Жаль, некого спросить, как они играют – я не знаю никого, кто когда-то слышал этот оркестр.

Оцените материал

Просмотров: 12236

Оркестры-призраки

Марина Аршинова · 03/06/2011
Начало XXI столетия ознаменовано новым революционным трендом в арт-менеджменте – организацией гастролей несуществующих оркестров

Имена:  Рональд Вилфорд · Эндрю Гроссман

©  Corbis / Foto S.A.

 

 

Бродят эти оркестры-призраки не по Европе, ходят они, а точнее, совершают длительные автобусные переезды по Североамериканским Штатам, когда-то стянутым гением Артура Джадсона в единую систему концертного менеджмента. Основав в двадцатых годах прошлого века компанию Columbia Artists Management Inc., Джадсон объединил менеджеров и стал контролировать концерты практически по всей стране. В то время, когда Европа готовилась ко Второй мировой войне, на музыкальной карте Америки 1940 года уже значилось 1900 городов, о чем пишет Норман Лебрехт в книге под названием «Кто убил классическую музыку?».

Там же находим сколь блестящее, столь и пристрастное жизнеописание Рональда Вилфорда по прозвищу «Серебряный лис», человека, в 1969 году потеснившего всесильного Джадсона на посту президента «Коламбии». Книга Нормана Лебрехта имеет дурную репутацию у профессионалов, говорят, в ней много вранья, и тем не менее это уникальный труд, позволяющий заглянуть в закулисье концертного менеджмента США прошлого века.

Возвращаясь к Вилфорду, следует заметить, что этот человек, начинавший свою деятельность в качестве агента мима Марселя Марсо, позже привел в Америку Герберта фон Караяна и также был причастен к выведению на большую сцену целого поколения блистательных дирижеров. Это Рикардо Мути, Клаудио Аббадо, Андре Превен, Джеймс Ливайн, Карлос Клайбер, Бернард Хайтинк, Колин Дэвис и др. Однако речь здесь, к сожалению, пойдет не о них.

Итак, место действия: тучная американская нива — многие тысячи малых и больших концертных площадок по всей стране в городах и университетских кампусах, соединенных друг с другом безукоризненными хайвеями. Время действия: сейчас. Игроки: легендарное агентство CAMI, 84-летний Рональд Вилфорд, неувядающий «Серебряный лис», его соратник 62-летний Эндрю Гроссман по прозвищу Тефлоновый Эндрю, один из боссов «Коламбии», влиятельный менеджер неотразимого обаяния, известный своим пристрастием к использованию фальшивых фото и биографий артистов, и, наконец — оркестры-призраки.

На официальном сайте CAMI в разделе «Оркестры» среди таких тяжеловесов, как «Гевандхауз», «Бостон Попс», Королевский Концертгебау, «Радио Франс», а также оркестр Мариинского театра и спиваковский НФОР, зимой 2011 года появляется новый коллектив из Санкт-Петербурга под названием Государственный оркестр имени П.И. Чайковского. Его представляет главный дирижер Роман Леонтьев.

Все бы хорошо, но в Санкт-Петербурге никто не знает такого оркестра, ни частного, ни государственного. Идем по ссылке. Видеозапись — Роман Леонтьев на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии дирижирует АСО, вторым филармоническим оркестром Cанкт-Петербурга. И, что самое удивительное, до последнего времени на сайте висела фотография, показывающая «оркестр Чайковского». На ней представлен ЗКР (Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича) образца двадцатилетней давности. После возмущенных писем администраторов ЗКР и интервью его худрука Юрия Темирканова, данного по этому поводу The New York Times, эту фотографию с сайта нехотя спустя несколько недель убрали.

В помещенной на сайте биографии «оркестра Чайковского» написано, что он возник после Второй мировой войны и за истекший отчетный период неоднократно менял свое название. Последнее обстоятельство не мешает коллективу выступать в лучших залах Санкт-Петербурга, в том числе в БЗФ, а также гастролировать в Европе и Азии. С «оркестром Чайковского», как там сказано, выступали Святослав Рихтер, Монсеррат Кабалье, Виктор Третьяков и пр.

