В Эфиопии 1960-х было достаточно много оркестров – оркестр телохранителей императора Хайле Селассие, например, или оркестр полиции.
Просмотров: 15418
Мулату Астатке: «Никогда бы не подумал, что мною заинтересуются рэперы»
Родоначальник эфиопского джаза о временах императора Хайле Селассие, знакомстве с Джармушем и о молодой шпане
8 октября на фестивале «ЭтноМеханика» в Санкт-Петербурге состоится первое и единственное в России выступление патриарха эфиопского джаза Мулату Астатке. Пианист, перкуссионист и вибрафонист родился в Эфиопии, но учился музыке в Лондоне иЧитать!
В Петербург 68-летний Астатке приедет со своей новой многочисленной (8 человек) лондонской группой Steps Ahead и новым материалом. Наверняка не обойдется и без музыки к фильму Джармуша «Сломанные цветы», сделавшей его известным за пределами джазового мира.
— Давайте с самого начала: когда и как к вам пришла идея скрестить традиционную эфиопскую музыку и джаз?
— Это произошло в Нью-Йорке сорок два года назад. До этого я некоторое время жил в Лондоне, затем учился в колледже Беркли в Бостоне. Уже в Лондоне я попал в интересную музыкальную среду — познакомился с Ронни Скоттом (известный британский тенор-саксофонист, владелец джаз-клуба в Сохо. — OS), многими музыкантами из Африки. Можно сказать, что именно тогда я и заинтересовался перкуссией, а затем стал играть на вибрафоне. Хотя родители такого явно не ожидали, они думали, что я стану инженером… Одним словом, в Нью-Йорке я создал свой Эфиопский квинтет — правда, помимо эфиопских музыкантов там были и латиноамериканцы, и черные. Мы выпустили с ними пластинку «Afro-Latin Soul» в двух частях. Именно тогда я начал экспериментировать с традиционной музыкальной формой. Понимаете, в Эфиопии мы используем только четыре тональности и пять нот, тем не менее это очень развитая, очень сложная музыка. Чтобы передать ее, мне пришлось придумывать собственные последовательности аккордов, особым образом аранжировать инструменты. Правда, не меньше труда ушло на то, чтобы ее восприняли в Эфиопии, когда я вернулся.
— Что там вообще происходило в конце 60-х — начале 70-х? Существовали ли джазовые клубы, легко ли было доставать новые записи?
— В то время у нас было достаточно много оркестров — оркестр телохранителей императора Хайле Селассие, например, или оркестр полиции. Но джаз, к сожалению, не был популярен — исполнялись в основном патриотические вещи или переложения эстрадных шлягеров. Клубов было мало — играли чаще в отелях, ресторанах… Понимаете, я все-таки родоначальник этой музыки в Эфиопии. Как музыкант я сформировался на Западе — в Англии и США, а у себя дома мне не на кого было ориентироваться. То, что я делал, было очень авангардно для того времени — меня принимали в штыки, иногда даже выкрикивали из зала всякие неприятные вещи. Сейчас, слава богу, все иначе.
— Когда Хайле Селассие был свергнут и к власти в середине семидесятых пришли коммунисты, это как-то сказалось на свободе творчества?
— Цензура, безусловно, существовала. Тексты песен очень внимательно отслеживались на предмет какой-либо крамолы. Но одновременно существовали оркестры и группы, которым никто не мешал играть. И пластинки при желании можно было доставать, за прослушивание никто не сажал. Хотя с музыкальными магазинами были проблемы — далеко не вся музыка, которая выпускалась в мире, до нас тогда доходила. И выехать за границу было очень и очень сложно — не то что сейчас. Но мне тогда повезло: я состоял в Международной джазовой федерации, находившейся под охраной ЮНЕСКО, и в принципе мог свободно перемещаться.
— Вне Эфиопии о вашей музыке мало кто знал до альбома из серии Ethiopiques и фильма «Сломанные цветы». Как вы познакомились с его режиссером Джимом Джармушем?
— Мы встретились в Нью-Йорке: я играл тогда в известном джазовом клубе Winter Garden. Прием был просто великолепный, очень много людей собралось. Он зашел со своей съемочной группой ко мне в гримерку, сказал, что без ума от моей музыки, — естественно, я разрешил использовать ее в его фильме. Он говорил, что целых шесть лет искал подходящую музыку для саундтрека, пока не услышал меня. Но я оказался в еще большом выигрыше: про саундтрек писали New York Times, Boston Globe, Guardian — все. После этого на мои концерты стали приходить толпами. Недавно я играл в Гластонбери для ста тысяч человек — совершенно невообразимая цифра.
— Судя по пластинке с The Heliocentrics, за состоянием дел в электронике и новом джазе вы тоже следите?
Читать!
— А если говорить о молодой шпане в Эфиопии, кого бы вы могли выделить?
— Есть одна группа, называется Meleket — по названию одного из традиционных духовых инструментов, по звучанию он трубу напоминает. Играют и свою музыку, и стандарты. В Аддис-Абебе есть такой огромный туристический комплекс Bole Rock — с гостиницей, бассейном, клубом, — они там часто выступают. Рекомендую.
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452084
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343553
- 3. Норильск. Май 1269461
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897875
- 5. Закоротило 822410
- 6. Не может прожить без ирисок 783873
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760824
- 8. Коблы и малолетки 741677
- 9. Затворник. Но пятипалый 472724
- 10. ЖП и крепостное право 408160
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403960
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371243