Оцените материал

Просмотров: 11570

Джон Маклафлин в Калуге

Григорий Дурново · 03/06/2008
Как 66-летний гитарист-виртуоз изобрел фьюжн заново

Имена:  Джон Маклафлин

Как 66-летний гитарист-виртуоз изобрел фьюжн заново
Последние годы знаменитый гитарист, прославившийся еще в конце 1960-х, пробовал себя в разных музыкальных стилях, но большая часть его экспериментов так или иначе повторяла уже пройденное. Новый этап для Маклафлина начался с альбома «Industrial Zen» (2006 г.), в котором музыкант в очередной раз обратился к родному стилю фьюжн, родившемуся на стыке джаза и рока, но обогатил его элементами этнической музыки, а также электронными эффектами. При записи этого альбома Маклафлин играл не только на обычной электрогитаре, но и на гитарном синтезаторе, и на необычном безладовом одиннадцатиструнном инструменте Glissentar.

После выхода «Industrial Zen» в музыкальной жизни гитариста произошло несколько важных событий. Во-первых, чуткий к веяниям времени Маклафлин отказался сотрудничать с крупными звукозаписывающими компаниями и завязал отношения с небольшим независимым лейблом Abstract Logix, являющимся также музыкальным онлайн-магазином. Здесь был переиздан «Industrial Zen» и выпущены два обучающих DVD. Во-вторых, в 2007-м музыкант распустил прежний состав Remember Shakti и собрал новый ансамбль The 4th Dimension (гитара, клавиши, бас и ударные). Помимо Маклафлина, в нее вошли молодой, но уже крайне успешный французский басист Адриен Феро и талантливые джазовые и околоджазовые работяги — барабанщик Марк Мондезир и клавишник (а иногда и барабанщик, тем более что это его основное ремесло) Гэри Хазбэнд. Все эти музыканты отметились и на «Industrial Zen». Несмотря на долгие, глубокие и никуда не исчезнувшие отношения с Индией, Маклафлин подчеркивает, что он — представитель западной культуры. Обращение к привычному джаз-роковому составу является, таким образом, поворотом в сторону традиции.

В-третьих, на позапрошлой неделе на Abstract Logix был выпущен альбом «Floating Point», ознаменовавший собой новую стадию освоения Маклафлином индийской музыки. В одном из интервью гитарист говорил, что идеалом взаимодействия музыканта с чужой культурой должна стать полная интеграция, такая, чтобы слушатель почувствовал, что эта культура стала частью исполнителя. Если в прежних проектах с индийскими музыкантами Маклафлин вплетал западную традицию в разнородное индийское пространство, то теперь, когда он работает в русле западной музыки, Индия все равно присутствует как неотъемлемая составляющая его творчества. На «Floating Point» молодые индийские музыканты, сотрудничавшие с гитаристом в Remember Shakti, могут играть полноценный фьюжн, при этом душой оставаясь в русле своих традиций — которые из общего пространства не вычленяются. Вместе с диском был издан DVD о том, как создавался альбом и как происходило это взаимопроникновение культур. Маклафлин — опять же согласно духу времени — выразил неуверенность в том, что в дальнейшем вообще имеет смысл выпускать аудио-диски.

Часть материала с новейшего альбома звучит и на концертах The 4th Dimension — в частности, и на выступлении нового квартета Маклафлина на открытии международного фестиваля «Мир гитары» в Калуге (к сожалению, перед началом европейского турне басист Феро сломал палец, и его заменил Доминик ДиПьяцца, давний соратник Маклафлина). Некоторые красоты, созданные индийскими музыкантами, в передаче европейского квартета неизбежно теряются, и все же давно фьюжн не звучал так живо. Этот стиль вообще в последние годы превратился либо в разновидность коммерческой инструментальной музыки, либо в метод совершенствования исполнительской техники. Маклафлин, похоже, нашел способ привнести в него новое дыхание.

XI Международный музыкальный фестиваль «Мир гитары», 2—6 июня

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • pogromheld· 2011-02-20 16:58:03
    «Мир гитары» в Калуге... в этом что-то есть! :–)
Все новости ›