Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
Дела авторов, или Вареная капуста
С другой стороны, у представителей бизнеса всегда найдутся аргументы, чтобы снизить издержки и увеличить прибыль. РАО же защищает интересы авторов музыкальных произведений и от их имени вершит суд. Лишь бы они были довольны.
Читать!
Спустя год с лишним ситуация не сильно изменилась. Юлиана Донская, которая состоит в РАО уже около 17 лет, недовольна работой Общества, защищающего ее интересы: «Я каждый день слышу по радио свои песни. Однако же в рапортичках, особенно с радио, указаны заниженные цифры ротаций. Не говорю уж о гонорарах за радиоротации, они просто смешные! Мои песни и музыка звучат в кино и сериалах, но с отчислениями за них также все очень туманно. Еще проблема в том, что автор доподлинно не знает, какое количество концертов дал артист, исполняющий его песни. Таким образом, он не может отследить, за все ли концерты перечислены деньги. А из некоторых стран, например из Белоруссии и Украины, автору вообще не приходят перечисления. Но ведь в авторском договоре указана охрана прав на территории всех зарубежных стран!»
Композитора возмущает, что РАО перекладывает часть своей работы на авторов, вынуждая их самих отслеживать факты нарушения своих прав. Кроме того, Донская замечает, что авторские отчисления нередко приходят с задержкой в два года. Странным ей кажется и то, что средняя сумма гонораров у всех ее коллег примерно одинаковая, от 5 до 7 тысяч рублей в месяц, хотя количество исполняемых песен у всех разное.
Юлиана Донская, член Союза композиторов России, даже жаловалась на РАО премьеру Владимиру Путину. «Когда в нашей стране будет создано общество защиты прав авторов, которое будет действительно добросовестно собирать авторские гонорары? Сейчас с РАО за 80 процентов исполнения наших песен денег не приходит вообще, а те, что приходят, очень маленькие», — писала Донская на сайте во время онлайн-конференции. Путин пока не ответил.
Эффективность работы РАО можно было бы оценить по соотношению сумм, которые уходят авторам и тратятся на поддержание работы Общества, но они доподлинно известны только тем, у кого есть полные отчеты о его финансовой деятельности. По разным оценкам, РАО расходует на себя от 23 до 50% собранных за авторов сумм. Согласно официально-парадному отчету Общества, выплаты авторам за 2010 год составили 1 550 297 тыс. рублей (из них российским физлицам 837 214 тыс. рублей), при этом РАО удержало: 518 932 тыс. рублей на покрытие собственных расходов по сбору и 200 216 тыс. рублей — в счет погашения налогов. При этом в официальном отчете РАО ничего не говорится о том, по какой статье проходят сборы в пользу авторов, которые не имеют договоров с РАО, но в пользу которых общество все-таки взимает деньги как госаккредитованный ОКУП (напомним, это фактически все авторы мира). Эти средства, по уставу Общества, остаются на его счетах ‒ даже после того, как автор придет в РАО, оформит свои права на произведения и потребует гонорар. Кроме того, известно, что расходы РАО за 2010 год составили 783 466 тыс. рублей (с учетом доходов, полученных и из других источников деятельности, а не только из процентов со сборов). То есть по всему выходит, что, для того чтобы перечислить рубль авторам, Общество тратит не меньше 50 копеек на себя.
Скромные «расшифровки гонорара», приходящие в почтовый ящик, на фоне бравурных рапортов РАО о собранных миллиардах и скандальных судебных процессах возмущают многих членов РАО, но сделать они ничего не могут — разве что безрезультатно жаловаться в Авторский совет. «Наши шансы против такой серьезной организации равны нулю, — констатирует Юлиана Донская. — Альтернативы нет! Хоть и существуют другие общества по коллективному управлению правами, но все равно все идет через РАО. Поэтому какой в этом смысл? Больше потеряешь…».
Донская права: рядовой автор, не входящий в Авторский совет, не очень-то способен влиять на процессы, происходящие в Обществе. Есть призрачная надежда на Внеочередную Конференцию авторов, которая вправе вносить изменения в Устав общества, переизбирать Авторский Совет и Генерального директора. Но чтобы организовать такую, ее должны потребовать или инициировать самостоятельно больше половины из двадцати шести с лишним тысяч членов РАО, разбросанных по всему миру. Кажется, даже у «Единой России» не бывает таких массовых съездов и такого согласия в рядах. Так что непривилегированный автор в РАО может лишь в сердцах хлопнуть дверью. Самое смешное, что и освободиться от Общества толком нельзя. «Выйти из РАО означает просто подарить им те небольшие денежки, которые сегодня через РАО (и только через РАО) для меня отчисляют радио и телеканалы, где звучат мои песни», — объясняет член Общества с 1998 года поэт-юморист Леонид Каганов, после истории с делом «Хора Турецкого» написавший едкую и справедливую Оду во славу Общества.
Механизм «государственной аккредитации», превративший РАО в частную монополию по сборам авторских отчислений, не дает никаких шансов тем музыкантам и поэтам-песенникам, которые не хотели бы отдавать свои деньги этой организации или вовсе хотели бы распространять свои произведения бесплатно, — например, по лицензии Creative Commons. Они, по сути, заложники Общества. Есть, правда, один сложный способ — оставаться членом организации (или стать им: членский взнос — 500 р.) и дотошно оформлять на каждое свое произведение открепительный документ, изымая его из реестров РАО. Описывая эту процедуру, менеджеры центрального аппарата Общества, взрослые усталые люди, делают страшные глаза и говорят: «Нужна вам такая волокита? Пусть лучше капает копеечка». Кстати, в коридорах центрального аппарата РАО — четырехэтажной канцелярии на Большой Бронной, почему-то охраняемой как банк, — пахнет отнюдь не деньгами и не серой. Там стоит советско-столовский запах вареной капусты.
Дело тут, конечно, совсем не в РАО — некоммерческой общественной организации, по сути партии, которая ведет себя как нехорошая госкорпорация-монополист. Зарабатывает деньги не тем, что повышает эффективность работы, качество обслуживания клиентов и прозрачность структуры, а эксплуатирует властный ресурс и высокие связи.
Читать!
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454378
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345047
- 3. Норильск. Май 1272405
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898755
- 5. Закоротило 823863
- 6. ЖП и крепостное право 799870
- 7. Не может прожить без ирисок 789820
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765384
- 9. Коблы и малолетки 744292
- 10. Затворник. Но пятипалый 477640
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407435
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373937
мне казалось, в п.3. ст 1244 ГК прописана госаккредитация - она дает право собирать вознаграждение без договоров. но ведение дел в суде без представления автора -- все-таки даровано рао пленумом ВС/ВАС
впрочем тут легко запутаться