Даже после официальных писем Санкт-Петербургской филармонии устроителю гастролей «оркестра Чайковского» в США Эндрю Гроссману (который не счел нужным на них отвечать), невзирая на разоблачительные статьи в NYTimes, а также образовавшееся, как круги на воде, обсуждение этой аферы на профильных сайтах и в социальных сетях, информация о «Государственном Санкт-Петербургском оркестре имени П.И. Чайковского» и сегодня висит на сайте «Коламбии».

Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Дэниел Уолкин смог дозвониться до Романа Леонтьева. Последний сообщил, что оркестр, таки да, существует, его веб-сайт находится в стадии разработки, и порекомендовал за дальнейшими уточнениями обратиться к Елене Костюченко, создателю и директору коллектива. Костюченко, в свою очередь, заявила, что оркестр существует семь лет (против шестидесяти, заявленных в официальной биографии, что, кстати, делает принципиально невозможным сотрудничество его, к примеру, со Святославом Рихтером, ушедшим в мир иной в 1997 году), дает в год около пятнадцати концертов и т.д. Жаль, некого спросить, как они играют — я не знаю никого, кто когда-то слышал этот оркестр.

Следует отметить, что мошенничество с оркестром Чайковского — это не досадный срыв, а очередное звено в цепочке жульнических оркестровых и театральных проектов «Коламбии». О них пишет «Нью-Йорк таймс». «Коламбия» еще в 1996-м возила «Звезд Большого балета», труппу, в которой не было ни одного танцовщика из Большого, по поводу чего вынуждена была давать объяснения в суде, но, похоже, вышла сухой из воды.

Два года назад «Коламбия» организовала гастроли по Америке оркестру «Дублин филармония», в составе которого оказалось всего два ирландца; остальной штат был укомплектован музыкантами из Болгарии.

В прошлом году в Америке побывал с гастролями Московский симфонический оркестр радио. Девять недель музыканты этого оркестра (в основном студенты и свободные художники, оркестранты-фрилансеры) колесили по дорогам Кентукки, пересеченной местности Иллинойса и кукурузным полям Огайо. За концерт они получали 40 долларов, суточных не было, зато вдоволь было многочасовых автобусных переездов с остановками у супермаркетов для закупки провианта. Гастроли на выживание. Один из музыкантов этого оркестра после концерта почувствовал головокружение и упал, опрокинувшись через перила, с лестницы, получив черепно-мозговую травму. Такой оркестр из России с дирижером, солистом и репертуарчиком из произведений Чайковского стоит около восьми тысяч долларов за концерт «под ключ» против ста тысяч и выше, которые нужно заплатить за выступление приличного оркестра, не говоря уже о лучших симфонических коллективах мира. В результате тура из пятидесяти концертов «оркестра-призрака» прибыль «Коламбии» доходит до миллиона долларов. И не беда, что после выступления Московского оркестра радио в Бронксе было сказано, что уровень коллектива едва соответствует среднему уровню игры консерваторского оркестра. Билеты проданы, деньги собраны. Типичная работа Тефлонового Эндрю.

«Коламбия», прославившая себя сотрудничеством с лучшими исполнителями и коллективами, сегодня не гнушается подобным креативным маркетингом. А что отвечает на многочисленные вопросы легендарный шеф «Коламбии» Рональд Вилфорд? Пожалуйста, вот его ответы. Во-первых, «Коламбия» основывается на информации, которую оркестры и исполнители дают сами. То есть если что-то с чем-то в этой информации не сходится, все это на совести исполнителей. Во-вторых, «Коламбия» получает процент от сбора, гарантируя оркестрам гонорар и проживание. А сколько при этом платят оркестрантам и в каких условиях они существуют, это не ее, «Коламбии», бизнес. В-третьих, оркестр — живой механизм, в котором музыканты приходят и уходят. То есть юридически «Серебряный лис» защищен: компания в соответствии с уставом всего лишь организует гастроли художественному коллективу и исправно платит налоги с прибыли.

