По версии Растеряева, «Русская дорога» ведет от кладбища к кладбищу, пролегает по забытому кладбищу, да еще и передвигаться надо в лютый мороз по вечным буеракам.
Что популярность патриота-гармониста говорит о его поклонниках?
В минувший уикенд в Тверской области прошло «Нашествие» — один из крупнейших рок-фестивалей в России, который в этом году наконец-то взял заметный курс на обновление лайнапа. Помимо обязательных «Алисы» и «ДДТ» в фестивале в этом году принимали участие «новые» имена —Читать!
Игорь Растеряев вспыхнул в общественном поле зрения где-то в середине 2010-го после вирусного ролика «Комбайнеры», где он в толстовке GAP был снят в сельском интерьере. Растеряев, перекрикивая свою гармошку, голосил о комбайнерах/трактористах/грузчиках арбузных фур, «не являющихся мечтой гламурных дур». То есть весело воспевал настоящих русских мужиков, на которых все и держится, пока «в Москве беснуются пидорасы».
К ноябрю 2010-го у ролика было 750 тысяч просмотров, сейчас их количество перевалило за два миллиона. Где-то после первого миллиона просмотров «Комбайнеров» у Растеряева пошли концерты и интервью, в которых он не скрывал, что работает в том же петербургском театре, откуда вышли комедианты Юрий Гальцев и Елена Воробей. Но при этом утверждал, что поет не о выдуманном, и жирно подчеркивал свою неразрывную связь с малой родиной, дающей ему силы и поводы для творчества, — селом Раковка и хутором Глинище, куда он постоянно ездит к корешу Лехе Ляхову «рыбалить», «гонять по степи», «жарить сомов», «хлебать тюрю» и все такое прочее.
В начале 2011-го у артиста оригинального жанра, также умеющего играть на пиле и на фляге, вышел альбом «Русская дорога», который состоял наполовину из песен под гармонь, наполовину из рассказиков о детстве в Раковке. На «Дороге» Растеряев уже почти не шутил (только в уже известных «Комбайнерах»), а серьезно и доходчиво гнул линию задушевной любви к родине и прославления настоящих русских мужиков. В давшей название альбому «Русской дороге», перекликающейся с известной песней из «Гардемаринов», Растеряев поминает подвиг Сусанина, подвиг войска Кутузова да помогавшую им — и всегда всем нашим — суровую русскую природу. «Казачья песня» — это сон школьника в летнюю ночь, рифмованный комикс о силе русского (казацкого) оружия. В сентиментальных «Ромашках» герой навещает деревенские могилы друзей, погибших вроде и по своей воле — от паленой водки, но в то же время «которых кто-то ей-богу подтолкнул и подставил», лишив работы и дома. «Богатыри» — это песня одновременно и про корешей, и про ратную доблесть наших воинов. В самом продуманном и эффектном произведении, «Георгиевская лента», автор, как заправский медиум, разговаривает с погибшими под Ленинградом советскими бойцами, расчувствовавшись под канун 9 Мая в пригородной электричке. Его раздражает официальная пропаганда и превращение символа Победы в модный аксессуар. Он доподлинно знает, что наша земля фактически держится на костях солдат, лежащих по трое на квадратный метр. Растеряев называет их имена — Саня Вершинин из Рязани, Сергей Моршанников из-под Пскова.
Резюмируя: по версии Растеряева, «Русская дорога» ведет от кладбища к кладбищу, пролегает по забытому кладбищу, да еще и передвигаться надо в лютый мороз по вечным буеракам. Однако поет он об этом с пафосом, почти как Кобзон. «Русская дорога» — безрадостный и безжизненный пейзаж, который не освещают даже умильные рассказики из советского детства, стилизованные то ли под Шукшина, то ли под Гришковца. Больше всего на альбоме меня раздражал визгливый тембр надрывной гармони. Такой потемкинский китч я не люблю. Но это дело вкуса, некоторым музкритикам кажется, что «в музыке Растеряева столько тоски и силы, красоты и свободы, что слушателю хочется порвать рубаху». Другие видят в нем потенциального преемника Шевчука или даже Высоцкого. Однако, повторю, что в итоге от гильдии критиков Игорь Растеряев получил награду в номинации «Нечто», то есть, несмотря на несомненную новизну (давненько у нас не собирались полные клубы на гармонистов) и заработанную народную любовь, что-то в этом таланте смущает.
