Через две недели я обнаружил, что болен чесоткой. Заразился при выборе гитары.

Оцените материал

Просмотров: 37042

Что такое электрогитара?

12/04/2012
ЕВГЕНИЙ ХАВТАН, ИГОРЬ МАЛЬЦЕВ, НИКОЛАЙ ДЕВЛЕТ-КИЛЬДЕЕВ и ЮРИЙ ЦАЛЕР рассказывают, почему гитара так популярна, а также о своих любимых моделях

Имена:  Евгений Хавтан · Игорь Мальцев · Николай Девлет-Кильдеев · Юрий Цалер

©  Анна Всесвятская

Что такое электрогитара?
Евгений ХАВТАН, «Браво»
Все гитаристы, которых я знаю, делятся на две категории: те, которые играют на гитарах с датчиками хамбакер, и те, кто играет на гитарах с электромагнитными датчиками сингл. Самыми известными моделями с хамбакером являются гитары Gibson Les Paul — это классика жанра. Разработки начались в середине 50-х годов. И в это же время появились гитары Fender с датчиками сингл. Это две самые известные компании, которые дали начало всему гитаростроению. Святой Грааль в гитарном деле.

У гитар с датчиком сингл звук более высокий, режущий — более рок-н-ролльный. У гитар с датчиком хамбакер звук более блюзовый. Поэтому на гитарах Gibson с хамбакером играет, например, Би Би Кинг. Такие гитары при игре с максимальной перегрузкой не сильно заводятся: не свистят, не шумят. Гитары же с датчиками сингл, которые в основном стоят на Fender, дают больше шума, датчики больше фонят.

Fender Jazzmaster

Fender Jazzmaster

Каждый гитарист выбирает себе гитару, которая ему больше всего нравится, на которой ему удобнее всего играть — это его звук. Моя любимая гитара — Fender Jazzmaster. Эта гитара появилась в конце 50-х годов, когда фирма Fender решила отойти от своих классических стандартов и сделать нечто необычное. Конец 50-х — начало 60-х — это космическая эра: стали запускать ракеты, спутники, в 1961 году Гагарин полетел в космос. Вот и компания Fender решила сделать гитару в футуристическом стиле. Так и появилась Fender Jazzmaster.

Ей активно пользовались музыканты, которые играли музыку в стиле серф. Это направление появилось в Калифорнии в конце 50-х — начале 60-х годов, и гитаристы серф-групп сразу облюбовали именно эту модель гитары. До сих пор вся классика серф-музыки — например, The Ventures — играет на Fender Jazzmaster. В конце 60-х мода на эти гитары прошла — потому что мода на гитары связана с тенденциями в музыке и в том, что окружало людей. Но в 80-е многие — например, Элвис Костелло и музыканты «новой волны» — стали использовать эту гитару, и она опять вошла в моду. Курт Кобейн очень любил гитары Jazzmaster. Мода на эту модель не уходит до сих пор. Снова появился интерес к серф-музыке. Кроме того, много английских инди-музыкантов играет именно на Fender Jazzmaster. Я сам выбрал этот звук. Он очень универсальный, на этой гитаре можно играть все: от блюза до рока. Эта гитара очень удобна.

Gretsch 6120 Chet Atkins Country Gentleman

Gretsch 6120 Chet Atkins Country Gentleman

Еще одна топовая модель — Gretsch 6120 Chet Atkins Country Gentleman. Этот инструмент появился в середине 50-х. В это время компании, выпускающие гитары, стали искать людей, которые бы рекламировали инструменты. Это было необычно для гитарного бизнеса, потому что раньше компании просто выпускали инструмент и давали его музыканту. Но компания Gretsch решила сделать именную модель, на которой играл бы знаменитый гитарист, рекламируя ее. В разработке этой модели участвовал известный гитарист Чет Аткинс, исполнявший кантри-блюз. Он внес свои изменения в дизайн и устройство инструмента. Впоследствии одним из самых известных гитаристов, игравших на этой модели, был Брайан Сетцер из Stray Cats. Эта гитара стала звездой музыки рокабилли. Играть на ней не очень удобно, но звук очень хороший, сразу узнаваемый.


Игорь МАЛЬЦЕВ, журналист и коллекционер
Почему гитара так популярна? Она очень связана с психикой и физиологией человека. Ему не обязательно что-то сильно дергать, бить. Ты думаешь кончиками пальцев, энергия передается через них. Что ты подаешь в свои пальцы, то ты и слышишь. Вот такой странный факт. Гитара так гениально устроена, что на ней легко добиться сложных вещей. Ты зажимаешь одну струну — и ми минор превращается в ми седьмой ступени.

У гитары есть одно потрясающее свойство. Она, как ни один инструмент, похожа на голос. На клавишах, например, абсолютно ровный звук, от начала до конца его частота одна и та же. У гитары же он сначала выше, потом становится ниже. Еще у гитарного звука есть такое понятие, как атака — это первый всплеск звука. Чем гитара интереснее, тем атака, как правило, лучше.