Есть, конечно, здесь зацепка, если покопаться: для того чтобы оркестр получил въездные визы с разрешением на работу, приглашающая сторона, в данном случае «Коламбия», должна направить список под названием «ростер», где перечислены имена всех музыкантов оркестра, на которых запрашиваются визы, в Американскую федерацию музыкантов. Только получив «добро» от федерации, этот список отправляют в Службу натурализации и иммиграции, выдающую разрешение на работу в США, и последнее слово в выдаче виз ставит госдеп, которому подчиняются локальные посольства и консульства США в разных странах.

В случае с псевдоирландцами в федерацию был заслан ростер из 75 имен преимущественно ирландцев, с опытом постоянной работы в данном оркестре не менее одного года. Однако визы запросили совсем для других музыкантов, и из первого списка во втором осталось лишь 19 человек. В результате замен «в последний момент» (фирменная фишка Тефлонового Эндрю) среди тех, кто получил визы, осталось всего два ирландца. В довершение всего выяснилось, что ирландские имена в первом списке были взяты буквально с потолка.

Как все это стало возможно, мне не дано знать. Доподлинно мне известно лишь, что менеджеры реально существующего оркестра, известного как ЗКР, оформляя раз в два года оркестр на гастроли в США, сбиваются с ног, приводя по требованию американской консульской службы все новые и новые доказательства и документы относительно подлинности ростера ЗКР, а в случае единичной замены музыканта — кипы бумаг, подтверждающих необходимость участия в гастролях именно этого артиста.

Что тут скажешь? Нельзя винить оркестрантов, тяжким трудом добывающих себе кусок хлеба. Люди, которые ездят в такие поездки, наверное, суть бродячие музыканты, и это их жизненный выбор, осознанный или нет. Можно было бы заклеймить позором «Коламбию» и ее нечистоплотных боссов, да что толку? «Коламбия» была и остается крупнейшим игроком на рынке performing arts со всеми вытекающими из этого последствиями. Кстати, в «Коламбии» считают, что, организуя такие туры, делают благородное дело: у жителей американской глубинки нет шанса услышать в своем маленьком городке Венскую филармонию. И им предлагают оркестровый суррогат под звучным именем, способным привлечь внимание неискушенных провинциалов. Помните фильм «American beauty»?

Можно еще порассуждать о махинациях с американскими визами и про то, что госдеп сам себя перехитрил, но скучно это. Конечно, аферы «Коламбии» отвратительны по своей сути, так как там рубят сук, на котором мы все сидим. И на этой гневной обличающей ноте можно было бы и закончить.