Многих смущает, искренен ли Игорь Растеряев в своем хуторском патриотизме или это расчетливый прожект. Честен ли он, когда говорит в интервью: «Вот я, тридцатилетний мужик, до сих пор не женат. До сих пор не дал Родине ни одного ребенка, ничего не произвожу, не выращиваю. Единственное, что меня, наверное, может оправдать в этой ситуации — это когда люди подходят и говорят: спасибо вот за такую-то песню. Единственное, ибо других заслуг у меня пока нет». По мне, так какая разница, говорит он от себя или по писаному, результат-то одинаков — главная сцена «Нашествия» подпевает «Комбайнерам».
Других смущает, что в своих одномерных песнях о любви к Родине Растеряев походя неприятно проговаривается на более неоднозначные темы. Заодно пропагандирует бытовую ксенофобию и гомофобию, работает на дополнительную атомизацию и без того разобщенного населения страны, трафит дворовому нацизму и имперским комплексам экс-жителей СССР. Тут, мне кажется, перегиб — он не пропагандирует, а эксплуатирует их, чтобы его любовь к Родине выглядела более убедительной.
Куда важнее, что востребованность его песен говорит о его — уже немаленькой — аудитории. По-моему, говорит о том, что дела у нее не очень. Популярность песен Растеряева хорошо объясняет вот этот комментарий под одной из его песен в YouTube, кстати, высоко оцененный другими пользователями: «Мы все из тех ребят, что в садике ложились в постель на тихий час. А за наш сон крепко держали оружие сильные мужчины. В небо поднимались вертолеты со звездой, и из пучин моря выныривали подводные лодки. А внутри были люди с красной звездой в сердце и с любовью к родине. Все они читали книжки с картинками и слышали песни от мам, которые мы знаем. Да здравствует наша советская Родина! Не опозорим наших славных предков, дравшихся за нашу свободу и счастье!» За питерского актера театра «Буфф» голосуют растерянные поколения, в детстве и юности заставшие Советский Союз, потом пережившие его крах и теперь с теплотой вспоминающие все неужасное, что тогда было. Вплоть до запеканки на полдник и стихов советских поэтов, которые тогда, может, и воспринимались как повинность, но уже сейчас — на фоне экономических кризисов и постоянных катастроф — греют сердце. По наитию или по бизнес-плану тридцатилетний Растеряев, сам принадлежащий к такому поколению, использует это стремление убежать из жутковатой реальности к тем «людям с любовью к родине», памятным по картинам в учебниках родной речи и рассказах в учебниках истории. Воспроизводя картонную стилистику официальной советской культуры, Игорь Растеряев подменяет гражданское сознание эрзацами патриотизма; знание истории Родины — слепой гордостью за нее, доходящей до абсурда (до соленых огурцов); понимание насущных политических и экономических проблем — потаканием застарелым национальным комплексам и фобиям. Для растерянного поколения он выступает не в роли бунтаря Высоцкого, но утешительницы Людмилы Зыкиной — поет адаптированные для нового времени «Течет река Волга» и «Балладу о хлебе».
