Как правильнее писать – «амплакт» или «анплакт»?

Оцените материал

Просмотров: 24999

Музглоссарий-2011

Денис Бояринов, Наталья Югринова, Радиф Кашапов · 28/12/2011
Слова, выражения и мемы, громко прозвучавшие в музыкальном 2011-м: от «анонимов» до «язя»

©  Арина Орлова

Музглоссарий-2011
Анонимы
Анплакт
Быдлостеп vs. постдабстеп
«Гуф умер»
Кассеты
Микросоул
Микстейпы
Мумбатон
Облако
Ребекка Блэк
Русский чиллвейв (русский джук, русский кранк)
Свэг
Тролль-поп
Укулеле
Футворк
Южный рэп
Язь
iPad-альбом
Who the hell is Arcade Fire?

Анонимы
Вернуться к списку

Распространенное сетевое мнение о том, что «аноним хуже пидораса», музыканты в этом году решили проигнорировать почти массово. Масками, капюшонами, клубами дыма в лицо и позерскими тэглайнами «интервью не даем» обзаводятся все, кому не лень, — от калининградского рэпера Бабангиды до самого обсуждаемого певца года The Weeknd. Особенно отличились британцы, вдохновленные то ли безумным маскарадом The Crazy World of Arthur Brown, то ли давнишним сеансом магии с разоблачением от лондонского электронщика Burial. Новых героев без лица долго ждать не пришлось: дабстеп-продюсеры SBTRKT (особые приметы: аборигенская маска) и Zomby (темные очки или маска Гая Фокса) напрочь отказываются светиться перед камерами, будто бы повторяя заветы рейва и Altern-8. Пол, количество и имена участников модной группы Hype Williams удалось выяснить только к лету — аккурат к моменту, когда дуэт дал последнее интервью журналу The Quietus. Манчестерцы WU LYF, обряженные малолетними анархистами, выстраивают на анонимности целую философию противостояния культу личности. К слову, встречаются среди анонимов и анархисты вполне настоящие — например, девчонки в балаклавах из Pussy Riot или безымянные ливийские повстанцы в арафатках. Меж тем сытый рынок рад анонимным музыкантам — срабатывают простые законы коммерции: одна маска заменяет полтора маркетолога и двух пиарщиков. А интервью с теми, кто не дает интервью, продается в два раза лучше обычного.


Анплакт
Вернуться к списку

Слово «анплакт» (искаженное английское unplugged — т.е. акустический концерт) впервые появилось на афишах, рекламирующих концерты самого прибыльного певца России Стаса Михайлова в Кремле. И как-то мгновенно расползлось по интернету и быстро вошло в реальную жизнь: в городах России стали появляться «анплакт-кафе», в поисковиках — вопросы «Как правильнее писать — амплакт или анплакт?», а в «Российской газете» вышла колонка, призывающая не коверкать язык и вернуться к привычному «акустический». Как реакция отторжения на популярность ресторанной песни Михайлова — Лепса — Ваенги в 2011-м возникло выражение «полный анплакт» или «полный стас михайлов», которое эквивалентно нецензурному «полный пиздец».


Быдлостеп vs. постдабстеп
Вернуться к списку

В минувшем году дабстеп, главный новый жанр нулевых, окончательно раскололся надвое. По одну сторону баррикад остались люди постарше и позануднее, лелеющие постдабстеп (это футуристический пасынок замедленного до 130 ударов в минуту дабстепа с влиянием хитроумной электроники — от британского гэриджа и тустепа до IDM и эмбиента). Впрочем, ключевая составляющая, глубокий бас, от которого стынет спинной мозг и подкашиваются колени, по-прежнему на месте. Главные люди постдабстепа — Mount Kimbie, Fantastic Mr. Fox и наш фаворит, головастый продюсер Джейми из трио The xx. По другую сторону чуть ли не с арматурой выстроились те, кого при попытке купить алкоголь обычно заставляют предъявить паспорт, — юные, румяные и бестолковые адепты бростепа (он же быдлостеп, брувстеп, филс-степ, скриллекс-степ). Бростеп — физкультурный вариант дабстепа, максимально приближенный к «клубной колбасе» на несколько тысяч человек, нечто среднее между драм-н-бейсом, нью-метал и хардкором. Перегруженные, «пилящие» басы в нем условно заменяют собой риффы электрогитары, а перекрученные на высоких частотах синтезаторные сэмплы — все остальное. Британский продюсер Rusko, взявший на себя вину за собственно изобретение бростепа и бесстыдную его популяризацию в США (с помощью, извините, Бритни Спирс), этим мартом прилюдно покаялся в содеянном в радиоэфире, но поздно: силами локомотивов вроде Skrillex, Doctor P, Nero и Flux Pavillionновую танцевальную музыку для горячих голов уже, кажется, ничто не остановит. Особый климат сложился, как водится, в России: жертвой быдлостепа стать очень просто: достаточно сказать что-нибудь смешное и выложить на YouTube — русские умельцы поставили на поток производство соответствующих ремиксов на мемы.