Gibson Electric Spanish 175
Gibson Electric Spanish 175

Gibson Electric Spanish 175

Изначально существовали джазовые акустические инструменты, но в Gibson придумали изменить их — и создали эту модель. У нее короткий гриф, короткие и очень жесткие струны, поэтому на ней невозможно делать бэнд, то есть подтяжку. Зато у нее отличные басы и высокие звуки прекрасные. Кстати, это любимый инструмент джазового гитариста Джо Пасса.

Gibson Electric Spanish 335
Gibson Electric Spanish 335

Gibson Electric Spanish 335

Абсолютно блюзовая гитара. У нее длинная мензура — расстояние от порожка до порожка. Чем длиннее струна, тем легче ее тянуть. Эту гитару и похожие инструменты Gibson популяризировал Би Би Кинг. У него толстые пальцы, а здесь широкий гриф — это удобно. Кроме того, у этой модели очень большой систейн — способность гитары долго держать звук. Такие исполнители, как Ричи Блэкмор, начинали именно с этим инструментом.

Fender Telecaster

Fender Telecaster

У Fender Telecaster очень яркий звук, он всегда прорезается в группе. Поэтому он очень популярен среди кантри-музыкантов, и панки его обожают. И всякие Franz Ferdinand и вся эта туса. Эту гитару очень любила группа Police. У Telecaster, как и у Stratocaster, — концепция привинченного грифа. Есть корпус, есть гриф, который привинчивается. Это резко снижает стоимость работ. Если возникают какие-то проблемы, то гитару можно легко разобрать и починить. У Gibson же гриф вклеен.

{-page-}

 

Gibson Firebird
Gibson Firebird

Gibson Firebird

Ее делали автомобильные дизайнеры — это такой детройтский стиль. У нее ужасные колки от банджо. Но зато очень длинная мензура и фантастически длинный звук. И на ней почти никто сейчас не играет, кроме пары блюзовиков типа Джонни Уинтера. У нее очень тонкий гриф. Все инструменты различаются шириной и глубиной грифа. Чем площе гриф, тем на нем легче играть быстро, а чем он толще и шире, тем это менее удобно.

Gibson J-200, она же Jumbo
Gibson J-200, она же Jumbo

Gibson J-200, она же Jumbo

Инструмент, который должен быть у любого гитариста, независимо от стиля и направления. Он есть у Джимми Пейджа, у The Rolling Stones, у Джона Леннона и Элвиса Пресли этот инструмент тоже был. Этот инструмент звучит как рояль. У него мощная playability — можно играть совершенно разные вещи. На ней сыграны, например, знаменитые акустические баллады The Rolling Stones типа «Wild Horses». При записи в студии она звучит как лучшее, что можно представить в плане гитары.


Николай ДЕВЛЕТ-КИЛЬДЕЕВ, «Моральный кодекс»
Я считаю, что самая гениальная гитара — это Fender Stratocaster. Никто ничего подобного не сделал. У меня с этой гитарой давняя дружба. Когда я был маленький, я очень любил Ричи Блэкмора, а тот, в свою очередь, любил Джими Хендрикса, и это все пошло именно от него. Мне очень нравится эта гитара, там правильно все сделано по эргономике. В плане переключения — все находится под руками. И на ней очень удобно играть. Собственно говоря, все другие фирмы в той или иной мере копируют эту гитару. Вообще у меня есть небольшая коллекция гитар, в каждой своя изюминка. А Fender Stratocaster — уже имя нарицательное.

Fender Stratocaster

Fender Stratocaster

Сейчас на фирме Fender существует подразделение Custom Shop. Там работают очень хорошие мастера. У меня есть гитара, которую сделал Юра Шишков — русский мастер, работающий в этом Custom Shop. Эта гитара — реплика 1954 года. У нее датчики потрескавшиеся, она сделана в винтажном стиле. Это как старые джинсы Levi's — затертые и красивые. Гитара шикарная. Она с толстым грифом, как раньше делали Fender. Я считаю, что толстый гриф — это очень важно для гитары. Например, он лучше передает вибрацию на корпус. Вообще раньше все лучше делали. Сейчас все какое-то одноразовое: попользовался и выбросил. А раньше делали на века. Это касается инструментов, машин — всего. Но все равно на крупных фирмах есть маленькие подразделения, которые делают очень хорошие гитары. Правда, они дорогие: три, четыре, пять, десять тысяч долларов.

Ritchie Blackmore Stratocaster

Ritchie Blackmore Stratocaster

Есть и хорошие серийные гитары. Вот я недавно зашел в магазин на Неглинной, а там Ritchie Blackmore Stratocaster мексиканский. Он мне понравился, и я на нем играю. У него скалопированный гриф — то есть в нем сделаны выемки для удобства игры, чтобы пальцы не соскальзывали. Ричи Блэкмор раньше играл на Gibson, а на Stratocaster перенес свои старые пристрастия. И его гитара сделана как Gibson. Во-первых, у нее нет среднего датчика, получается, что их только два. Во-вторых, датчики у нее — Seymour Duncan, это сингл, но они звучат громче, чем обыкновенные. Эта гитара приспособлена для довольно тяжелой музыки.