Это не его вина и даже не его работа, — патриотическими вбросами, в том числе и песенными, последние 20 лет, наверное, должно было заниматься государство, но его хватило только на Георгиевскую ленточку, которую так измусолили, что Растеряева и растерянных уже тошнит. Ничего нового, за что можно было ухватиться и почувствовать необходимую инъекцию общности и гордости за страну, не появилось. Сами растерянные ничего создать не хотят или не могут. Что остается делать? Сбегать на грубо размалеванные аттракционы, восстановленные по проектам советского времени — петь и подпевать кондовым одам комбайнерам, богатырям, запеканкам и т.д. Поймите правильно, я не против ни первых, ни вторых, ни десерта — я против стилистики.
Но в чем Растеряев абсолютно прав — что этот Парк советского периода опять возводится на костях наших дедов, вкопанных в землю по трое на квадратный метр. Вот это неприятнее всего.
КомментарииВсего:54
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452030
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343524
- 3. Норильск. Май 1269183
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897823
- 5. Закоротило 822352
- 6. Не может прожить без ирисок 783522
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760373
- 8. Коблы и малолетки 741490
- 9. Затворник. Но пятипалый 472506
- 10. ЖП и крепостное право 408143
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403765
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371044
я не считаю Игоря великим, но он говорит хорошие и правильные вещи)
такое по телеку не покажут, если что)
по телику покажут и очень скоро
хотя это, выходит, тоже "Наше". Как и породившее фестиваль радио.
Ох, какие уж там традиции Башлачёва... Тексты очень слабые, просто слушать невозможно.
Не о текстах речь, о традициях, о неизбывном…
Вынужден согласиться. Традиции ненатурально-надрывной патриотической песни, увы, незыблемы.
to Boris Magazanik:
Т.е. вы считаете, что поэт-песенник Растеряев не расчётливый циник, а честный слабоумный?
Явно чувствуется ПРЕДВЗЯТОСТЬ и ЛИЧНАЯ НЕПРИЯЗНЬ. Как следствие - пошли нелепые попытки высмеять, пошло вранье и искажение действительности. А вот за это уже придется отвечать рано или поздно. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
По поводу пафоса - такой пафос даже чем-то приятен. Есть в нём что-то настоящее.
Было ли у нас когда-нибудь что-то подобное на клубной сцене, а не на эстраде? Не знаю
282 ук рф шьёшь - начальник? Только поздно - все банки варенья и ящики печенья Чубайс с Гайдаром раздали в 90х - на Плохишей временный мораторий.
И никогда не узнаете вы - буржуины - нашей главной военной тайны, которую знает каждый мальчишка в стране!
А Растеряев - как глоток чистой воды .
ИМХО. При чем тут стилистика, семантика и т.д.? И сравнения с Высоцким и Зыкиной какие-то за уши притянутые. Автор спокойно обходит тему существующего вакуума в данной нише. Речь ведь именно про это: кто еще лучше, стилистически правильнее, семантически вывереннее, искреннее, правдивее и т.д. сейчас, в данной теме. На 9-ые мая тв программу перемотать лень, или до таких программ вообще не доходят критики?
Замечание про вирусный ролик серьезное, но без понимания предмета разговора. До чего же наша около музыкальная тусовка не понимает того, как устроен интернет и какова его мощь. GAP в деревне для них символ вирусности, ага. Гуглить социальный вирусный ролик, читать,думать, еще раз думать. Потом писать, желательно в соавторстве с психологом, а то ассоциации с песнями совсем слабенькие и якоря совсем не светятся. А критика Растеряеву в ближайшее время понадобится, думаю. Но не такая манной кашей по тарелке.
Вот я против конкретно вашей в этой статье.
— "подменяет гражданское сознание"
Денис, Википедия не знает такого оборота!
Это чистая демагогия, не красящая вас как журналиста.
Есть индивидуальное сознание и общественное сознание ( у Хабермаса есть еще коммуникативный разум). А гражданского сознания нет нигде кроме пропаганды.
— И почему вы решили, что Растеряев не знает истории Родины?
Из каких его текстов или интервью вы сделали ваш вывод?
