Создатель социальной сети для меломанов Rate Your Music рассказывает о будущем музыкальной индустрии и обещает устроить парижский концерт группе Narkotiki
Rate Your Music, созданный в 2000-м Хоссейном Шарифи, — один из самых популярных сайтов у меломанов, комбинирующий возможности справочного сервиса и социальной сети. RYM дает возможность добавлять в друзья, писать сообщения на личных страницах пользователей, посылать и получать рекомендации (в том числе и от специального робота), составлять тематические списки, загружатьЧитать!
Особенность Rate Your Music заключается в том, что в отличие от, например, International Movie Database (IMDb.com), принадлежащего Amazon.com, сервис до сих пор остается в собственности своего создателя. С момента основания сайт шесть лет существовал за счет пожертвований пользователей и собственных средств Шарифи. Все ключевые решения (например, о вводе рекламы или изменении дизайна) выносятся на открытое обсуждение, в котором принимают участие самые активные пользователи. В общем, RYM — одна из немногих действительно больших социальных сетей, которая, предоставляя значительный объем информации и услуг, не пытается вам что-то продать. Спустя десять лет сайт по-прежнему делают не маркетологи, а идеалисты.
СЕРГЕЙ БОНДАРЬКОВ связался с создателем Rate Your Music Хоссейном Шарифи.
— Перед нашим разговором я изучил твой профиль на RYM и был удивлен, что ты знаешь о русских группах «Кино», «АукцЫон» и Narkotiki. Откуда? И почему ставишь их записям такие высокие оценки?
— Меня вообще всегда интересовала русская культура, особенно литература и — в последнее время — кино. Моя мама была страстным почитателем русской литературы, всегда ссылалась на какую-нибудь русскую басню или сказку, когда давала мне совет, и почти всю мою жизнь полки у нас дома были заставлены книгами Достоевского, Чехова, Толстого, Набокова. В конце концов и я, повзрослев, добрался до них.
Один русский друг познакомил меня с музыкой «Кино» и «АукцЫона». На меня огромное впечатление произвела история жизни Виктора Цоя, то, как его музыка распространялась в России и как повлияла на музыкальную сцену страны. Что до «АукцЫона», я очень люблю стиль Леонида Федорова, и я был поражен тем, какой широкий жанровый спектр охватывает группа и как хорошо им удается работать во всех этих направлениях.
«Планету Любовь» (альбом группы Narkotiki. — OS) мне порекомендовала автоматическая система рекомендаций. Это фантастический альбом, одна из моих любимых прошлогодних записей. Я бы очень хотел побывать на их концерте, они должны быть очень хороши живьем.
Русский — красивый язык, и на самом деле я собираюсь его выучить. А пока пользуюсь некоторыми сайтами, которые помогают понимать русскую музыку тем, кто говорит по-английски (russmus.net — сайт, который я нахожу особенно полезным).
— А вообще, как ты думаешь, изменил ли интернет то, как люди воспринимают неанглоязычную иностранную музыку?
— Ну конечно! До появления сети у большинства людей не было доступа к музыке других культур, только радио давало о ней какое-то представление, но очень ограниченное. С самого начала мы старались выстроить RYM так, чтобы он охватывал как можно больше культурных традиций, и благодаря этому в нашей базе сейчас так широко представлена музыка со всего мира.
Мне кажется, музыкальные предпочтения пользователей RYM — доказательство того, что люди хотят слушать музыку других культур и языков, а не только англоязычную и местную музыку, как, похоже, считают люди в индустрии. Например, на странице альбома «АукцЫона» «Птица» можно прочитать хвалебные рецензии от пользователей из Мексики, Польши, Бразилии, США, Канады и Аргентины.
— Мне кажется, Narkotiki с удовольствием сыграли бы в Париже, будь у них такая возможность. Как думаешь, у них там найдется аудитория?
— Интернет показал, что повсюду есть люди, которые интересуются музыкой других стран, но, похоже, в клубной, концертной жизни эта тенденция пока не проявляется. Большая часть моих любимых групп, которые поют не на английском, очень редко ездят в туры за пределы своей страны, и это очень печально. Возможно, одна из причин такого положения дел заключается в том, что для малоизвестной группы заграничный тур — довольно рискованное предприятие с финансовой точки зрения, и музыканты должны быть абсолютно уверены в том, что они смогут собрать какую-то аудиторию, прежде чем вкладывать свои силы и время в тур.
