором ничего не было известно, кроме того, что диджей и продюсер якобы действительно выйдет во фраке и с дирижерской палочкой. Воображение рисовало грандиозные картины, однако в назначенное время и в назначенном месте (клуб Bla, чем-то похожий на «Актовый зал») нас ждало выступление трио юношей, украсивших себя индусскими цветочными ожерельями. Они играли (преимущественно с компьютерного плейбэка с поддержкой гитары и перкуссии) приятное диско в духе Принса Томаса, но на оркестр это никак не тянуло. Впоследствии выяснилось, что расписание съехало, оркестр выступил раньше (или не выступил вообще?!), а мы стали свидетелями лайва Telephones — дебютанта принс-томасовского лейбла Full Pupp.


Финские хипстеры и фрики

Особенно приятно было видеть на фестивале финскую группу Le Corpse De Mince Francoise, которую я два с лишним года назад слушал на TransMusicales. За это время с сестрами Кемппайнен произошли значительные изменения — они сменили третью участницу на лихого барабанщика в красном тренировочном костюме, сократили название группы до аббревиатуры, записали дебютный альбом «Love and Nature» под руководством продюсера и диджея Дэйва (Switch) Тэйлора, работавшего над треками M.I.A. и Santigold, а главное — из робких девочек, запускавших минуса с отказывающего ноутбука, они превратились в сильных и обаятельных женщин, уверенно подающих себя со сцены (хотя им всего лишь чуть за двадцать). Это называется рост: теперь своими песнями, одновременно напоминающими Santigold и девичьи хип-хоп-коллективы 80-х с лейбла Tommy Boy Records, они могут прокачать тысячную площадку. Рядом со мной под LCDMF скакал Эрленд Ойе из хорошо известного у нас фолк-дуэта Kings of Convenience.

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. French Films

by:Larm 2011. French Films

Финcкая организация по пропаганде национальной музыки за рубежом Music Export Finland привезла на by:Larm преимущественно «хипстерские» коллективы. Бойз-бенд в клетчатых рубашках French Film бодро показал, как звучит финский вариант модной сейчас стилистики «панк-серф» (как у The Drums, например). Дуэт Shine 2009 — это юношеская реплика Pet Shop Boys 90-х годов. Проблема, как и у многих молодых, одна: в записи это модно и здорово, а живьем изрядно скучно. Из этого трендового ряда выпал финский фрик-ансамбль Uusi Fantasia, который играет инструментальную смесь всего на свете — от нью-вейва и диско до техно и транса, но при этом не чурается радиохитов с участием известных скандинавских вокалистов. На сцене by:Larm музыканты Uusi Fantasia, вышедшие в военной форме, расслабленной дурацкими аксессуарами, выглядели как группа в духе золотой поры Ленинградского рок-клуба (эдакий гибрид «АукцЫона» и курехинской «Поп-Механики») и устроили натуральный рейв — с живой ритм-секцией, виолончелью, тромбоном и диджеем.



Из датской делегации хочется выделить скромный неофолк-дуэт Murder, который был похвален Стюартом Стейплзом из Tindersticks. Оно и неудивительно: Murder выглядят достойными продолжателями его дела меланхоличной мужской ретропесни. А мне лично необъяснимо нравится слегка вибрирующий голос вокалиста Андерса Матиасена.



Больше всего на by:Larm, разумеется, было норвежских музыкантов. Фестиваль расширяет представления о Норвегии как о стране, где господствует блэк-метал — главный музыкальный норвежский бренд с начала 1990-х. Хотя, если судить по открытому репетиционному автобусу, припаркованному у центрального тента by:Larm, половина школьных групп усиленно упражняется в стилистике, заложенной группой Mayhem. А судя по тому, что миллион крон на развитие от фирмы Statoil (это местный «Газпром» и «Роснефть» в одном юрлице) получили брутальные металлисты из Ставангера Kvelertak, номинировавшиеся за свой дебют также и на Nordic Muzic Prize, здесь резонно считают, что их тяжелая музыка должна быть почитаема и продаваема во всем мире, как норвежский лосось.

Однако в небольшом северном королевстве очень много музыки. После by:Larm создается впечатление, что в шестисоттысячном Осло клубов и баров, где играют музыканты или диджеи, больше, чем в Москве, в которой проживает вдвое больше людей, чем во всей Норвегии. Здесь есть не только метал, джаз и прог-диско, но и свои Arcade Fire (Team Me), свои Hercules and Love Affair (F.A.C.E.), свой гипнагоджик-поп (Burning God Little) и даже юные Лидии Ланч — обворожительные Deathcrush, с которыми носилась фестивальная газета.

©  by:Larm 2011

by:Larm 2011. Burning God Little

by:Larm 2011. Burning God Little

Самое приятное чувство, которое вывозишь с by:Larm, что есть такие страны, где просвещенный культурный протекционизм — это святая обязанность государства, а музыкантов и профессионалов, их обслуживающих (от промоутеров и журналистов до саунд-инженеров и продюсеров), уважают не меньше, чем мастеров лыжного спорта. Жаль, что это чувство улетучивается сразу, как только минуешь стойки паспортного контроля аэропорта Шереметьево.


Комментарий Алексея Щербины,
участника российской делегации by:Larm, директора международного фестиваля современной музыки и медиаискусства MIGZ, главного редактора портала 44100.com

Я на by:Larm уже второй год подряд, так как лучшего места, чтобы окунуться с головой в скандинавскую музыку, не найти. Присматривал новых интересных артистов для фестиваля MIGZ, который пройдет в Москве в четвертый раз в начале сентября.

Главное, что не изменилось, — очень высокий уровень организации, стилистический спектр и профессиональный уровень приглашенных артистов и качество площадок. Возникло ощущение, что в этом году было больше возможностей для общения международных гостей между собой. Также очень были полезны семинары, которые проходили в рамках фестиваля.

Надо отметить, что пространство, где выступали музыканты, очень повлияло на впечатления от их лайвов. Многих артистов я прослушал заранее в сети, и мои ожидания были гораздо скромнее того, что я услышал живьем. Из увиденного я бы выделил совместное выступление Lindstrom, Todd Terje и Diskjokke, певицу Ólöf Arnalds, группы F.A.C.E., Thelma and Clyde, Uusi Fantasia, Kenton Slash Deamon и 120 Days.​

 

 

 

 

 

Все новости ›