— И в тридцать лет человек уже не может быть растерянным просто физиологически. Это все лишь культура; потом эти люди приходят в офисы и делают дела.
http://www.lookatme.ru/users/boyara
http://www.lookatme.ru/galleries/55969/photos/154402
После вашего пассажа вынужден заявить, что о ваших вкусах не спорю. На этом уровне бессмысленно сие занятие.
не в фурункул, а в просак он попал, как глупый мальчик :-)))
(текст, честно говоря, не произвел впечатления, но я зануда, поэтому не важно. (и тут больше от Вс. Емелина, по-моему, чем от Выс. или Башл.)
а вот проигрыш и вообще как звучит - неплохо, по-моему. небесталанно.
к сожалению, наша эстрада давно утратила способность зажигать умы, только если низменные инстинкты(например к размножению) и еще профессионально культивирует привнесенные ценности...
возможно, это-то и не нравится / раздражает часть критиков и просто не далеких людей - необычность послания и тема его. когда по телику и в газетах льют только мед - реальность воспринимается как дикость и фантастика - отторгается как чужеродное...
желаю Растягаеву большого творческого развития, большего протеста действительности и внятном донесении до масс. Шевчуку одному не справиться... (
и про *вирусный* ролик... почему комбайнер, про которого поет Игорь (показывают в начале) не *лыбится* всю оставшуюся песню, особенно про *тыщи три*... ?
http://www.youtube.com/watch?v=eW5dJ8Bg_nU
Уф, какая знакомая стилистика. Не хватает только вопроса, ездил ли автор в Бобруйск. Как говорится, здравствуйте, Мартин Алексеевич.
очень жаль, что вы критикуете вместе с продажным журналюгой даже не прослушав песни Игоря, не вникнув и не прочувствовав их. Ведь их еще пока совсем не много ... это не составит Вам труда. Видно и вам чуждо исконно-русское, несчастные Вы - "ДЕТИ ГОРОДА".
для справки:
------------------
Ксенофо́бия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») — страх к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. (с)
------------------
Игорь в своем творчестве ни в коем случае не пропагандирует ни каких страхов и боязни, а скорее наоборот ... ВЫ просто УПОТРЕБИЛИ красивое иностранное словцо ...
------------------
Гомофобия (от др.-греч. ὁμός — подобный, одинаковый, φόβος — страх, боязнь) — собирательное определение для различных форм негативной реакции на проявления гомосексуальности, а также на связанные с ней общественные явления. (с)
---------------------------
Опять вранье ... нет ни какой боязни извращенцев, просто им не место в здоровом обществе... ВЫ снова УПОТРЕБИЛИ красивое иностранное словцо... а по русски нельзя было изъясниться? в школах, где Вы учились "РОДНУЮ РЕЧЬ" не преподают что-ли?
---------------------------
теперь отрывок из статьи:
"пропагандирует бытовую ксенофобию и гомофобию, работает на дополнительную атомизацию и без того разобщенного населения страны, трафит дворовому нацизму и имперским комплексам экс-жителей СССР. Тут, мне кажется, перегиб — он не пропагандирует, а эксплуатирует их, чтобы его любовь к Родине выглядела более убедительной." (c)
- ЧТО ТУТ МОЖНО СКАЗАТЬ .... "У КОГО ЧТО БОЛИТ, ТОТ О ТОМ И ГОВОРИТ" , или "НА ВОРУ ШАПКА ГОРИТ" ...
- господа "ЧУЖИЕ" и любители "ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ" если уж Вы живете на нашей земле - будьте добры соблюдать местные неписанные законы и обычаи, и не надо нам здесь навязывать свою ЗАПАДНУЮ КУЛЬТУРУ ПОТРЕБЛЯТСТВА и ТОЛЕРАНТНОСТЬ к ИЗВРАЩЕНЦАМ и ПЕДОФИЛАМ ....
