В Эфиопии 1960-х было достаточно много оркестров – оркестр телохранителей императора Хайле Селассие, например, или оркестр полиции.

Оцените материал

Просмотров: 15466

Мулату Астатке: «Никогда бы не подумал, что мною заинтересуются рэперы»

Егор Антощенко · 06/10/2011
Родоначальник эфиопского джаза о временах императора Хайле Селассие, знакомстве с Джармушем и о молодой шпане

Имена:  Мулату Астатке

©  Strut Records

Мулату Астатке

Мулату Астатке

8 октября на фестивале «ЭтноМеханика» в Санкт-Петербурге состоится первое и единственное в России выступление патриарха эфиопского джаза Мулату Астатке. Пианист, перкуссионист и вибрафонист родился в Эфиопии, но учился музыке в Лондоне и Штатах (Астатке стал первым африканцем, закончившим знаменитый музыкальный колледж Беркли), играл в нью-йоркских джаз-клубах, в том числе и с Дюком Эллингтоном. Вернувшись на родину в конце 1960-х, Астатке заиграл джаз на основе народной музыки, став отцом-основателем музыкального стиля, который впоследствии назовут «эфиоджазом», и послом эфиопской музыки в мире.

В Петербург 68-летний Астатке приедет со своей новой многочисленной (8 человек) лондонской группой Steps Ahead и новым материалом. Наверняка не обойдется и без музыки к фильму Джармуша «Сломанные цветы», сделавшей его известным за пределами джазового мира.


— Давайте с самого начала: когда и как к вам пришла идея скрестить традиционную эфиопскую музыку и джаз?

— Это произошло в Нью-Йорке сорок два года назад. До этого я некоторое время жил в Лондоне, затем учился в колледже Беркли в Бостоне. Уже в Лондоне я попал в интересную музыкальную среду — познакомился с Ронни Скоттом (известный британский тенор-саксофонист, владелец джаз-клуба в Сохо. — OS), многими музыкантами из Африки. Можно сказать, что именно тогда я и заинтересовался перкуссией, а затем стал играть на вибрафоне. Хотя родители такого явно не ожидали, они думали, что я стану инженером… Одним словом, в Нью-Йорке я создал свой Эфиопский квинтет — правда, помимо эфиопских музыкантов там были и латиноамериканцы, и черные. Мы выпустили с ними пластинку «Afro-Latin Soul» в двух частях. Именно тогда я начал экспериментировать с традиционной музыкальной формой. Понимаете, в Эфиопии мы используем только четыре тональности и пять нот, тем не менее это очень развитая, очень сложная музыка. Чтобы передать ее, мне пришлось придумывать собственные последовательности аккордов, особым образом аранжировать инструменты. Правда, не меньше труда ушло на то, чтобы ее восприняли в Эфиопии, когда я вернулся.

©  Strut Records

Мулату Астатке

Мулату Астатке

Что там вообще происходило в конце 60-х — начале 70-х? Существовали ли джазовые клубы, легко ли было доставать новые записи?

— В то время у нас было достаточно много оркестров — оркестр телохранителей императора Хайле Селассие, например, или оркестр полиции. Но джаз, к сожалению, не был популярен — исполнялись в основном патриотические вещи или переложения эстрадных шлягеров. Клубов было мало — играли чаще в отелях, ресторанах… Понимаете, я все-таки родоначальник этой музыки в Эфиопии. Как музыкант я сформировался на Западе — в Англии и США, а у себя дома мне не на кого было ориентироваться. То, что я делал, было очень авангардно для того времени — меня принимали в штыки, иногда даже выкрикивали из зала всякие неприятные вещи. Сейчас, слава богу, все иначе.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›