Один день из жизни знаменитого американского арт-фестиваля, заснятый на видео
© Анна Тиволи
Легенда гласит, что фестиваль
Burning Man начался в 1986 году с того, что его основатель плотник Ларри Харви возжелал сжечь большого деревянного человека, символизировавшего то ли несчастную любовь, то ли — по Фрейду — фигуру отца. За несколько десятилетий
Burning Man превратился из праздника «радикального самовыражения», устраиваемого энтузиастами и фриками в мало приспособленных для жизни условиях невадской пустыни Блэк-Рок, в один из самых знаменитых арт-фестивалей
мира, который ежегодно посещают больше сорока тысяч человек из разных стран. В том числе и из России — OPENSPACE.RU записал впечатления побывавших там в этом году виджея и диджея, ездивших на фестиваль по работе.
Съемки ролика проходили в экстремальных условиях. Камера сломалась к концу первого дня и многое не успела запечатлеть.
Аня ТИВОЛИ, VJ IntektraПро
Burning Man говорят много, но чаще всего междометиями. Впечатления друзей, уже побывавших в Неваде, тонны пересмотренных фотографий и зачитанный до дыр форум фестиваля — все это сложилось в моей голове, образовав спойлерную кальку, которую захотелось приложить к реальности.
Читать текст полностью
Конечно, как и с любым событием, про которое много говорят, у каждого свой Burning Man, и никакие ранее созданные сознанием кальки не совпадают с реальностью на сто процентов. Отчасти это происходит потому, что каждый год меняется как сам фестиваль, так и погодные условия. В этом году, например, были несвойственные пустыне теплые ночи и (условно) терпимая полуденная жара. Когда мы готовились к отъезду, очевидцы прошлых фестивалей пугали сильными холодами, а наши друзья, направившиеся в Блэк-Рок заранее, чтобы установить лагерь, слали отчаянные мейлы про жуткие морозы ночью с просьбами «выслать портвейна». Я в спешном порядке закупалась в Сан-Франциско шерстяными носками, рейтузами и варежками. Все эти боеприпасы мне так и не понадобились за всю неделю, проведенную на фестивале. Зато под конец фестиваля поднялась пыльная буря, которая длилась почти сутки с переменными затишьями. Для людей, носящих контактные линзы, это не самое приятное ощущение, хотя и сквозь слезы все происходящее на фестивале выглядит ужасно красиво. Местами — космически.
Каждую минуту, и днем и ночью на BM происходят события, перформансы, концерты, воркшопы, флешмобы, лекции, свадьбы и т.д. При этом ночь кардинально отличается от дня своим невероятным световым ландшафтом. Если смотреть с высоты какого-нибудь большого арт-кара, то «плайя» (playa — днище впадины в пустыне, где происходит фестиваль. — OS) — это огромный, мигающий, какофонически звучащий и низвергающий пламя котел.
Каждый человек перед ночным выходом на плайю увлеченно обматывает и обвешивает себя всякими светящимися штуками. Это не прихоть, а правило безопасности. Если не соблюсти светящийся дресс-код ночью на BM, то на вас запросто может наехать впотьмах велосипедист или гигантский арт-кар. Кстати, рыжий цвет на Burning Man в крайнем почете, так что на фестивале даже ходит поговорка «orange is a new black».
Говорить более конкретно про то, что происходит на фестивале, — абсолютно бессмысленно, скажу лишь, что с таким количеством разнообразных танцполов (на которых гремит преимущественно дабстеп), сюрреалистических арт-каров и инсталляций, характеров и персонажей одинаковых ночей/дней там не бывает. Ну и каждый бёрнер находит на фестивале, как бы патетично это ни звучало, «свой путь». Одни ездят туда, как на рыбалку: сидят у костра с друзьями в кэмпе, выпивая и рассказывая о том, «как это было». Другие — наряжаются в невероятные костюмы и предлагают проходящим мимо поиграть в видеоигру «Спаси единорога», которую сами же и изображают, размахивая руками и пища, как приставка. Третьи сверкают обнаженными частями тела и посещают лекции по практикам BDSM.