Мне кажется, аудитория для группы Narkotiki тут есть. Надо только найти и достучаться до нее. У меня не то чтобы много связей в Париже, но если бы группе было интересно приехать сюда, я мог бы узнать у некоторых знакомых, могут ли они помочь. Было бы действительно очень здорово привезти их сюда, в Париж. Я не знаю, получится ли у меня устроить им концерт, но я обязательно попытаюсь.
— О тебе ведь никакой информации в сети нет. Так что, может, расскажешь, если ты не против, конечно, кто ты, откуда, чем занимаешься?
— Я родился и вырос в Штатах, недалеко от Атланты. Изучал компьютерные науки, потом переехал в Сиэтл, где несколько лет проработал разработчиком софта. Сейчас я живу в Париже, теперь моя работа — RYM. И еще я учусь в университете. Изучаю лингвистику и, как уже говорил, иностранные языки. Лингвистика завораживает меня, как и музыка.
— Сколько времени ты посвящаешь RYM?
— Большая часть моего времени уходит на поддержку сайта. Вначале я занимался RYM как раз в свое свободное время. Сервер стоял в шкафу в моей квартире, а посещаемость сайта была что-то около пары человек в день. Но я продолжил работать над ним, и сейчас полтора миллиона человек заходит на сайт каждый месяц. Так что большая часть моего времени уходит на то, чтобы обеспечить быстроту, надежность и финансовую состоятельность RYM. С прошлого года мне в этом помогает мой друг Леон Оскам — тоже пользователь и администратор сайта.
— RYM приносит тебе доход? Ты ведь мог бы сделать неплохие деньги на этом сервисе, но не похоже, что ты стараешься заработать на пользователях.
— Скажем так, RYM позволяет мне оплачивать квартиру, но доход от него довольно скромный. Я заинтересован в том, чтобы сайт рос, и трачу довольно много времени на его бизнес-развитие. Но я хочу, чтобы процесс развития шел таким образом, который гарантировал бы сервису долгое существование. Так часто приходится видеть сетевые проекты, на развитие которых берутся большие кредиты, а потом их владельцам приходится объявлять о банкротстве из-за того, что сервис рос не так быстро, как они это планировали. Еще один распространенный сценарий: стартап покупает какая-то большая компания, после чего он тут же сворачивается. Пользователи RYM привыкли рассчитывать на этот сервис, поэтому я стараюсь развивать сайт очень осторожно.
— У тебя был какой-то план, когда ты запускал RYM? И, кстати, зачем ты вообще этим занялся? Allaboutmusic.com ведь уже существовал на тот момент.
— Это интересный вопрос. Вообще, изначально RYM не планировался как музыкальная энциклопедия. Это скорее побочный эффект системы каталогов. Чтобы порейтить (от англ. rate — оценивать. — С.Б.) альбом, тебе сначала надо его добавить в базу данных. Оказалось удобнее иметь общую, централизованную базу. Сами пользователи в какой-то момент решили двигать сайт в этом направлении. Они попросили о некоторых улучшениях в работе с общей базой, я прислушался к ним, и сайт стал все больше и больше развиваться в эту сторону.
— Что ты думаешь о будущем музыкальной индустрии, учитывая все те изменения, которые привнесла сеть?
— Я думаю, что уже сейчас очевидно, что лейблы играют все меньшую роль в продвижении и распространении музыки. Среди моих друзей много музыкантов, и многие из них вообще не сотрудничают с лейблами, просто минуют эту стадию — записывают музыку на те деньги, которые зарабатывают концертами, и напрямую выкладывают ее на iTunes и Amazon.
Читать!
Я бы очень хотел, чтобы лейблы давали больше свободы маленьким компаниям и меньше ограничивали их деятельность. Мне кажется, от этого выиграли бы все: и лейблы, и любители музыки.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Очень любопытно, спасибо! жаль, что не очень длинное интервью.
-
интересно
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451809
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343413
- 3. Норильск. Май 1268740
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897712
- 5. Закоротило 822171
- 6. Не может прожить без ирисок 782644
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759411
- 8. Коблы и малолетки 741001
- 9. Затворник. Но пятипалый 471585
- 10. ЖП и крепостное право 407972
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403226
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370596