Репортаж с вручения самой дикой музпремии России, лауреатами которой стали Mujuice, Василий Шумов, Вася Обломов, Игорь Растеряев и другие
Имена:
Noize MC · Артемий Троицкий · Василий Шумов · Вася Обломов · Игорь Растеряев · Сергей Шнуров
© РИА-Новости
Артемий Троицкий
Вчера в питерском клубе «Космонавт» прошла церемония вручения премии «Степной волк — 2011». Несмотря на то что мероприятие не носило политический характер,
судебные события из московской жизни ее основателя и ведущего церемонии Артемия Троицкого все равно прорывались на сцене — в виде реплик номинантов, а то и целых выступлений.
Предложение от компании «Светлая музыка» (организующей, к примеру, фестиваль «Стереолето») провести чуть ли не единственную премию, посвященную российским немейнстримным музыкантам, в Петербурге было весьма удачным решением. Особенно учитывая, что недавний концерт в поддержку Артемия Троицкого в Москве вылился в череду проверок клубов, в результате чего всем было не до музыки.
В Петербурге главными все-таки были музыканты, песни и альбомы. Но отметим все же три как бы политических момента. Во-первых, яростное исполнение песни «Барто» с известным припевом о готовности взрывать машины ментов — той самой, за которую группу Марии Любичевой
вызывали в милицию. Во-вторых, вручение «Ляпису Трубецкому» приза за лучшую песню в знак солидарности с
происходящим в Белоруссии. И, наконец, выступление организатора концерта в поддержку Троицкого —
Василия Шумова, который выразил свое отношение к аполитичным мероприятиям и равнодушным обывателям, спев новую песню «Летний рок-фестиваль», и в своей привычной прямолинейной манере приложил рокеров, не дающих комментариев о президенте, тандеме или губернаторе Петербурга. Сам Троицкий о заведенных на него судебных делах выразился в том смысле, что они его не особо волнуют, что это скорее просто интересный опыт. «А пудель — это прекрасная порода!» — резюмировал критик.
© Евгения Остроумова / Light Music
Группа The Retuses
Каждому лауреату выдавали волка, изготовленного на Ломоносовском фарфоровом заводе. И здесь можно только порадоваться за любимых музыкантов (к примеру, за
Киру Лао, которую победа в первые минуты просто ошарашила) и ободрить тех, кто ее не получил: к сожалению, эта премия, как в бородатом анекдоте, независима потому, что от ее вручения ничего не зависит. Не обошлось и без традиционных для церемонии курьезов, связанных с тем, что Артемий Троицкий знаком не со всеми участниками шорт-листа, составляемого из совокупного опроса российских музкритиков, которых сочли достойными, чтобы спросить. Впрочем, АКТ особенно и не скрывает, что не всегда «в материале». В этом году особенно забавно выглядел случай с блогом
Opium Mass, номинированном в категории «Медиа». Последним постом там шел материал о Гранте Макленнане из культовой австралийской инди-группы
The Go-Betweens; его фотографию на видеоэкране АКТ и принял за изображение ведущего этот блог Олега Соболева из Мурманска.
Читать текст полностью
Церемония вручения «Степного волка» — это не только раздача волков, но и мини-фестиваль-ликбез, за пять часов которого можно познакомиться со многими музыкантами, любимыми прессой. Большинство из них считаются протеже Троицкого, но это скорее просто результат того, что культуртрегеров в России явно не хватает, и по-прежнему наиболее заметный из них — Артемий Кивович. Самые новые из последних — это «Чертово колесо инженера Ферриса». Они неплохо звучат в записи — электроклэш пополам с гаражным роком на тексты в духе злобного Майка Науменко. Однако живьем в большом зале группу не спасают даже две бэк-вокалистки в блестках, зато запоминаются.
