Создатель социальной сети для меломанов Rate Your Music рассказывает о будущем музыкальной индустрии и обещает устроить парижский концерт группе Narkotiki
Имена:
Хоссейн Шарифи
© OPENSPACE.RU
Rate Your Music, созданный в 2000-м Хоссейном Шарифи, — один из самых популярных сайтов у меломанов, комбинирующий возможности справочного сервиса и социальной сети. RYM дает возможность добавлять в друзья, писать сообщения на личных страницах пользователей, посылать и получать рекомендации (в том числе и от специального робота), составлять тематические списки, загружать
юзерпики и т.д. Но главная функция сайта оценочная: здесь можно оценить любой альбом, который вы послушали, если же его вдруг не окажется в базе — собственноручно туда добавить. За десять лет RYM, стараниями тысяч пользователей, из каталога личной коллекции его основателя Шарифи превратился в единую информационную базу громадных размеров. Количество позиций в каталоге записей приближается к 2 млн, ежемесячно на сайт заходят около 1,5 млн человек. Основная задача сервиса — помочь пользователю сориентироваться в музыке, ставшей такой доступной благодаря интернету. Помимо системы рейтингов, есть, например, опция составления индивидуальных чартов (можно посмотреть не просто самые популярные поп-альбомы 80-х, а запросить топ самых популярных в Новой Зеландии джэнгл-поп-пластинок, выпущенных в 1987 году). А в мае прошлого года появилась возможность оценивать еще и фильмы. Особенность Rate Your Music заключается в том, что в отличие от, например, International Movie Database (IMDb.com), принадлежащего Amazon.com, сервис до сих пор остается в собственности своего создателя. С момента основания сайт шесть лет существовал за счет пожертвований пользователей и собственных средств Шарифи. Все ключевые решения (например, о вводе рекламы или изменении дизайна) выносятся на открытое обсуждение, в котором принимают участие самые активные пользователи. В общем, RYM — одна из немногих действительно больших социальных сетей, которая, предоставляя значительный объем информации и услуг, не пытается вам что-то продать. Спустя десять лет сайт по-прежнему делают не маркетологи, а идеалисты.СЕРГЕЙ БОНДАРЬКОВ связался с создателем Rate Your Music Хоссейном Шарифи.
— Перед нашим разговором я изучил твой профиль на RYM и был удивлен, что ты знаешь о русских группах «Кино», «АукцЫон» и Narkotiki. Откуда? И почему ставишь их записям такие высокие оценки?— Меня вообще всегда интересовала русская культура, особенно литература и — в последнее время — кино. Моя мама была страстным почитателем русской литературы, всегда ссылалась на какую-нибудь русскую басню или сказку, когда давала мне совет, и почти всю мою жизнь полки у нас дома были заставлены книгами Достоевского, Чехова, Толстого, Набокова. В конце концов и я, повзрослев, добрался до них.
Один русский друг познакомил меня с музыкой «Кино» и «АукцЫона». На меня огромное впечатление произвела история жизни Виктора Цоя, то, как его музыка распространялась в России и как повлияла на музыкальную сцену страны. Что до «АукцЫона», я очень люблю стиль
Леонида Федорова, и я был поражен тем, какой широкий жанровый спектр охватывает группа и как хорошо им удается работать во всех этих направлениях.
«Планету Любовь» (альбом группы
Narkotiki. —
OS) мне порекомендовала автоматическая система рекомендаций. Это фантастический альбом, одна из моих любимых прошлогодних записей. Я бы очень хотел побывать на их концерте, они должны быть очень хороши живьем.
Русский — красивый язык, и на самом деле я собираюсь его выучить. А пока пользуюсь некоторыми сайтами, которые помогают понимать русскую музыку тем, кто говорит по-английски (
russmus.net — сайт, который я нахожу особенно полезным).
Читать текст полностью
— А вообще, как ты думаешь, изменил ли интернет то, как люди воспринимают неанглоязычную иностранную музыку?
— Ну конечно! До появления сети у большинства людей не было доступа к музыке других культур, только радио давало о ней какое-то представление, но очень ограниченное. С самого начала мы старались выстроить RYM так, чтобы он охватывал как можно больше культурных традиций, и благодаря этому в нашей базе сейчас так широко представлена музыка со всего мира.
Мне кажется, музыкальные предпочтения пользователей RYM — доказательство того, что люди хотят слушать музыку других культур и языков, а не только англоязычную и местную музыку, как, похоже, считают люди в индустрии. Например, на странице альбома «АукцЫона» «Птица» можно прочитать хвалебные рецензии от пользователей из Мексики, Польши, Бразилии, США, Канады и Аргентины.
— Мне кажется, Narkotiki с удовольствием сыграли бы в Париже, будь у них такая возможность. Как думаешь, у них там найдется аудитория?