© Кирилл Маркушин
Говорят, что первый раз на BM приезжают туристом — люди ходят с открытым ртом и глазеют на веселую кутерьму, создающуюся вокруг них (или очень быстро уезжают, ужаснувшись происходящему, пережив «бэд трип» или сломав ногу после падения с арт-кара). И уже в следующий раз называющий себя бёрнером человек начинает сам создавать эту атмосферу.
Как ни странно, чуть ли не единственное, что мне не понравилось на фестивале, — это видео на главной «видеостене» фестиваля. Виджеи либо устали после первого дня, либо им просто было неохота слушать музыку, под которую они невпопад ставили лупы с пульсирующими бумбоксами. Благо, выступление Сrystal Method, во время которого я по большей части находилась на танцполе с видеостеной, было феерично и без видеоряда.
Ася ГОРБАЧЕВА, DJ Sandra
На Burning Man я была в первый раз. Кстати, по приезде у нас был ритуал посвящения: сначала все прыгали в песок, а потом били в гонг, скандируя: I’m not a virgin any more. Не уверена, что все приезжие его проходят.
То, что я поеду на фестиваль Burning Man вместе с командой «Green прорыв», выяснилось примерно за неделю до вылета в США. Ко мне обратилась знакомая из рекламного агентства, поддерживающего этот проект: они искали хорошего диджея, у которого в паспорте стоит американская виза. От заманчивого предложения отправиться в путешествие сначала до Лос-Анджелеса, а потом через всю Калифорнию и Неваду в пустыню Блэк-Рок, было невозможно отказаться.
Если честно, я не много знала о фестивале. Посмотрела какие-то фотографии с разряженными людьми и странными сооружениями, прочла пару статей, чтобы иметь хоть какое-то представление о том, что меня ждет. А вот более детальные подробности выяснять не было ни времени, ни желания. Немного, конечно, офигела от списка необходимых вещей, которые организаторы просили взять с собой… Мне повезло, что команда, к которой я присоединилась в качестве диджея, всю организацию обязалась взять на себя (тащить литры воды, спальник и мешок носков мне не пришлось).
То, что я увидела, поразило меня до глубины души. Причем при дневном свете инсталляции и скульптуры выглядели, на мой вкус, более эффектно. Представьте себе: яркое солнце, голубое небо, ветер непрерывно гонит по воздуху песок, повсюду стоят чудные изваяния, разукрашенные автобусы с музыкой зазывают к себе на борт, а люди в сумасшедших костюмах рассекают по улицам городка на великах. Создается ощущение, что ты попал в город будущего, который некоторое время назад постигла техногенная катастрофа. Очень красиво.
Ночью скульптуры и танцзалы подсвечивают разноцветными огнями и лазерами, на плайе отовсюду гремит музыка. Тоже, конечно, неплохо, но сразу вспоминается Казантип, аутентичность пропадает. Действительно крутой музыки не очень много. Мне запомнился один неплохой рейв, где диджей играл быстрый диско-хаус 90-х (подозреваю, что это было мероприятие от Wolf + Lamb) и пара каких-то небольших малолюдных пространств, где играли неплохое диско. Еще там очень популярен дабстеп. Коммерции хватает.
Больше всего поразило отношение людей к тому, что происходит вокруг, и к тебе в частности. Все абсолютно искренне открыты к общению, готовы помочь, чем могут, если ты в чем-то нуждаешься. Чувствуется дух коммуны в положительном смысле этого слова. Круто, что публика не только молодняк, но и бородатые седовласые старички, которые тоже прекрасно проводят время.
© Кирилл Маркушин
Еще поразила организация и организованность тех, кто приехал сюда отдохнуть. Понятное дело, что многие тут выпивают алкоголь или еще чего покрепче — короче, веселятся, как могут. Однако все на позитивной волне: за три дня мне не встретилось ни одного неприятного человека, который раздражал бы своим поведением.
{-tsr-}На улицах временного города НЕТ мусора. В туалетных кабинках чисто и есть туалетная бумага в 99 процентах случаев! Это очень серьезный показатель того, что организация находится на высоком уровне.
Мне соотечественники не встречались, хотя я пыталась найти пару знакомых, которые жили в других лагерях. Кроме нашего лагеря Green On Air, было еще несколько русских кэмпов, но я туда так и не дошла. Неудобство доставляли отсутствие нормального душа и песчаные бури. Хотя в какой-то момент привыкаешь и к бурям.
Спасибо!