© Евгения Остроумова / Light Music
Cовместное выступление Сергея Шнурова, Noize MC и Васи Обломова
Грувбокс и акустическая гитара стали основными инструментами фестиваля. Очевидно, это демонстрирует тренд на «коленизацию» музыки — в том смысле, что музыку сейчас преимущественно пишут и производят, в прямом и переносном смысле, на коленке. Ярче всего эту тенденцию выразил другой протеже Троицкого, Роман Литвинов (Mujuice), получивший «Волка» за «Альбом года»: опустив глаза в пол, он исполнил с гитаристом песню «На луне». Гитарная акустика плюс немного скромных сэмплов — в таком виде трек зазвучал совершенно иначе, чем на его горячо обсуждаемом клубно-ориентированном альбоме, получившем награду. Рома Литвинов, обычно попрекаемый за вокал-шепот, неожиданно попал во все ноты, и к нему даже захотелось прислушаться — публика, на какое-то время разбредшаяся по залу, тоже резко стянулась возле сцены.
Тихие песни лучше шли на церемонии — другим ее ярким моментом стало выступление подмосковной группы The Retuses. Соло-проект Михаила Родионова разросся до семи человек, включая аккордеонистку, тромбониста, басиста, гитариста, барабанщицу с модельной внешностью и довольно четким чувством ритма. А также двумя укулеле. После концерта музыканты просто наигрывали что-то на обочине в ожидании машины — и это было достойное завершение вечера.
© Евгения Остроумова / Light Music
Артемий Троицкий
Главным сюрпризом стало выступление мем-проекта Васи Обломова, получившего премию в номинации «Интернет». К Обломову (настоящая фамилия Гончаров) на сцену вышли Сергей Шнуров и Noize MC, которых никто не ожидал увидеть вместе после нашумевшего обмена видеоколкостями («Химкинский лес», «Побрей звезду» и т.д.). Втроем они выдали новую (видимо, шнуровскую) песню «Любит народ наш всякое говно» — иронично, если учитывать что всех троих уже можно записывать в народные любимцы. Хотя трое исполнителей и не выглядели добрыми друзьями, зато поорали вдоволь, подбодрили народ и даже радостно уронили что-то из оборудования.
Следом на сцену вышел другой развиртуализировавшийся мем-проект — актер-баянист Игорь Растеряев, получивший награду в номинации «Нечто». Актер с ходу выдал эффектную речь, которая спокойно прошла бы на «Песне года», и спел пару песен, в частности «Георгиевскую ленточку». Образы как у Твардовского, народная гражданская позиция и разрывание мехов смотрелись бы совершенно иначе, если бы за ними не стоял интернет-прикол: после «Комбайнеров» в искренность автора уже не особо веришь. Зато пьяный Шнур, удаляясь за кулисы, вполне искренне кричал, что Растеряев — лучший.
© Евгения Остроумова / Light Music
Василий Шумов, победитель в номинации «Катализатор»
Завершавший концерт «мексиканский Хендрикс» — гитарист Тома Уэйтса Омар Торрес — выступал уже для горстки слушателей, быстро рассосавшейся после церемониальной части, выдавая горячие латиноамериканские наигрыши и телодвижения (и, кстати, даже в этой музыке не обошлось без электроники — его барабанщик запускал перкуссионные «минуса»), постоянно говоря по-русски и очаровывая барышень.
Организаторы «Степного волка — 2011» пообещали постараться оставить премию в Петербурге, но куда более перспективным выглядит предположение Троицкого перенести церемонию, скажем, в его {-tsr-}родной Ярославль. А ведь есть в России и другие города, претендующие на лавры культурных столиц: Пермь, Казань, Красноярск, Ижевск и т.д. Кичащийся своей дикостью «Степной волк» может стать первой бродячей музыкальной премией в мире. Это ли не здравая идея — «Волка», как известно, ноги кормят.
Полный список победителей «Степного волка — 2011» можно найти здесь.
А не летовский ли это "Беспонтовый пирожок" был?
А чем докажете и кто такой Артем Троицкий?)))