Однако приходится признать и другое. Аферы аферами, но дай нам бог дожить до того момента, когда количество пригодных концертных залов, а также их транспортная доступность позволят прокатывать по России не только лучшие оркестры, но и оркестры средней руки. Разумеется, без всякого обмана. И дай нам бог иметь музыкальных журналистов, подобных Дэниелу Уолкину из «Нью-Йорк таймс», которые смогут выявлять аферы в сфере арт-менеджмента и профессионально и честно о них писать. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • Yaroslav Sartakov· 2011-06-04 19:34:28
    Очень интересная статья. На мой взгляд, это очень сильное свидетельство того факта, что на сегодня НИКТО не в состоянии объяснит разницу между оркестром за 100 тыс и за 8. На слух отличить их сложно, выглядит все примерно одинаково, программы одни и те же.
    На это фоне особенно пикантно звучат призывы наших мастеров искусств тратить все больше средств налогоплательщиков на оплату труда музыкантов оркестров. Наверное, все же возможно делать гастроли оркестрам за счет билетов, а не за счет бюджета?
  • philip-nodel· 2011-06-04 20:48:42
    О, да! По поводу потрясающих гастролей оркестра радио под руководством дирижера с говорящей фамилией Немудров, NYTimes тоже писала год назад! Сколько же в нашем тесном музыкальном мире прохиндеев и проходимцев! Что характерно, о оркестра теперь нет денег даже на оплату своего сайта: http://rtvsymfony.ru/ Но на Яндексе хранится копия, кому интересно: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Frtvsymfony.ru%2F&text=дирижер%20немудров&l10n=ru&sign=4215ef1b6d8306e2d1abe112af91f2e6&keyno=0
  • prostipoma· 2011-06-04 21:07:23
    Понятно - дети лейтенанта Шмидта не поделят американские Штаты. Честная Заслуга и гнусные паниковские. Отдайтесь другому импрессарио, если так все тяжело,это их работа -визы и прочая. Еще до недавнего времени за суточные работали ВСЕ русские коллективы, а ЗКР просто не ездил, по причине профнепригодного менеджмента. Какой кровью вспахивал ниву МТ - тут не только травмы черепа. Миниский хор годами сидел на озере в Брегенце за те же 40 евро - и все рады были по уши, чай не гастроль в Тагил в плацкартном вагоне и за зарплату.
    И кто бы говорил про Чайковского, можно подумать ЗКР играет что-то принципиально другое. Плюс еще импрессарио получает в нагрузку бессменного шефа, которому, опять же, удобнее играть что нибудь знакомое.
    Понятно, что сейчас время беспредельного демпинга закончилось и русские топ коллективы почувствовали вкус больших денег больших фестивалей и им, вдруг (эти вдруг на Спейсе - что то особенное, либо авторы с Луны, либо они читателей считают за лунных пришельцев) стали мешать самозванцы и бродячие коллективы, которых было всегда куча. Почему вот нет поддельных Концертгебау? Или Берлинер?
    Потому как все русские коллективы сливаются даже для профи в одну массу "русского" искусства, дешевого и на все согласного. И причины этого, уважаемый автор, надо искать здесь, а не в степях Канзаса.
    Я не знаю, может в Америке оркестр за 8 тысяч и делит сцену с оркестром за 100. Я не могу себе представить на Елисейских полях или Зальцбурге оркестр за 8 тысяч, но даже ЗКР, замечательный коллектив, будет долго стоять в очереди со своим Рахманиновым и Чайковским на гонорар в 100 тысяч, коротая время в местах поскромнее. Тем более, что тягачом всех ангажментов во Франции стопроцентно выступает Мацуев. Заслуга за 15 лет не сделала практически ничего для раскрутки брэнда (не Гергиев) и потому нечего обижаться, что ее с кем то путают и мешают зарабатывать инвалюту.
    Удивительно, что пиар служба Филармонии находит время жаловаться на самозванцев и никак не может привести свой сайт в приличный вид - на который без слез смотреть невозможно.
  • philip-nodel· 2011-06-04 21:08:12
    Вот ещё по теме:

