Музыка XX–XXI веков и кое-что другое
Имена:
Анатолий Ледуховский · Анна Катерина Антоначчи · Даниэль Кафка · Донасьен Мишель-Данзак · Жорж Апергис · Левон Акопян · Сергей Бархин · Федор Леднев · Янис Ксенакис
© Christophe Olinger
Анна Катерина Антоначчи
Московский ансамбль современной музыки 20 лет спустяКонцерт, открывший юбилейный год ансамбля, прошел в Камерном зале Дома музыки. Исполняли Яниса Ксенакиса и Жоржа Апергиса — двух французских композиторов греческого происхождения. Музыка сложная,
местами занудная, которая этого и не скрывает. Аудитория — совершенно неожиданная: очень молодежная, непосредственная и диковатая. Во время исполнения — сплошные перешептывания, дирижеру Федору Ледневу даже пришлось сделать со сцены осторожное замечание. Но слушают и даже, не выдержав церемонной паузы после последнего звука, орут «браво».
Что-то кардинально поменялось с восприятием так называемой «современной музыки». Вместо преклонения перед непонятным, которое было 20 лет назад, — такое дружелюбно-ироничное «давайте-давайте поглядим, чего вы нам тут сыграете».
Анна Катерина АнтоначчиИтальянка завершила один из самых козырных филармонических абонементов «Звезды мировой оперы в Москве», в котором до нее в этом сезоне пели немецкая женщина-вамп Надя Михаэль и мировая гастролерша российского происхождения Екатерина Губанова. Завершила успешно. Самое приятное — большое количество тихих оттенков, которые она выдает своим мощным голосом. Самое удивительное — значительный акцент на меццо-сопрановом репертуаре, с которым она отлично справляется своим сопрано. Финишировала она, например, хитами из «Кармен», к которым не придерешься: есть и темперамент, и драматизм, и незаржавленная легкость.
«Московский форум»
© Предоставлено «Московским форумом»
Ensemble Orchestral Contemporain. Дирижер Даниэль Кавка
Фестиваль современной музыки под управлением Владимира Тарнопольского, базирующийся в Рахманиновском зале, прошел в этом году в 12-й раз и, понятное дело, был посвящен французской теме. Главный гость —
Ensemble Orchestral Contemporain под управлением Даниэля Кафки. Его не надо путать с самым знаменитым булезовским
Ensemble Intercontemporain, но этот тоже вызывает уважение.
Читать текст полностью
Ансамбль играл два вечера, исполнив среди музыки своих собственных актуальных героев и сочинение Fluting point (2010) молодого москвича Николая Хруста, этой зимой работавшего в двух французских электронных студиях.
Что тут скажешь, продемонстрированные французами виртуозные высокотехнологичные сочетания электроники с акустическими инструментами и человеческим голосом поражают воображение. Равно как и невероятная эффектность совсем новой музыки, которая свою непопулистскую сложность запрятывает глубоко внутрь. Вместе с французским ансамблем приехала сопрано Донасьен Мишель-Данзак, вызвавшая фурор (зал был заполнен тоже молодежью, но на сей раз более цивилизованной). Совершенно непонятно, как и что делает певица, но эффект производит примерно такой же, как Бартоли, поющая арии для кастратов.
© Предоставлено «Московским форумом»
Донасьен Мишель-Данзак
Помимо концертов, фестивальная программа включала в себя всевозможные посиделки, на одной из которых (она обреченно назвалась «Современная музыка в России и Франции») несколько французских представителей встретились с местными заинтересованными лицами. Сначала обе стороны поплакались друг другу каждая на свои, очень разные, беды. Но часа через два с половиной начали говорить про интересное и для французской стороны чуть ли не запретное — про обличение «стратегии Булеза», уже несколько десятилетий главного французского музыкального авторитета, как раз отпраздновавшего только что свое 85-летие.
В соответствии с этой стратегией после войны в целях борьбы с консерватизмом и выстраивания новой жизни было назначено (неформально, конечно) по главному композитору в каждую страну. Эллиот Картер в Америке, Лучано Берио в Италии, Анри Пуссер в Бельгии, Карлхайнц Штокхаузен в Германии, Пьер Булез соответственно во Франции и Эдисон Денисов в России. И вот, так сказать, настало время пересмотра классиков авангарда. Французские гости подчеркивали, что все это очень неполиткорректно говорить. Но уж чем-чем, а пересмотром авангардных ценностей нас точно не испугаешь.
Кафе «Сократ»
На камерной сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко появился небольшой спектакль, спрессованный из двух сочинений — «Сократа» Эрика Сати и «Бедного матроса» Дариуса Мийо. Обе партитуры роднит их происхождение из Франции 20-х годов и абсолютная раритетность в России (да и не только). Инициатором, музыкальным руководителем и даже немножко действующим лицом этого непредвиденного проекта является главный дирижер театра Феликс Коробов, из-под рук которого струится приятная во всех отношениях, местами фоновая музыка.
Художник Сергей Бархин построил выгородку с надписью «Кафе “Сократ”». В ней высвечивается второе слово, когда речь идет про отравление Сократа, и первое, когда хозяйка кафе, многие годы дожидающаяся своего мужа-матроса, не признав, убивает его молотком. Эти две грустные истории поставлены режиссером Анатолием Ледуховским в виде фарса с большим количеством кривляния, над которым в первой части, где Сати, как-то совсем не хочется смеяться. Во второй части, где Мийо, получше со вкусом и остроумием, но все равно непонятно, зачем изо всех сил пытаться насмешить людей именно этими сюжетами.
Музыка ХХ века Левона Акопяна
В издательстве «Практика» вышел монументальный том Левона Акопяна, который, за неимением ничего подобного, можно считать первым русскоязычным энциклопедическим словарем музыки ХХ века. Собственно, это следующее этапное издание после вышедшего лет десять назад там же и у того же автора русифицированного «Музыкального словаря Гроува».
{-tsr-}В новой книжке соблюден классический алфавитный принцип, дополненный очень полезным хронографом основных музыкальных событий ушедшего века. Временные рамки для попавших в словарь произведений 1901—2000 годы. Люди, которым посвящены отдельные статьи, должны были родиться в 1850—1970-х годах. Помимо композиторов, исполнителей, культурных институций, музыкальных течений и методов, там можно встретить вообще не укладывающиеся ни в какие музыковедческие термины явления, скажем «Советскую музыку» или «Ждановщину». А можно не встретить вполне ожидаемого, например, культового для интеллигенции обеих столиц композитора Леонида Десятникова. Впрочем, автор в предисловии признается в некоторой субъективности. Чем, надо сказать, только усугубляет возникшую неловкость.
Культовый - почему?
Назначен?
Кем?)))