ОСТАВЬТЕ Игоря в покое - у вас непочатый край работы - ваша родная РОССИЯНСКАЯ ЭСТРАДА :)
Понимаете, это не просто вирусный ролик. Это - социальный вирусный ролик. Серьезность материала - необходимая часть. Такие ролики получают 0 руб в виде прямого дохода... и вместе с тем игра идет по-крупному. В первую очередь такой ролик должен цеплять, быть въедливым, талантливым работать на подсознание.
Комбайнеры - вирусный ролик не по созданию, наверное. А по процедуре продвижения. Меня больше волнует в этой истории не сам Игорь Растеряев и его творчество, а цель людей, которые сделали этот и другие ролики миллионниками. Если самопиар, реклама фирмы, то хорошо. Если часть широкого проекта, то нам всем стоит быть аккуратнее с оценками.
Автор же статьи со своим снобизмом не хочет понять главного - что песни чертовски талантливы, что разбирать их хвалить и критиковать надо серьезно, а не в перерывах на чашку кофе.
За этот год, который прошел с момента рождения этой истории, мне попалось пару сотен высказываний людей, типа: "прослушав песню РОМАШКИ, я бросил пить и курить..." и т.д.
Игорь поднял здоровую волну, которая сметает на своем пути всю грязь и непотребщину ... и пробуждает людей к жизни.
к великому сожалению, не всех пробуждает, есть безнадежные ... люди без огонька...
На рациональном уровне, отделим искренность (певца или актера, а также человека), талантливость песен, и т.д. от технологии получения миллионов просмотров. Факты указывают на то, что ролик по раскрутке - социальный и вирусный. Это - железобетонно. Косвенные факты показывают, что правила технологии соблюдались и работали специалисты. Это - вилами на воде написано. Приводить аргументы не буду, так как эмоционально все воспринимается как голос в пользу автора статьи.
Не обижайтесь, пожалуйста. Тоже хотел бы, чтобы мир был справедлив и таланты получали известность сами по себе. Но в сказка про Золушку, где нет феи, мне не кажется естественной - на рациональном уровне.
Давайте Федя.
- для начала, я наблюдаю за этой историей уже полтора года. имею достаточный багаж информации, что-бы что-то уже иметь право утверждать.
- а Вы Федор? Давно-ли Вы изучаете эту ситуацию? Или положились на авторитетное мнение, уважаемого человека?
- у Игоря "комбайнеры" это не самая лучшая песня. Есть более важные и сильные.
- мне (и Игорю тоже, на сколько мне известно) глубоко пофиг - признает ли некто его "талант" или не признает :) ЛИШЬ-БЫ ГРЯЗЬ НЕ ЛИЛИ, как этот автор...
- Вы намекаете, что все в этом мире продается и покупается ... а я говорю о том, что не все ... остались еще люди которые не согласны продавать себя. И они находят отклик у других таких-же.
- Да Русь вообще, испокон веков, земля ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ людей :) поэтому Вы меня слегка удивили своей рациональностью и в то-же время симпатией к Растеряеву.
- я не склонен к обидам...возраст уже не тот, у меня другие цели.
- Вы правы на счет аргументов, сдесь обсуждать это не стоит, но Вы меня не убедили на счет того, что ролик вирусный "железобетонно" ... и был спецом создан.
- С другой стороны, я убежден, что даже если-бы всей этой истории не случилось - ее надо было-бы создать и разыграть!!! Отсутствие у людей патриотизма - ЭТО ГНУСНЕЙШАЯ ИЗ БОЛЕЗНЕЙ.
Теперь что касается автора Игорь Растеряев конечно автор далеко не бесталанный, и очень тонко чувствует этот нерв, эмоциональность, поэзию русской души. Нам 20 лет наступают на горло и пеняют нашим прошлым, а нам не в чем каяться - нам можно гордиться и любить. Игорь очень доступно объясняет почему.
