Оцените материал

Просмотров: 18688

Первые релизы лейбла Mariinsky

Дмитрий Ренанский · 30/07/2009
Страницы:
Дмитрий Шостакович: Симфония №1, Симфония №15. Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев. Mariinsky MAR0502, © 2009

В «Носе» Валерий Гергиев поднялся на такую высоту, соответствовать которой, казалось бы, довольно трудно. И поначалу второй диск Mariinsky откровенно разочаровывает — Первая симфония звучит о’кей, но не супер. Зато запись Пятнадцатой может быть смело отнесена к абсолютным вершинам Гергиева-симфониста.

В музыке Пятнадцатой традиционно принято, с одной стороны, подчеркивать инфернальную театральность, гиньольный надлом, издевательский гротеск. С другой — педалировать эфирную метафизику, предсмертное просветление. Все эти стихии Валерию Гергиеву одинаково любезны. Но последнюю симфонию Шостаковича он сыграл вообще про другое. Непривычно и нелицеприятно.

Хрупкую, по-стариковски рахитичную музыку позднего Шостаковича дирижер отказывается опирать о свою волю. Самоустраняясь, исполнитель позволяет расслышать, как мучительно и тяжело шестидесятипятилетнему композитору думалось звуками. Как постепенно отказывала его творческая перистальтика. На поверхность выходит колоссальное напряжение, которым Шостакович заполнял нотные строчки или оставлял их пустыми.

Оголяя и без того раздетую донага партитуру, безжалостно лишая ее всяких интерпретаторских париков и фижм, Гергиев поступает как режиссер-документалист. Слушающий Пятнадцатую уподоблен Германну в спальне графини, сделан «свидетелем отвратительных таинств ее туалета».

От мариинского зодчего резонно было бы ожидать попытки собрать деконструктивистскую мозаику Пятнадцатой в единое панно. Но Гергиев последовательно идет по пути divide et impera: подчеркивает бриколлаж, пугающий автоматизм копи-пейстов, шаткость собранного из реди-мейдов целого. Дирижер проверяет на прочность этот колосс на глиняных ногах, а он знай себе пляшет один dance macabre за другим.

Между композитором, исполнителем и слушателем в этой записи не без мазохизма воздвигнуто по герметичной стене. Слуху буквально не за что зацепиться, к концу диска обязательно испытываешь что-то вроде кислородного отравления. Трудно даже вспомнить, какую из интерпретаций Пятнадцатой можно поставить рядом с гергиевской. Хотя, наверное, это ей и не слишком нужно: она из числа тех культурных феноменов, которые лучше чувствуют себя в гордом одиночестве.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • karambolina· 2009-07-30 20:08:38
    гаккеля не трогайте, любезный. вы рядом с ним - что пионер в коротких штанишках.
    "творческая перистальтика".

    а рахитом вообще-то младенцы болеют, не старики.
  • karambolina· 2009-07-30 20:29:11
    то есть я хочу сказать, что и Вы, автор, когда-нибудь постареете, и какой-нибудь бойкий юноша пнет Вс с удовольствием. только никто Вас не защитит. Вы никого н уважаете, и Вас никто не будет уважать.
  • leonya· 2009-07-31 20:03:52
    А что у этого лейбла с дистрибуцией? В Москве где-то уже можно приобрести эти диски?
  • Victormain· 2009-08-02 00:52:17
    Большое понимание 15-й демонстрируете, сэр! Пальцем в небо, детский сад какой-то.
  • Music· 2009-08-05 00:27:26
    очень бойко и ловко написано. есть только два "но". уж извините. не могу не обидеть художника - задело!

    ..."выпущенные в продвинутом формате SACD диски соответствуют высшим издательским стандартам"...
    "продвинутый формат" SACD (super audio CD) даже аудиофилами давно уже не считается таким уж "продвинутым", и что такое высшие издательские стандарты???

    ..."многоканальный формат 5.1" ...
    ну, по сути, 5.1 и означает многоканальный формат, вернее, частный случай многоканального формата. это, на мой взгляд, все равно что написать "молочный продукт простокваша".

  • ru222· 2009-08-06 01:09:35
    Уважаемый Дмитрий Ренанский, Ваша оценка записи 15-ой симфонии ДДШ безусловно оригинальна и живописна.Хотелось бы, однако, спросить- какие именно записи этой симфонии "трудно поставить рядом" с этой интерпретацией? Знакома ли Вам запись Китаенко с Guerzenich? Янсонса с Bayerische Rundfunk? Бычкова с WDR? Исполнение Олега Каэтани? Откуда такая категоричность? Все Вами упомянутые особенности транскрипции Гергиева были обнаружены мною в записях других дирижёров. Я понимаю, что данная интерпретация Вам может быть ближе других, но всё же не стоит навязывать всем нам мнение о тотальной исключительности конкретно данной записи.
Все новости ›