Русский хаос против русского пафоса на выступлении группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля»
Имена:
Иван Охлобыстин
© Денис Спиридонов
Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля
На прошлой неделе «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля» — самый неоднозначный музыкальный проект из существующих сейчас в России — дал в Москве первый (и, возможно, последний) концерт.
На фотоотчетах это действо выглядит пугающе: на сцене стоит большой деревянный крест, перечеркивающий криво наклеенный лозунг «Слава демократии», под сценой странные люди зигуют своему фюреру — переодетому бабкой мужчине в платке и драном ватнике. Словом, шиза какая-то.
Попытки осмыслить эту шизу, замаскированную под ансамбль,
уже предпринимались, в том числе и на OPENSPACE.RU. Журналист Андрей Лошак называет тверское трио, состоящее из «православного фашиста» Алексея Глухова, «матери троих детей» Ксении Гитлер и «старейшего деятеля трансдвижения Твери» Старухи Изергиль,
королями троллинга в России, для которых рвать шаблоны — это что-то типа биологической функции. Такой образ жизни для компании законченных социофобов — единственный способ общаться с внешним миром. То есть ансамбль воспевает «полицейское православие и православную полицию» не ради лулзов и лайков, а просто так.
Другие наблюдатели подозревают, что у «АХС и МСЗ» все же есть какая-то программа, стратегия и цель. Журналист и организатор московского концерта тверчан Антон Чернин говорит, что «Ансамбль Христа Спасителя» — это как питерские ветераны иронического рока
НОМ, «только проще, потому что реальность сейчас проще». Журналист «Афиши» Александр Горбачев
подозревает в «АХС и МСЗ» русский-бедный арт-проект, близкий по духу Войне. Недаром Александр Константинов, действующий под прикрытием платка Старухи Изергиль, уже появлялся в Москве в конце 1990-х по линии современного искусства — принимал участие в арт-фестивалях как художник-акционист. Большинство, впрочем, полагает, что «АХС и МСЗ» — это просто очередные приколисты из
YouTube и шутки у них бородатые. Мол, мем уже превратился в «боян».
Читать текст полностью
© Денис Спиридонов
Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля
В клуб Hleb на этот «боян» собралось довольно много разного народа, которого в иных обстоятельствах невозможно представить себе в одном помещении. Здесь были и молодые люди в футболках с националистическими лозунгами, и молодые люди в футболках с логотипами металлических и индастриал-групп, и парни, одетые по рэп-дресс-коду, и симпатичные молодые девушки, и явные гуманитарии с печатью думы на лице, и, разумеется, журналисты. А также взрослые люди, по внешнему виду которых нельзя было сказать ничего определенного. Объединял присутствующих, пожалуй, алкогольный градус: многие (если не сказать большинство) были уже порядочно нетрезвы.
Происходившее в клубе не тянуло ни на концерт, ни на перформанс. На сцене творился какой-то беспорядок, лучше всего обозначаемый как «и смех и грех»; под сценой тоже происходило что-то сумбурное. Все время выступления у «Ансамбля Христа Спасителя», который подходит к звукоряду с позиций «чем проще и хуже, тем лучше», были проблемы со звуком. Алексей Глухов мрачной тенью появлялся из-за креста, бросал свирепые взгляды в сторону звукорубки, из которой так и не могли вовремя и на нужной громкости запустить очередной минус. Отчаявшись привлечь внимание невидимого звукосупостата, он куда-то сбегал со сцены — возможно, разобраться на месте. Возникавшие паузы главная звезда вечера Старуха Изергиль неловко заполнял бородатыми анекдотами и страшилками. Иногда из гримерки выскакивала Ксения Гитлер в маленьком черном платье — поддержать уставшую старушку. Но, к сожалению, микрофоны на сцене были не очень хорошо отстроены и пронзительно-истошные речитативы Ксении сливались в гул — слов в песнях было не разобрать.
© Денис Спиридонов
Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля
Впрочем, публике и не надо было разбирать слова — она их прекрасно знала. Наиболее известные песни группы — «Твой нож разберется», «Я не поеду на “Нашествие”», «Наши иконы» и т.д. — встряхивали бродивших по залу людей, как электроразрядом, и неожиданно провоцировали на слэм и даже стейдждайвинг. Чему-то необычайно веселясь, молодые люди и девушки кидали зиги и в то же время кричали: «Ой!» — что больше пристало на концертах антифашистских панк-групп. Столкновений на почве полярности взглядов в зале замечено не было. «Ненавидишь ли ты жидов так же, как ненавижу их я?!» — перекрикивая Старуху Изергиль, допытывался у меня один пьяный еврейский юноша, который весь концерт орал на весь зал «Синагога» — пытался заказать группе любимую песню. С тем же вопросом он приставал, кажется, к каждому, кто попадал в его поле зрения. Потом я случайно встал ему на ногу — пьяный юноша тут же передо мной извинился.
«Наша идеология — больше маразма», — объясняет позиции «АХС и МСЗ» Старуха Изергиль. В этом смысле первое московское выступление ансамбля вышло абсолютно идеологически выверенным. У тверского трио почти получилось воссоздать — на время одного клубного выступления — сценическую модель «русского хаоса». Который, если излагать по Проханову, — «взрыв, буря, разрушение замыслов» и, добавлю, смыслов. Причем удалось это помимо воли всех участников процесса — артистов, организатора концерта, звукорежиссера и публики; удалось коллективно и несознательно. Также у ансамбля вышел не концерт, а пропедевтика толерантности — хотя вот этот результат как раз можно было предположить.
© Денис Спиридонов
Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля
В «Ансамбле Христа Спасителя», сеющем шизу и маразм с целью отрезвления от госкапиталистической реальности, я вижу единственных достойных соперников другому клоуну, эксплуатирующему коллективное несознательное жителей Российской Федерации, — проповеднику «аристократического национал-патриотизма» Ивану Охлобыстину. Актер Охлобыстин, до сих пор не вышедший из роли «криэйтора» Малюты, — вот кто истинный король троллинга нашего времени. {-tsr-}Нынче он читает с белой пирамиды проповедь длиной в 77 минут, которая много опаснее комических призывов «АХС» резать интернационалистов и убивать космонавтов, поскольку, несмотря на все шутовство исполнителя, в «Доктрине-77» пафоса, на который так легко ведутся в России, больше, чем хаоса. Поэтому на Охлобыстина в «Лужниках» собираются тысячи и тысячи, а на «Ансамбль Христа Спасителя» в Hleb пришли сотни.
Очень жаль.
Сейчас, конечно, парни слегка сдали, но все равно дадут сто очков форы АХС, если все происходило так, как описывается в этом материале.
Самодеятельность и кустарщина. Но самое главное, абсолютная безыдейность.
Такие не нужны Рейху (с)