Денис, простите за резкость, но вы просто ни черта не чувствуете.
на "степном волке" Растеряев выступил замечательно, зал реально проснулся, взбодрился, аплодировали Игорю чуть ли не дольше и громче всех. разительный контраст с позорным выступлением шнура с нойзом, например. это при том что аудитория была вполне пассивная, абсолютно не "народная" и раскачать её было сложно. Растеряев находит отклик и в широких массах, и у интеллектуалов. добивается он этого в первую очередь своей искренностью и затронутыми темами, но также и талантом.
"Факты указывают на то, что ролик по раскрутке - социальный и вирусный. Это - железобетонно. Косвенные факты показывают, что правила технологии соблюдались и работали специалисты."
вы какие-то несерьёзные вещи пишете) факты в студию)
рад в целом здоровой реакции в комментариях. нельзя подозревать каждого патриота в шовинизме.
к сожалению, комментарии таких как Вы "девушка бесконечности" или "необъятная девушка", я не знаток английского (мне русский больше по душе), говорят о вашей неосведомленности, или об отсутствии совести, или элементарном заблуждении человека запертого в мегаполисе ... т.к. не видите дальше своего носа. На Игоря "поднимают хвосты" те, кто как правило "гроша ломаного не стоит" по жизни, но мнят при этом из себя россиянскую элиту :)
Как раз наоборот, песни и рассказы Игоря ОБЪЕДИНИЛИ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ со всех концов нашей необъятной Родины, к которой я отношу не только пару мегаполисов (москва и ленинград) но и все "бывшие" республики и не только. Игоря слушают и поддерживают и Поляки, и Немцы, и Чехи и Юги, в общем весь Славянский мир, да и не только Славянский. А вы лжете, что разобщает ... да еще словечко выбрали - что-бы не каждый догадался - "атомизация" ... любители пышных фраз :)
ЕСЛИ НУЖНЫ ДЕНЬГИ С ПУТИНА СОРВИТЕ ТРИЛЛИОНЫ ОН НАРУШИЛ КОНСТИТУЦИЮ И ДЕКЛАРАЦИЮ ООН
РАЗГОНЯЯ СВОБОДУ СОБРАНИЙ ОН ДОЛЖЕН ОТСИДЕТЬ В ГААГЕ, СТРАСБУРГЕ И В ГЕЙ КЛУБЕ АМСТЕРДАМА
SergeyStreltsov
SergeyStreltsov 01:45, сегодня
НА АФОН НЕ ПУСКАЮТ ДЕВОК? И БОГОРОДИЦУ ПОШЛЮТ? РАКЕТУ ИМ ИЗ КИТАЯ!!! АМИНЬ+++
SergeyStreltsov
SergeyStreltsov 01:40, сегодня
ДАВАЙ ПОСАДИМ СИНОД ЗА НАЛОГИ ТАИНСТВАМИ ТОРГУЮТ И ГДЕ ДЕНЬГИ ЗА ХРИСТОПРОДАВСТВО ИСКАРИОТОВО
903 6256177
http://JoySaintRoyal.narod.ru
: пропал дом... елы, чем плакать по обиженному бояриновым в обиженной обиженных России, посадили бы что ли хоть пару деревьев для разнообразия, экологию улучшили и слушали бы что кому нравится! единства хотите? да не песнями оно создается , а совместным трудом для общей пользы! пить и петь - вот девиз русских, главное, чтоб цепляло, чтоб душу рвало - тогда оно, ну конечно, от Бога, тогда это, бес сомнения, по-НАШЕМУ! Тьфу...лишь бы по-цепляться и пооскорблять безответно. не поклонник я бояринова, но ваши правозащитные комменты, ей богу, куда гаже.
почему в народной? он вообще в музыке не сечёт ни в какой.
да и по жизни не шарит. обычный понторез-журналист.
и идут блин, и работают...
а главное на фига идут?
на фига работают?...