— Интернет показал, что повсюду есть люди, которые интересуются музыкой других стран, но, похоже, в клубной, концертной жизни эта тенденция пока не проявляется. Большая часть моих любимых групп, которые поют не на английском, очень редко ездят в туры за пределы своей страны, и это очень печально. Возможно, одна из причин такого положения дел заключается в том, что для малоизвестной группы заграничный тур — довольно рискованное предприятие с финансовой точки зрения, и музыканты должны быть абсолютно уверены в том, что они смогут собрать какую-то аудиторию, прежде чем вкладывать свои силы и время в тур.
Мне кажется, аудитория для группы Narkotiki тут есть. Надо только найти и достучаться до нее. У меня не то чтобы много связей в Париже, но если бы группе было интересно приехать сюда, я мог бы узнать у некоторых знакомых, могут ли они помочь. Было бы действительно очень здорово привезти их сюда, в Париж. Я не знаю, получится ли у меня устроить им концерт, но я обязательно попытаюсь.
— О тебе ведь никакой информации в сети нет. Так что, может, расскажешь, если ты не против, конечно, кто ты, откуда, чем занимаешься?
— Я родился и вырос в Штатах, недалеко от Атланты. Изучал компьютерные науки, потом переехал в Сиэтл, где несколько лет проработал разработчиком софта. Сейчас я живу в Париже, теперь моя работа — RYM. И еще я учусь в университете. Изучаю лингвистику и, как уже говорил, иностранные языки. Лингвистика завораживает меня, как и музыка.
— Сколько времени ты посвящаешь RYM?
— Большая часть моего времени уходит на поддержку сайта. Вначале я занимался RYM как раз в свое свободное время. Сервер стоял в шкафу в моей квартире, а посещаемость сайта была что-то около пары человек в день. Но я продолжил работать над ним, и сейчас полтора миллиона человек заходит на сайт каждый месяц. Так что большая часть моего времени уходит на то, чтобы обеспечить быстроту, надежность и финансовую состоятельность RYM. С прошлого года мне в этом помогает мой друг Леон Оскам — тоже пользователь и администратор сайта.
— RYM приносит тебе доход? Ты ведь мог бы сделать неплохие деньги на этом сервисе, но не похоже, что ты стараешься заработать на пользователях.
— Скажем так, RYM позволяет мне оплачивать квартиру, но доход от него довольно скромный. Я заинтересован в том, чтобы сайт рос, и трачу довольно много времени на его бизнес-развитие. Но я хочу, чтобы процесс развития шел таким образом, который гарантировал бы сервису долгое существование. Так часто приходится видеть сетевые проекты, на развитие которых берутся большие кредиты, а потом их владельцам приходится объявлять о банкротстве из-за того, что сервис рос не так быстро, как они это планировали. Еще один распространенный сценарий: стартап покупает какая-то большая компания, после чего он тут же сворачивается. Пользователи RYM привыкли рассчитывать на этот сервис, поэтому я стараюсь развивать сайт очень осторожно.
— У тебя был какой-то план, когда ты запускал RYM? И, кстати, зачем ты вообще этим занялся? Allaboutmusic.com ведь уже существовал на тот момент.
— Это интересный вопрос. Вообще, изначально RYM не планировался как музыкальная энциклопедия. Это скорее побочный эффект системы каталогов. Чтобы порейтить (от англ. rate — оценивать. — С.Б.) альбом, тебе сначала надо его добавить в базу данных. Оказалось удобнее иметь общую, централизованную базу. Сами пользователи в какой-то момент решили двигать сайт в этом направлении. Они попросили о некоторых улучшениях в работе с общей базой, я прислушался к ним, и сайт стал все больше и больше развиваться в эту сторону.
— Что ты думаешь о будущем музыкальной индустрии, учитывая все те изменения, которые привнесла сеть?
— Я думаю, что уже сейчас очевидно, что лейблы играют все меньшую роль в продвижении и распространении музыки. Среди моих друзей много музыкантов, и многие из них вообще не сотрудничают с лейблами, просто минуют эту стадию — записывают музыку на те деньги, которые зарабатывают концертами, и напрямую выкладывают ее на iTunes и Amazon.
{-tsr-}С другой стороны, большие лейблы все равно никуда не уйдут. Они владеют правами на громадное количество важной музыки, что означает, что, если ты хочешь создать новый сайт или сервис, который использует эту музыку, тебе придется вести с ними переговоры. И это вряд ли когда-нибудь изменится. Есть столько интересных новых сервисов, которые до сих пор ждут запуска или вообще погибли, пока тянулись переговоры с лейблами. Spotify, например, потрясающий сервис, но доступен он только в нескольких европейских странах. А ведь он бы пользовался большим успехом в остальной Европе и США, но похоже, что на данный момент они увязли в переговорах.
Я бы очень хотел, чтобы лейблы давали больше свободы маленьким компаниям и меньше ограничивали их деятельность. Мне кажется, от этого выиграли бы все: и лейблы, и любители музыки.