    http://www.voanews.com/russian/news/america/Russia-orchestra_2010_03_19-88555792.html
  • philip-nodel· 2011-06-04 21:12:03
    prostipoma, псевдоберлинеры колесят по Китаю каждый Новый Год, иногда аж три таких оркестра встречают праздник вместе в одном городе ;-) Впрочем, в Поднебесной всё подделывают, и оркестры с помощью русских тоже ;-)
  • prostipoma· 2011-06-05 14:48:53
    Во-первых, это, все- таки другой рынок, и другая его ниша. Тут, как я понял, администрация ЗКР переживает, что их подделывают на уровне не 8 тысяч за концерт. Я, честно говоря, никогда не слышал о страданиях Берлинер или Концертгебау от самозванцев, их гешефту это не грозит.
    Во всем раздражении ЗКР есть одна подробность в этой статье, очень неприятная, что несмотря на гранты и прочая, русские театры и оркестры продолжают видеть основной источник своей прибыли в гастролях, причем в этом кровно заинтересованы сами артисты, прежде всего. И это много говорит о состоянии дел, к сожалению.И потому русское искусство остается в резервации на рынке. При спросе и ценах та же Вена или Дрезден могли бы жить в Эмиратах или Японии, проводя, как РНО, чуть не по полгода в поездках, однако ж нет. У немцев есть прекрасное слово для обзначения музыкального коллектива Klangkörper,так вот продают именно это, а у нас - абстрактную русскость оболочку, оркестров-брэндов у нас нет,дирижеров-икон - тоже, и надо спросить у ЮХТ, почему ЗКР не такой же брэнд, как и Концертгебау, и почему ни один импрессарио не хочет брать русский коллектив с нормальной западной программой, за исключением, может Гергиева, где продается не программа, а имя.
  • il-canone· 2011-06-05 23:18:57
    Чтоб было ясно: администрация ЗКР не страдает от того, что ЗКР подделывают. Это невозможно. У ЗКР принципиально иная структура гастролей по США, другая география, другие залы, другая публика. и второе: гастроли не являются основным источником прибыли ЗКР, в отличие от многих других оркестров, в силу относительно высоких зарплат оркестрантов. Про поддельные берлинер вам уже объяснили.
    Приблизительные цифры 8000 и 100000 -это не сумма гонорара, а бюджет концерта, даны для илююстрации соотношения
    В целом, большинство ваших рассуждений базируется на ложных посылках, незнании ситуации и общем раздражении
  • bullet· 2011-06-06 01:09:31
    Добрый вечер, дорогие друзья.
    Внимательно изучив днную статью, прихожу к выводу, что однобокость суждений автора статьи, к сожалению, гласит лишь о том, что автор не сталкивается с музыкальным миром и менеджментом.
    Итак, по порядку. Неужели филармония не знает (в это я не поверю никогда, особенно после интервью директора московской Филармонии), что музыканты готовы на все, чтобы сыграть где-нибудь концерт. Они готовы играть бесплатно, играть все, что угодно и как угодно. В такой ситуации ждать, что все музыкнты будут играть на 100% - очень смешно. А говорить про уровень уже не приходится. В этом виновата филармония, конечно же, именно она, развратившая публику дешевыми "галочными" абонементами, где качество очень редко можно встретить, и доведя музыкантов до бесплатной "халтуры" (при этом, все это называется: "Не хлебом единым жив человек!")
    Теперь про оркестры: все музыканты рассчитывают на суточные, которые до сих пор составляют хорошую прибавку к зарплате. Артисты стараются не тратить деньги в поездках, чтобы привезти их домой (полагаю, это еще с советских времен пошло) и самое "чудесное" в этом во всем, что многие студенты консерваторий мечтают сесть в оркестр на зарплату и больше никуда не двигаться. В то время как в Европе, все-таки много freelancers, четко осознающих, что от их работы и уровня зависит их оплата. Менеджмент оркестров: на мой взгляд, в России нет профессионального музыкального менеджмента, впрочем, как и PR, и в оркестрах этим занимаются неудавшиеся музыканты, решившие, что они могут это делать. А большинство вопросов не решается в силу того, что гранты разрушают всякие "благие намерения" (которые, мне кажется, все таки появляются у менеджеров). Однако, очень удобно использовать 100 человек на обязательных гастролях в зарплату, также на корпоративах тоже в счет зарплаты и пр
    Оркестры и залы: перекачка госбюджетных средств через Филармонию - это тоже увлекательный процесс. При этом и сборы удивительно низкие, а оркестр за галочку отработал и Филармония копеечку получила и галочку (советская система живая и неприкрытая)
