Оцените материал

Просмотров: 4681

Эсбьорн Свенссон

Григорий Дурново · 16/06/2008
Погиб оригинально мыслящий джазовый композитор, вклад которого в музыку еще только предстоит оценить
Эсбьорн Свенссон
Погиб оригинально мыслящий джазовый композитор, вклад которого в музыку еще только предстоит оценить
14 июня погиб шведский пианист Эсбьорн Свенссон, лидер уникального джазового коллектива Esbjorn Svensson Trio (e.s.t.). Он занимался подводным плаванием с группой и инструктором неподалеку от Стокгольма. Товарищи нашли его на дне без сознания — спасти Свенссона не удалось.

В джазовом мире последнее время, увы, часто появляются сообщения о смерти выдающихся музыкантов, но, как правило, это люди немолодые, уже давно заслуженные, вписавшие свое имя в историю. Работающие или даже неработающие пенсионеры. Свенссон — здоровый, спортивный мужчина 44 лет — ушел в момент расцвета, и кто знает, сколько еще он мог бы совершить на своем необычном пути. Вклад Свенссона еще предстоит оценить по-настоящему, поскольку его серьезная карьера началась в 1990-х годах — можно сказать, у нас на глазах.

Основная заслуга Эсбьорна Свенссона в том, что он существенно расширил границы возможностей фортепианного джазового трио. Доказал, что такой состав может выступать в рок-клубах, а его композиции могут соперничать в хит-парадах с поп-песнями. Продемонстрировал, как легко прелюдия в романтическом духе может перейти в металлический медляк (послушайте «Fading Maid Preludium», открывающую последний альбом трио «Tuesday Wonderland»). Самое ценное, что подобные переходы, которых в музыке Свенссона, особенно позднего времени, довольно много, происходят крайне органично и естественно, в них нет постмодернистского издевательства, свойственного другому джазовому трио, с которым e.s.t. постоянно сравнивают, — американскому The Bad Plus.

При этом и джазовому языку Свенссон все равно оставался верен, даже когда играл что-то похожее на эмбиент или, наоборот, на шопеновские баллады. Просто с годами этот язык перестал быть главным и единственным. А зажимание струн рояля и использование гитарного процессора для обработки фортепианных звуков — это были не какие-то хитрые приемы, а элементы других языков.

Две недели назад трио Свенссона выступило в Москве — в Концертном зале имени Чайковского. Пианист поначалу произвел диковатое впечатление на публику: бритый наголо, в тельняшке. Он как будто не играл даже, а ползал по клавишам. Но этот пугающий образ вскоре забылся — музыка, тонко выстроенная композиционно и как будто хорошо знакомая, заполнила все. Мы застали трио полным сил и планов, рассчитывали услышать в будущем еще много новых пьес и даже вновь увидеть ансамбль живьем. Свенссон был главным двигателем ансамбля, и, честно говоря, плохо понятно, что теперь будут делать контрабасист Дан Берглунд и барабанщик Магнус Эстрём. И хотя пианист подчеркивал, что идеи и умение напарников импровизировать удивляют его на каждом концерте, все же музыку сочинял именно он. Esbjorn Svensson Trio обезглавлено — мы лишились оригинально мыслящего актуального джазового композитора.

 

 

 

 

 

Все новости ›