Что слушали россияне в 2011 году
Имена:
Noize MC · Алексей Долматов (Гуф) · Баста · Григорий Лепс · Елена Ваенга · Стас Михайлов
© Из личного архива
На
Lenta.ru недавно опубликовали интересную статистику: исследование о том, что слушали россияне в 2011 году, проведенное порталом
вместе с компанией 2М. На основании этого
отчета журналисты
Lenta.ru в который раз провозгласили Россию страной победившего шансона. Вот вещдоки, цитирую: «Если в 2009 и 2010 годах этот жанр (шансон. —
OS) по количественному показателю уступал в чарте рок-музыке, то теперь уверенно лидирует — 35 процентов релизов против 21 процента рока и 20 процентов поп-музыки. В прошлых рейтингах в тройку лидеров регулярно выбивались представители рэпа; в 2011 году исполнители шансона безапелляционно оккупировали первые четыре позиции. Лидером продаж оказался диск Григория Лепса "Пенсне". Далее следуют два релиза Елены Ваенги и один от Стаса Михайлова. Эти два артиста стали наиболее успешными музыкантами 2011 года в России».
Факты не врут, а вот выводы из них журналисты делают неверные. Для меня, напротив, из чартовых таблиц 2011-го следует, что в символическом матче «команды шансона» против «команды айфона» ведет последняя.
Lenta.ru присуждает победу шансону на основании чарта продаж компакт-дисков, не оценивая картины в целом и не обращая внимания на важные детали. Из отчета следует, что
CD — отживающий формат, который опять в этом году показывает сокращение аудитории (где-то на 8 процентов) — первая десятка компакт-дисков суммарно разошлась тиражом «больше 250 тысяч экземпляров». В 2006-м таким тиражом мог продаться один альбом, претендующий на звание бестселлера. К тому же надо учитывать, что, кроме большой тройки шансона, в первую десятку CD-бестселлеров вошли и правящий тандем от русского рэпа Баста и Гуф, и квир-дива Леди Гага, и голландский диджей-массовик Армин Ван Бюрен, и, что неожиданно, франкофонная певица-дебютантка
Zaz, завоевавшая массовую популярность в России как-то сама собой. То есть не так уж велика армия поклонников шансона, коллекционирующих диски Михайлова-Лепса-Ваенги. Может, наберется на митинг на Поклонной горе.
Рока и рэпа в чарте продаж
CD стало меньше не потому, что его стали меньше слушать, а потому, что стали меньше покупать на дисках. Их аудитория явственно моложе, чем зрители концертов Лепса-Михайлова-Ваенги на ТВ, многие из них уже и не знают, что такое компакт-диск. У них другая модель потребления — они слушают музыку в «Вконтакте». Их герои это понимают и по-другому строят свои отношения с фанами. Например, один из лидеров русского рэпа
Noize MC собирается в апреле выкладывать новый альбом сразу в сеть, не отвлекаясь на издание на физических носителях.
Читать текст полностью
Гораздо интереснее расклад лидеров в другом годовом чарте — топе-50 рингтонов, то есть аудиотреков, купленных у трех главных российских сотовых операторов. Аудитория их, оцениваемая в 33 миллиона человек, за год приобрела «больше 40 миллионов единиц контента». Вот это уже серьезные цифры. Первый шансон-исполнитель в чарте рингтонов встречается на 21-й позиции — это старожил русского мейнстрима группа «Бутырка», раньше стабильно входившая в первую десятку. Вообще, в пятидесятку попало семь треков исполнителей шансона — то есть если высчитывать процентную долю его апологетов по этому чарту, получится всего 14 процентов. Приятно радует глаз и отсутствие в топе-50 символа власти шансона, казавшегося вечным, — песни, долго претендовавшей на статус неофициального гимна РФ: «Владимирского централа» Михаила Круга. Зато там есть Стиви Уандер! «Времена все-таки меняются», — как пел Боб Дилан.
Еще радужней топ-25 цифровых треков 2011 года из этого отчета: ни Лепса, ни Ваенги, ни Михайлова. На первом месте — комический поп-дуэт Потап и Настя, построивший свою карьеру на удачно заимствованных иностранных битах. В списке преобладает, что называется, «нестыдный попс». Селена Гомес, Рианна, Дженнифер Лопес, Serebro, Нюша, МакSим, Вера Брежнева, Елка и т.д. Предпочтение отдается симпатичным девушкам с танцевальными песнями. Это абсолютно здоровая ситуация (Верка Сердючка не в счет): у мейнстрима должно быть румяное девичье лицо.
Другое дело, что место в топе-25 цифровых треков, занятое артистом, пока не означает повышения его капитализации. Легальные продажи цифрового контента в рунете по-прежнему малы и пока не сравнятся со снижающимися продажами физических носителей. Лепс-Ваенга-Михайлов по-прежнему зарабатывают больше всех, но по устаревшей модели и на уменьшающейся аудитории. Но общемировые тенденции никто не отменял: в будущем рекорд-индустрия больше всего будет зарабатывать на цифровом контенте.
Более того, на мой взгляд, никакого Шансона (с большой буквы, как доминирующего стиля) — не существует, это миф. Есть три очень разных преуспевающих артиста, в связи с которыми журналисты мусолят этот ярлык. Есть подготовившая для их успеха почву старая гвардия, с советских времен исполняющая «запрещенную эстраду» и до сих пор принимающая участие в премии «Шансон года»: Любовь Успенская, Александр Розенбаум, Михаил Шуфутинский и Александр Новиков. Есть десятки и сотни артистов, которые никогда не выйдут за узкие границы своей ниши, и поэтому их имена бессмысленно перечислять. Послушайте, кого крутят на якобы стилеобразующем радио «Шансон». {-tsr-}Кого угодно — от выходца из «Веселых ребят» Александра Буйнова и семейного дуэта Агутин — Варум до того же Басты. Недаром нынешний девиз радиостанции «”Шансон” — это просто песня», а бывшие фанаты сетуют, что оно превратилось в «радио попсон». Кстати, самый продаваемый русский альбом 2011-го — «Пенсне» Григория Лепса, где пятидесятилетний певец дает то Яна Гиллана, то Криса Мартина, это не шансон, это стопроцентный AOR — adult oriented rock.
В заключение приведу воодушевляющую первую строчку из чарта, который в исследование Lenta.ru и 2M не вошел, а был напечатан в русском Billboard. Первое место в музыкальном поиске «Яндекса» за январь 2012-го занял запрос «2012 новая музыка».
В принципе, вышеуказанная музыка, всегда была обожаемой блатными - ворами, шпаной и убийцами, типа грустного гитарного бренчания на нарах в зоне.
Судя по концертам в кремле, рекламе и гонорарам "михайло- ваенгов", посчитайте - сколько бандитов и их "шестёрок" (ТВ, радио, с мигалками и в погонах, в том числе) сегодня дирижируют страной?
А народ?.. Чо дают - то и любим...
Нет! "Русский шансон" существует, и будет существовать, пока страной командует криминал... Цель этой акции - воспитать подобных себе