Каким цивилизационным вкладом может похвастаться обесценивший достижения виниловой пластинки CD?

Оцените материал

Просмотров: 19196

CD против винила

Денис Бояринов · 29/04/2011
Антропологический взгляд на противостояние форматов: дилетанты против аудиофилов

©  Павел Пахомов

CD против винила
На позапрошлой неделе коллеги из журнала Stereo & Video пригласили меня на дискуссию «CD против винила» (случаются в наше цифровое время и такие дискуссии), которую они проводили в рамках ярмарки аудио- и видеооборудования Premium Hi-Fi. Я поначалу отпирался, но после решил пойти: хотелось посмотреть на ярмарку и посещающих ее ценителей Hi-Fi — так называемых «аудиофилов».

Отпирался я потому, что примерно представляю себе эти дискуссии с большими специалистами в виниловых трактах. Полемика идет исключительно о КАЧЕСТВЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, возведенном профи по Hi-Fi в абсолютный культ. Мне — дилетанту, обладающему скромной домашней аудиосистемой и ни черта не смыслящему в проводах, — на таких прениях скучно. А главное, я считаю их абсолютно бессмысленными, поскольку полагаю, что низводить приобщение к музыке до оценки исключительно КАЧЕСТВА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (о, этот теплый ламповый звук!) — это все равно что судить о гастрономии только по количеству калорий и витаминов или, скажем, по дизайну подачи блюд. То есть это однобокий взгляд на разностороннее явление. Лично для меня важнее антропологический фактор.

Антропологически мне интересней сами Hi-Fi-гурманы, чем их разговоры и доводы. Стереотипный, карикатурный типаж аудиофила — это такой не слишком опрятный мужчина за сорок, проживающий в достатке. Он слушает на своем ламповом усилителе и мониторах с бериллиевыми твиттерами только классику (Глен Гульд — бог!), но когда поддаст с друзьями односолодового виски, то, конечно же, заводит любимые пластинки юности: Deep Purple, Slade, Uriah Heep, — ну, у кого что там было. Это, конечно, шарж, который доводит главную черту аудиофила до гротеска: на своих дорогущих аудиосистемах (5000—150 000 у.е.) они слушают, как правило, бог знает что. Речь идет о аудиофилах-обывателях, для которых Hi-Fi-система в гостиной, ее высокая цена и вычурный дизайн (натуральное дерево, цветные и ценные металлы, а то и цельный гранит) — это просто признак высокого статуса и изредка пропуск в юность. Реже встречаются аудиофилы-меломаны; те, как правило, так глубоко закопались в какую-нибудь специфическую ретронишу — будь то русская эмигрантская эстрада или японская психоделия 1960—1970-х, — что их оттуда не выковырять. Общее у аудиофилов обоих классов то, что они бегут от новой музыки как черт от ладана.

Как я и предполагал, дискуссия «СD против винила», на которой заправляли эксперты журнала Hi-Fi, раскрывала эту тему с точки зрения КАЧЕСТВА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ. Конструктор Hi-Fi-систем Александр Князев, взявший на себя нелегкую миссию адвоката CD, развенчивал популярное заблуждение, что виниловая пластинка всегда звучит лучше компакт-диска. Во-первых, объяснял Князев, все зависит от того, когда была записана пластинка — снижение качества записи винилов началось еще в 1960-х (точную дату, правда, он назвать затруднился), когда на студиях стали отказываться от лампового оборудования, в 1980-е, с появлением цифровых технологий, все понеслось по кочкам. А на новодельный, выпущенный в новом веке винил спецы и вовсе глядят с презрением — в основном его печатают с цифровых мастер-тейпов, а то и попросту с тех же компактов, выпущенных на десятилетие раньше. Какой уж тут «теплый аналоговый звук»!

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Minikin Alex· 2011-04-29 17:45:55
    более актуально было бы назвать дискуссию
    "mp3 против винила"
  • Ivan Sterligov· 2011-04-29 18:22:33
    ...так и осталось непонятным, к каким изменениям в нашем обществе приведет насаждение виниловой культуры. Может быть, автор обоснует свою декларацию? с учетом пользовательского геморроя, анти-мобильности, высокой цены и небольшого ассортимента.
  • Дмитрий Комяков· 2011-04-29 23:24:28
    браво!полностью согласен с автором.
Читать все комментарии ›
Все новости ›