Начало XXI столетия ознаменовано новым революционным трендом в арт-менеджменте – организацией гастролей несуществующих оркестров
Имена:
Рональд Вилфорд · Эндрю Гроссман
© Corbis / Foto S.A.
Бродят эти оркестры-призраки не по Европе, ходят они, а точнее, совершают длительные автобусные переезды по Североамериканским Штатам, когда-то стянутым гением Артура Джадсона в единую систему концертного менеджмента. Основав в двадцатых годах прошлого века компанию
Columbia Artists Management Inc., Джадсон объединил менеджеров и стал контролировать концерты практически по всей стране. В то время, когда Европа готовилась ко Второй мировой войне, на музыкальной карте Америки 1940 года уже значилось 1900 городов, о чем пишет
Норман Лебрехт в книге под названием «Кто убил классическую музыку?».
Там же находим сколь блестящее, столь и пристрастное жизнеописание Рональда Вилфорда по прозвищу «Серебряный лис», человека, в 1969 году потеснившего всесильного Джадсона на посту президента «Коламбии». Книга Нормана Лебрехта имеет дурную репутацию у профессионалов, говорят, в ней много вранья, и тем не менее это уникальный труд, позволяющий заглянуть в закулисье концертного менеджмента США прошлого века.
Возвращаясь к Вилфорду, следует заметить, что этот человек, начинавший свою деятельность в качестве агента мима Марселя Марсо, позже привел в Америку Герберта фон Караяна и также был причастен к выведению на большую сцену целого поколения блистательных дирижеров. Это
Рикардо Мути,
Клаудио Аббадо, Андре Превен, Джеймс Ливайн, Карлос Клайбер, Бернард Хайтинк, Колин Дэвис и др. Однако речь здесь, к сожалению, пойдет не о них.
Итак, место действия: тучная американская нива — многие тысячи малых и больших концертных площадок по всей стране в городах и университетских кампусах, соединенных друг с другом безукоризненными хайвеями. Время действия: сейчас. Игроки: легендарное агентство
CAMI, 84-летний Рональд Вилфорд, неувядающий «Серебряный лис», его соратник 62-летний Эндрю Гроссман по прозвищу Тефлоновый Эндрю, один из боссов «Коламбии», влиятельный менеджер неотразимого обаяния, известный своим пристрастием к использованию фальшивых фото и биографий артистов, и, наконец — оркестры-призраки.
На официальном сайте
CAMI в разделе «Оркестры» среди таких тяжеловесов, как «Гевандхауз», «Бостон Попс», Королевский Концертгебау, «Радио Франс», а также оркестр Мариинского театра и спиваковский НФОР, зимой 2011 года появляется новый коллектив из Санкт-Петербурга под названием
Государственный оркестр имени П.И. Чайковского. Его представляет главный дирижер Роман Леонтьев.
Читать текст полностью
Все бы хорошо, но в Санкт-Петербурге никто не знает такого оркестра, ни частного, ни государственного. Идем по ссылке. Видеозапись — Роман Леонтьев на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии дирижирует АСО, вторым филармоническим оркестром Cанкт-Петербурга. И, что самое удивительное, до последнего времени на сайте висела фотография, показывающая «оркестр Чайковского». На ней представлен ЗКР (Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича) образца двадцатилетней давности. После возмущенных писем администраторов ЗКР и интервью его худрука Юрия Темирканова, данного по этому поводу The New York Times, эту фотографию с сайта нехотя спустя несколько недель убрали.
В помещенной на сайте биографии «оркестра Чайковского» написано, что он возник после Второй мировой войны и за истекший отчетный период неоднократно менял свое название. Последнее обстоятельство не мешает коллективу выступать в лучших залах Санкт-Петербурга, в том числе в БЗФ, а также гастролировать в Европе и Азии. С «оркестром Чайковского», как там сказано, выступали Святослав Рихтер, Монсеррат Кабалье, Виктор Третьяков и пр.
Даже после официальных писем Санкт-Петербургской филармонии устроителю гастролей «оркестра Чайковского» в США Эндрю Гроссману (который не счел нужным на них отвечать), невзирая на разоблачительные статьи в NYTimes, а также образовавшееся, как круги на воде, обсуждение этой аферы на профильных сайтах и в социальных сетях, информация о «Государственном Санкт-Петербургском оркестре имени П.И. Чайковского» и сегодня висит на сайте «Коламбии».
Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Дэниел Уолкин смог дозвониться до Романа Леонтьева. Последний сообщил, что оркестр, таки да, существует, его веб-сайт находится в стадии разработки, и порекомендовал за дальнейшими уточнениями обратиться к Елене Костюченко, создателю и директору коллектива. Костюченко, в свою очередь, заявила, что оркестр существует семь лет (против шестидесяти, заявленных в официальной биографии, что, кстати, делает принципиально невозможным сотрудничество его, к примеру, со Святославом Рихтером, ушедшим в мир иной в 1997 году), дает в год около пятнадцати концертов и т.д. Жаль, некого спросить, как они играют — я не знаю никого, кто когда-то слышал этот оркестр.
Следует отметить, что мошенничество с оркестром Чайковского — это не досадный срыв, а очередное звено в цепочке жульнических оркестровых и театральных проектов «Коламбии». О них пишет «Нью-Йорк таймс». «Коламбия» еще в 1996-м возила «Звезд Большого балета», труппу, в которой не было ни одного танцовщика из Большого, по поводу чего вынуждена была давать объяснения в суде, но, похоже, вышла сухой из воды.
Два года назад «Коламбия» организовала гастроли по Америке оркестру «Дублин филармония», в составе которого оказалось всего два ирландца; остальной штат был укомплектован музыкантами из Болгарии.
В прошлом году в Америке побывал с гастролями Московский симфонический оркестр радио. Девять недель музыканты этого оркестра (в основном студенты и свободные художники, оркестранты-фрилансеры) колесили по дорогам Кентукки, пересеченной местности Иллинойса и кукурузным полям Огайо. За концерт они получали 40 долларов, суточных не было, зато вдоволь было многочасовых автобусных переездов с остановками у супермаркетов для закупки провианта. Гастроли на выживание. Один из музыкантов этого оркестра после концерта почувствовал головокружение и упал, опрокинувшись через перила, с лестницы, получив черепно-мозговую травму. Такой оркестр из России с дирижером, солистом и репертуарчиком из произведений Чайковского стоит около восьми тысяч долларов за концерт «под ключ» против ста тысяч и выше, которые нужно заплатить за выступление приличного оркестра, не говоря уже о лучших симфонических коллективах мира. В результате тура из пятидесяти концертов «оркестра-призрака» прибыль «Коламбии» доходит до миллиона долларов. И не беда, что после выступления Московского оркестра радио в Бронксе было сказано, что уровень коллектива едва соответствует среднему уровню игры консерваторского оркестра. Билеты проданы, деньги собраны. Типичная работа Тефлонового Эндрю.
«Коламбия», прославившая себя сотрудничеством с лучшими исполнителями и коллективами, сегодня не гнушается подобным креативным маркетингом. А что отвечает на многочисленные вопросы легендарный шеф «Коламбии» Рональд Вилфорд? Пожалуйста, вот его ответы. Во-первых, «Коламбия» основывается на информации, которую оркестры и исполнители дают сами. То есть если что-то с чем-то в этой информации не сходится, все это на совести исполнителей. Во-вторых, «Коламбия» получает процент от сбора, гарантируя оркестрам гонорар и проживание. А сколько при этом платят оркестрантам и в каких условиях они существуют, это не ее, «Коламбии», бизнес. В-третьих, оркестр — живой механизм, в котором музыканты приходят и уходят. То есть юридически «Серебряный лис» защищен: компания в соответствии с уставом всего лишь организует гастроли художественному коллективу и исправно платит налоги с прибыли.
Есть, конечно, здесь зацепка, если покопаться: для того чтобы оркестр получил въездные визы с разрешением на работу, приглашающая сторона, в данном случае «Коламбия», должна направить список под названием «ростер», где перечислены имена всех музыкантов оркестра, на которых запрашиваются визы, в Американскую федерацию музыкантов. Только получив «добро» от федерации, этот список отправляют в Службу натурализации и иммиграции, выдающую разрешение на работу в США, и последнее слово в выдаче виз ставит госдеп, которому подчиняются локальные посольства и консульства США в разных странах.