«Гуф умер»
Вернуться к списку

Долгоиграющий мем, свидетельствующий о том, что русский рэп более чем жив и у него все отлично. Снова вошел в обиход, видимо, после новости из январского выпуска газеты Metro о том, что популярный московский рэпер Алексей Долматов стал жертвой теракта в Домодедово (слухи позже добавили в компанию Артемия Лебедева и Басту). Интернет породил еще две причины смерти — автокатастрофу и передозировку наркотиками. Авторитетные сайты информацию опровергли, в мае появилось подтверждение, что Гуф в порядке; при этом многие, видимо, уже и забыли аналогичный случай трехлетней давности. Судя по тому, что фразу «Гуф умер» знают сейчас даже пятиклассники, для нынешней молодежи русский рэп стал тем же, чем был русский рок для поколения 80-х, а Гуф — это такой Цой наоборот.


Кассеты
Вернуться к списку

Вслед за винилом, превратившимся в коллекционный фетиш, в моду возвращаются кассеты — как безумно дешевая альтернатива пластинкам, символ индепендента и 1980-х годов. За последние годы на кассетах издавались Бек, Wavves, Dirty Projectors, Deerhunter, Deerhoof, Animal Collective, Of Montreal, Black Lips, Dum Dum Girls и др. Несмотря на то что производство их практически прекратилось, в последнее время в США становятся известными лейблы, которые работают только с пленкой, вроде Sanity Muffin или 2632 Tapes (всего в мире около пятисот фирм, которые до сих пор издают записи в таком формате). Ну а гипнагоджик с его намеренно размытым звуком лучше всего слушать как раз на кассете. В России, где многие семьи до сих пор хранят залежи прошлого века, кассетными релизами занимаются самые лютые экспериментаторы, электронщики, хардкорщики и т.д. Обратите внимание на продукцию отечественных лейблов SzSS, Full of nothing, «Монополька» и «Яйцеклетка».


Микросоул
Вернуться к списку

Будем считать, что полдюжины заметных музыкантов — это уже тенденция, хотя не исключено, что уже в ближайшем будущем мы обнаружим, что она лишь верхушка большого айсберга. Точная формулировка удалась одному британскому обозревателю: медленное — это новое быстрое. Герои 2011-го — Джеймс Блейк, Николас Джаар, Джейми Вун, The Weeknd и Фрэнк Оушен — ловко стирают границы между популярной и андеграундной музыкой, превращая медитативные щелчки, постукивания и надтреснутые звуки в поп-музыку какого-то совершенно нового толка: построенную на пустотах, слабости и чувстве; смешивающую спотыкающийся новый дабстеп, непошлый соул, потустороннее фортепиано и гитарные сэмплы; лишний раз напоминающую о том, что голос — это тоже инструмент. Наша формулировка «жанра» только попытка наметить его границы и ухватить самую суть: новый соул — уже не музыка большого грустного черного человека.


Микстейпы
Вернуться к списку

В 2011-м микстейпы — изначально неофициальные, полупиратские сборники на кассетах, возникшие в хип-хоп-культуре в конце 1970-х — стали модным форматом для представления музыки в интернет-эпоху. В первую очередь возвращение микстейпов (впрочем, из рэпа они никогда не уходили) связано с уже упоминавшимся проектом The Weeknd, выпустившим в 2011-м аж три микстейпа («House of Baloons», «Thursday» и «Echoes of Silence»), каждый из которых вызвал хайп в музпрессе. Первый микстейп, «House of Baloons», вошел во многие топы лучших альбомов 2011-го, представленные разными медиа, хотя, строго говоря, это не альбом. Отличительные особенности микстейпа — быстрота записи, бесплатное распространение и переработки хитовых мелодий других исполнителей.


Мумбатон
Вернуться к списку

Легенда о появлении этого стиля гласит, что американский продюсер Дэйв Нада (Dave Nada) однажды замедлил трек «Moombah» Silvio Ecomo и DJ Chuckie в версии Afrojack до 108 ударов в минуту и смикшировал его с реггетон-сэмплами. В результате появился мумбатон — ленивый хаус с добавлением этноэкзотики, покрошенного вокала и перкуссии. В марте 2010 года Нада выпустил EP «Moombahton», и постепенно мумбатон зашагал по рейвам и дошел до России. В 2011-м на фестивале «ЭтноМеханика» выступил звезда мумбатона Munchi, московский сет которого настолько впечатлил организаторов, что они обещают устроить в 2012-м серию мумбатон-вечеринок.


Облако
Вернуться к списку

Относительно новый способ потребления музыки: трек не скачивается на компьютер, а воспроизводится в потоковом режиме из виртуального хранилища (и потому принадлежит как бы всем и никому). В уходящем году его утвердили три «цифровых столпа» планеты: облачные музыкальные сервисы запустили Apple, Google и Amazon. В России открылся стриминговый сервис «Яндекс.Музыка», который к тому же интегрировался в ноябре в Facebook (как и более крупный сервис Zvooq). Короче говоря, революция — пока музыкальная — дошагала и до тех отсталых и несвободных уголков мира, где сервисы Spotify и Pandora по-прежнему находятся в очень далеком проекте. Облачные базы музыки предлагают не только слушать конкретного исполнителя, но и могут, в зависимости от навороченности функционала, воспроизводить стилистически похожую музыку, составлять плей-листы на основе настроения и совершать прочие полезные для обленившегося пользователя телодвижения по отбору и рекомендации контента. Между тем о смерти старых добрых физических носителей заговорили уже официально: по информации музыкального журнала Side Line, к 2013 году мейджор-лейблы планируют полностью вывести из производства и продажи компакт-диски. Музыкальным журналистам и владельцам Hi-Fi-систем — на заметку.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • trepang· 2011-12-29 00:06:08
    о, оказывается, я умею танцевать футворк.
Все новости ›