Просмотров: 60066
Майкл Джира: «Для полумер не может быть оправдания»
Лидер неожиданно возрожденных Swans о проклятии, лежащем на книге «Потребитель», приближении к вечности и надежде на встречу с Курехиным
Нью-йоркская группа Swans собралась в США в 1982 году, на исходе молодости ее фронтмена Майкла Джиры, который до этого успел выпустить арт-фэнзин «No» и угодить в израильскую тюрьму за торговлю наркотиками, где потрясенный отец нашел его с помощью Интерпола. Стиль группы обычно относят к постпанку, no wave и нойз-року, хотя, имея за плечами извилистую творческую карьеру и 11 полноценных альбомов, Swans успели отметиться, кажется, во всех стоящих жанрах и оказали огромное влияние на несколько поколений современников.Читать!
Последним нынешний тур, на каждой площадке которого Джира буквально выворачивает себя наизнанку от ярости, не станет: на официальной странице Swans в Facebook прошло сообщение, что уже в июле в берлинской студии начнется запись нового альбома. Накануне концертов OPENSPACE.RU вступил в переписку с Майклом Джирой.
— Известно ли вам, какой культ сложился в России вокруг вашей книги «Потребитель»? Ее переводчик погиб, не успев закончить работу, а когда книга все же была издана маленьким тиражом, то сразу исчезла с прилавков. Пару лет о ней ходили легенды, и только около года назад один эзотерический ресурс выложил полный скан. По одному из рассказов российские поклонники даже сняли фильм. Напишете ли вы еще что-нибудь однажды?
— Я был опечален известием о смерти парня, который переводил «Потребителя». Думаю, дело в том, что на книге лежит некое проклятие. Ее фактически написал не я, а абсолютно другое человеческое существо, направляемое невидимой рукой. Процессом создания руководила причудливая комбинация бессознательных импульсов, приходящих из ранее скрытых, запретных областей — и строгой дисциплины, научно-эмпирического подхода к облечению этих атавистических, первобытных ощущений в ясную форму.
Я больше никогда ничего не напишу. По крайней мере, до тех пор, пока не пойму наверняка, что из-под пера выйдет текст, который окажет на читателя очищающее или обнадеживающее действие.
— Судя по этой книге, которую местами неприятно и даже больно читать, судя по вашей биографии, да и просто по тому, как изменялось звучание Swans со временем, вам в какой-то период вполне буквально пришлось пройти через ад. Вы сделали это, распустили Swans, создали Angels of Light и производили довольно «просветленное» впечатление. А теперь Swans вернулись, и за расслабленностью нового альбома видна прежняя ярость. Что это значит для вас в духовном плане? Что-то осталось незавершенным?
— Просто сейчас пришло время для постижения Бога. Все, что мы делаем как группа, и все, что я делаю как человек, работает на приближение к вечности.
— Один известный человек, который в 1990-е был героиновым наркоманом, рассказал мне о весьма циничном ритуале, который тогда был распространен в их среде: наркоманы заводили вашу песню «Love Will Save You», когда готовили шприц — и укол как раз приходился на начало припева «And love will save you...But it won't save me» (этот эпизод даже попал в фильм Игоря Волошина «Я»). Что вы сейчас думаете о наркотиках? Остались ли они позади, как часть той борьбы за выживание разума?
— Эта история звучит так грустно, что ее герои даже вызывают жалость. Ведь речь об одной-единственной песне, одном мгновении, а они пытались сотворить из этого манифест на все случаи жизни. Песня — как фотография или картина, висящая среди множества других картин. Привычка людей зацикливаться на негативе постыдна.
На вопрос о моем отношении к наркотикам я отвечать не стану, так как придерживаюсь мнения, что каждый человек наделен свободой воли и вправе самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
— Ранние выступления Swans производили на сцене впечатление не концерта, а скорее магического театра жестокости — не говоря уже об оформлении обложек альбомов. Магия, личная сила, судьба — чем это все было для вас тогда и что изменилось сейчас? Как это связано с таким эсхатологическим названием новой пластинки?
— Я бы ощущал себя жалким предателем, лгуном, фальшивкой, тщедушной имитацией человеческого существа, если бы не стремился — и со Swans в том числе — во всем выходить за пределы возможного. Наша жизнь удивительно коротка, а мне, кстати, уже совсем недолго осталось, поэтому для полумер в чем бы то ни было не может быть оправдания.
— Большую часть карьеры «классических» Swans в группе была клавишница и певица Джарбо. Какую энергию она вносила, что ушло вместе с ней? Новые Swans звучат иначе, но узнаваемо — а вот сольники Джарбо до сих пор похожи на старых Swans. Будто она не может выбраться из колеи, которую вы однажды для нее проложили.
— Я люблю Джарбо и буду ее любить до конца своих дней, хотя работать вместе для нас больше абсолютно невозможно. У меня нет никакого «мнения» по поводу Джарбо, ее жизни или творчества. Я желаю ей всего наилучшего и хочу, чтобы она была счастлива.
— Вы все еще считаете, что тот знаменитый кавер Swans на «Love Will Tear Us Apart» Joy Division был ошибкой? Я знаю многих людей, которые ценят вашу версию больше оригинала, одна моя знакомая даже замуж выходила под эту песню.
— Все верно, как вы и подметили, я до сих пор считаю свою версию песни полной и абсолютной неудачей. На первом месте здесь стоит личное ощущение смятения от результата — оригинал звучит бесконечно пронзительнее и правдивее. Мой же вариант похож на то, как если бы The Monkeys пытались переиграть пьесу Джона Колтрейна. Непростительная выходка, одним словом.
— За годы общения с меломанами я вывел такое наблюдение: если грубо обобщить, то Swans нравится людям, в которых преобладает некая ницшеанская витальность и безжалостность. Более человеколюбивым слушателям, как правило, ваша музыка кажется слишком резкой и однообразной. Для кого все-таки вы играете? Какой универсальный совет, исходя из своего жизненного опыта, можете дать своим российским поклонникам?
— Я надеюсь, что наша музыка может пробирать до кишок (и до глубины души, если она у кого-то живет в кишечнике) любых слушателей, независимо от их взглядов и интересов. Она предназначена для всех людей. Наша музыка религиозна для тех, кто не раздавлен «концептом» религии.
Музыка Swans рыщет в поиске момента одновременного разрушения и созидания. Как стремление к кульминации, которая никогда не будет достигнута.
У меня нет ни для кого никаких советов. Я сам уже почти не помню, как дышать.
Читать!
— К сожалению, я не имею понятия, кто это такой. Так или иначе, желаю этому человеку удачной загробной жизни и надеюсь однажды повидаться с ним в мире ином.
Swans выступают 14 мая на фестивале SKIF XV, а 15 мая — в московском Avant Club
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2339348
- 3. Норильск. Май 1268309
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897624
- 5. Закоротило 822036
- 6. Не может прожить без ирисок 781761
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758210
- 8. Коблы и малолетки 740691
- 9. Затворник. Но пятипалый 470796
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402824
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370288
- 12. Винтаж на Болотной 343169
концерт шикарен, да
полтора дня в ушах звенело, вплоть до слуховых галлюцинаций - в бытовом и городском шуме слышалась музыка
фильм вроде бы по рассказу "она живет здесь", какой-то совсем артхаусный, настолько, что найти его представляется крайне затруднительным (попадался давно и случайно). есть подозрение, что вот это оно http://www.youtube.com/watch?v=wRaymmsSnso