У меня в основном гитары Fender, и я очень люблю модель Telecaster. Это классика. Мне очень важно, как гитара выглядит. У Telecaster сюрреалистичный вид. The Rolling Stones, Кит Ричардс в частности, пользуются именно этой гитарой. У меня есть Telecaster, которую сделал мастер Джон Инглиш — он уже умер, но считается лучшим мастером Custom Shop. Она вся ободранная, винтажная на вид — никто даже не верит, что это новая гитара. Она сделана полностью по старым технологиям. На ней даже винты стоят не крестовые, как сейчас везде делают, а как раньше, под отвертку. Она мне очень нравится.


Юрий ЦАЛЕР, «Мумий Тролль»
Не существует гитар плохих и хороших. Когда я был моложе, я, как и, наверное, любой гитарист, хотел Fender Stratocaster. Потом хотелось Gibson, ведь эти две фирмы — основополагающие в гитарном деле. А когда ты приобретаешь Fender Stratocaster и у тебя уже есть Gibson, начинаешь думать: что еще есть? Инструментов такое огромное количество, что все модели, наверное, ни один гитарист не попробует. В какой-то момент нужно сказать себе «стоп». Доля аскетизма не вредила еще никому, а излишки всегда вредят.

Сначала у меня был Fender Stratocaster, потом Telecaster — мне ее подарил Сергей Мазаев после первого концерта «Мумий Тролль» в Москве. Потом у меня появилась Gibson Catalina, на которой я играл довольно долго. Мы приобрели ее в Лондоне перед записью альбома «Точно ртуть алоэ». В записи всех хитов с предыдущих альбомов группы — «Морская» и «Икра» мы с Олегом Пунгиным и Евгением Звиденным не принимали участия. То есть мы впервые собирались записывать что-то вчетвером, именно этим составом. До этого у нас был только концертный опыт общения. И мы пошли на поиски гитары, которая в итоге стала символом этой пластинки. Три дня ходили в Лондоне по Денмарк-стрит, где собраны музыкальные магазины, и выбрали именно голубую Gibson Catalina. Она потом принимала участие в записи других альбомов, и на концертах я на ней играл лет 5—6.

Конструктивно эта гитара отличается от других. Она не цельная, внутри у нее есть пазы, в которых находятся воздушные камеры. Они скрыты от глаз, я даже не сразу узнал, что они есть. У Gibson есть и другие модели с такими пазами, но Catalina — одна из первых. Благодаря этому она принципиально легче других гитар. Звук у нее более мягкий, более теплый. Она очень красивая. Эти гитары производились недолго, их было выпущено всего около 70, и я счастливый обладатель одной из них. Каталина — название острова в Атлантическом океане, рядом с Лос-Анджелесом. Я никого с такой гитарой не видел. Только один раз такой же инструмент я увидел в Японии, где у нас было три концерта. В Токио нас повели в музыкальный магазин, где были просто миллионы гитар, — и там висела такая же, только насыщенного лимонного цвета.

У меня есть интересная история покупки Fender Stratocaster. Я искал гитару в Америке, потому что их там огромный выбор, что позволяет тебе углубиться в тему. Там для тебя делают все, чтобы ты пробовал эти гитары, играл, выбирал и покупал, а у нас все делается для того, чтобы ты быстренько ушел. Я искал Stratocaster 60-х годов и зашел в один магазин в Москве. Владелец посоветовал инструмент, который мне очень понравился, и я решил его купить. Когда я пришел домой, у меня на руке появилась какая-то сыпь. Было жаркое время, лето. И через две недели я обнаружил, что болен чесоткой. Заразился при выборе гитары. Это было очень символично — я словно сроднился с этой гитарой, мы единое целое. Но теперь я всем советую после того, как вы пробовали гитару в магазине, мыть руки.

Винтажные гитары, конечно, более наиграны. Первый плюс в том, что старые гитары делались вручную. Сегодняшнее производство зачастую унифицированное, массовое. В процессе создания гитары человек вкладывает в нее душу. С 1954 и до 70-х годов — самые гитарные сливки, и большинство моих гитар — именно этого периода. Они сделаны вручную, из деревьев, высушенных естественным образом, на солнце, а не в печи. Не хочу ругать новые гитары — среди них есть достойные инструменты. Среди старых тоже есть достаточно тривиальные. Но чем дольше играют на инструменте, тем ярче он раскрывается. Любой музыкальный инструмент — живой.

Записала Маргарита Остроменская

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • AScannerDarkly· 2012-04-13 16:37:10
    Систейн одним словом!!!
    Однобокие русские гитаристы...
    Статью нужно назвать, что такое гитара глазами Хавтана, Мальцева и ДЕВЛЕТ-КИЛЬДЕЕВа.
    Эти люди знают многое о музыке, но гитары по их описанию это что-то жутко субъективное.
    ЛИКБЕЗ чтобы пофаниться!!!
Все новости ›