    Теперь про гастроли. Смотрите, как удобно, 100 человек ждут суточных, менеджмент ждет денюжку, капнувшую от Заказчиков, всех все устраивает.
    Так о чем мы печалуемся? О том, что у нас нет уровня и на этом низком уровне все пытаются "заработать" мизерные деньги и галочки? Советский Союз оставил нам прекрасное наследие! Главное, "ничего не менять", правда же?)
  • prostipoma· 2011-06-06 18:38:01
    bullet - плюс много.
    Уважаемая госпожа Аршинова, я оставлю на вашей совести утверждения о моей компетенции. Хотя из ваших жалоб встает вопрос о компетенции менеджмента филармонии, он, впрочем, не опускается лет двадцать.
    Мораль вашей басни о корыстных и мерзких агентствах мне понятна, тем более вы отписываетесь об этом не в первый раз.
    Если вы - "разные ниши", из-за чего драма-то? Коламбия плохая? Да других полно, если вы хорошие. Или не берут на ваших условиях?
    Из вашего текста следует, что вас волнует прежде всего бизнес составляющая дела, а не проблемы несения русского искусства американским аборигенам. Поэтому реплики о том, что гастроли " не являются"(а я и не писал про ЗКР, я в курсе, что после грантов - не являются) в этом контексте смотрятся странно. Из-за чего сыр-бор то? Вот ВФО ездит в Японию деньги зарабатывать и этого не стесняются. Только структура гастролей совсем другая, ротация дирижеров, солистов, программ. Это не две симфонии Чайковского и одна Рахманинова. Если так сложно с Америкой, чего туда вообще ездить? А ведь пишете "два раза в год"? Зачем? Публика отзывчивая?
    Про бюджеты, мерси, я в курсе, что Мацуев стоит
    тысяч тридцать, ЮХТ в сопровождении - минимум пятнадцать, хотя думаю, побольше. И еще столько же отдает импрессарио налогов,но без Мацуева ( что говорит о прфессионализме его агнства и непрофессионализме вашего) отбить гонорары силами ЮХТ и ЗКР в той же Франции сложновато, и это претензии к вашему менеджменту и собственно к ЮХТ, что в Европе ЗКР - сравнительно экзотическое явление, не говоря уже об АСО. И это очень показательно, сколько БФ вбухала средств в юбилей Караяна, понимая, что на этом брэнде можно пожить еще долго и счастливо (чай не Рэттл), а Мравинского здесь - еще долго надо будет искать по магазинам. Не говоря уж про ЮХТ. Менеджмент - это, вопреки представлениям в России, не только визы и торг с артистами.
    И именно поэтому достойно продавать его как Дрезднер, Берлинер и тп. - очень непросто и, понятно, что филармонию нервируют даже дешевые самозванцы с их демпингом. То есть, конечно, можно пнуть за демпинг любой обычный русский коллектив или театр, которые продаются за три копейки и по сю пору - и именно они портят рынок, но можно получить сдачи. А Леонтьев - это неопасно.
    Гордая реплика о больших зарплатах внушает, это правда мало меняет историю бедствований ЗКР в догрантовую пору и не отменяет вопроса о хоть какой нибудь эффективности их,грантов, расходования, измеряемого конкретными показателями - от выпущенных дисков до средней запоняемости залов.
    Помнится, даже в Москве ЗКР появлялся раз в пятилетку.
    Про разбитый череп и суточные все сказано, через это прошли все, к сожалению. Фальшивые страховки МТ еще в памяти.
    Про рынок Китая, который вспахивают мои коллеги, я не в курсе, честное слово, я езжу по Европе. Поддельных Концертгебау - не видел, а всякие "московские симфонические", "государственные русские балеты" - видел и много.
  • il-canone· 2011-06-06 21:38:32
    Ах, простипома, ну что ж с вами делать: я пишу "раз в два года", вы понимаете "два раза в год", и так во всем. К тому же вы пишете о ваших коллегах, вспахивающих рынок Китая, из чего я делаю вывод, что вы и есть тот самый оркестрант-фрилансер.
    Сочувствую, не осуждаю, но в таком случае, прошу прощения, меня информация, взятая с вашего уровня компетентности, не убеждает. До новых встреч
  • prostipoma· 2011-06-07 19:28:43
    Не угадали. До новых. Кстати, а почему мне не быть кобзарем-фрилансером, или гримером-фрилансером, или рабочим сцены-фрилансером? И кстати, чего такое презрение к "фрилансерам"? Халтура - это опорное слово ВАШИХ коллег-оркестранстов, вплоть до РНО. Они остро нуждаются в ваших сочувствиях.
    Уровень вашей компетенции, повторю, отлично отображен текущей ситуацией в БФ (подробности у коллеги Ренанского), сайтом и вашей прекрасной, саморазоблачительной статьей о дележе Среднерусской возвышенности.
Все новости ›