В случае с псевдоирландцами в федерацию был заслан ростер из 75 имен преимущественно ирландцев, с опытом постоянной работы в данном оркестре не менее одного года. Однако визы запросили совсем для других музыкантов, и из первого списка во втором осталось лишь 19 человек. В результате замен «в последний момент» (фирменная фишка Тефлонового Эндрю) среди тех, кто получил визы, осталось всего два ирландца. В довершение всего выяснилось, что ирландские имена в первом списке были взяты буквально с потолка.
Как все это стало возможно, мне не дано знать. Доподлинно мне известно лишь, что менеджеры реально существующего оркестра, известного как ЗКР, оформляя раз в два года оркестр на гастроли в США, сбиваются с ног, приводя по требованию американской консульской службы все новые и новые доказательства и документы относительно подлинности ростера ЗКР, а в случае единичной замены музыканта — кипы бумаг, подтверждающих необходимость участия в гастролях именно этого артиста.
Что тут скажешь? Нельзя винить оркестрантов, тяжким трудом добывающих себе кусок хлеба. Люди, которые ездят в такие поездки, наверное, суть бродячие музыканты, и это их жизненный выбор, осознанный или нет. Можно было бы заклеймить позором «Коламбию» и ее нечистоплотных боссов, да что толку? «Коламбия» была и остается крупнейшим игроком на рынке performing arts со всеми вытекающими из этого последствиями. Кстати, в «Коламбии» считают, что, организуя такие туры, делают благородное дело: у жителей американской глубинки нет шанса услышать в своем маленьком городке Венскую филармонию. И им предлагают оркестровый суррогат под звучным именем, способным привлечь внимание неискушенных провинциалов. Помните фильм «American beauty»?
Можно еще порассуждать о махинациях с американскими визами и про то, что госдеп сам себя перехитрил, но скучно это. Конечно, аферы «Коламбии» отвратительны по своей сути, так как там рубят сук, на котором мы все сидим. И на этой гневной обличающей ноте можно было бы и закончить.
{-tsr-}Однако приходится признать и другое. Аферы аферами, но дай нам бог дожить до того момента, когда количество пригодных концертных залов, а также их транспортная доступность позволят прокатывать по России не только лучшие оркестры, но и оркестры средней руки. Разумеется, без всякого обмана. И дай нам бог иметь музыкальных журналистов, подобных Дэниелу Уолкину из «Нью-Йорк таймс», которые смогут выявлять аферы в сфере арт-менеджмента и профессионально и честно о них писать.
На это фоне особенно пикантно звучат призывы наших мастеров искусств тратить все больше средств налогоплательщиков на оплату труда музыкантов оркестров. Наверное, все же возможно делать гастроли оркестрам за счет билетов, а не за счет бюджета?
И кто бы говорил про Чайковского, можно подумать ЗКР играет что-то принципиально другое. Плюс еще импрессарио получает в нагрузку бессменного шефа, которому, опять же, удобнее играть что нибудь знакомое.
Понятно, что сейчас время беспредельного демпинга закончилось и русские топ коллективы почувствовали вкус больших денег больших фестивалей и им, вдруг (эти вдруг на Спейсе - что то особенное, либо авторы с Луны, либо они читателей считают за лунных пришельцев) стали мешать самозванцы и бродячие коллективы, которых было всегда куча. Почему вот нет поддельных Концертгебау? Или Берлинер?
Потому как все русские коллективы сливаются даже для профи в одну массу "русского" искусства, дешевого и на все согласного. И причины этого, уважаемый автор, надо искать здесь, а не в степях Канзаса.
Я не знаю, может в Америке оркестр за 8 тысяч и делит сцену с оркестром за 100. Я не могу себе представить на Елисейских полях или Зальцбурге оркестр за 8 тысяч, но даже ЗКР, замечательный коллектив, будет долго стоять в очереди со своим Рахманиновым и Чайковским на гонорар в 100 тысяч, коротая время в местах поскромнее. Тем более, что тягачом всех ангажментов во Франции стопроцентно выступает Мацуев. Заслуга за 15 лет не сделала практически ничего для раскрутки брэнда (не Гергиев) и потому нечего обижаться, что ее с кем то путают и мешают зарабатывать инвалюту.
Удивительно, что пиар служба Филармонии находит время жаловаться на самозванцев и никак не может привести свой сайт в приличный вид - на который без слез смотреть невозможно.