Что-то кардинально поменялось с восприятием так называемой «современной музыки». Вместо преклонения перед непонятным, которое было 20 лет назад, – такое дружелюбно-ироничное «давайте-давайте поглядим, чего вы нам тут сыграете».
Музыка XX–XXI веков и кое-что другое
Московский ансамбль современной музыки 20 лет спустяКонцерт, открывший юбилейный год ансамбля, прошел в Камерном зале Дома музыки. Исполняли Яниса Ксенакиса и Жоржа Апергиса — двух французских композиторов греческого происхождения. Музыка сложная,
Читать!
Что-то кардинально поменялось с восприятием так называемой «современной музыки». Вместо преклонения перед непонятным, которое было 20 лет назад, — такое дружелюбно-ироничное «давайте-давайте поглядим, чего вы нам тут сыграете».
Анна Катерина Антоначчи
Итальянка завершила один из самых козырных филармонических абонементов «Звезды мировой оперы в Москве», в котором до нее в этом сезоне пели немецкая женщина-вамп Надя Михаэль и мировая гастролерша российского происхождения Екатерина Губанова. Завершила успешно. Самое приятное — большое количество тихих оттенков, которые она выдает своим мощным голосом. Самое удивительное — значительный акцент на меццо-сопрановом репертуаре, с которым она отлично справляется своим сопрано. Финишировала она, например, хитами из «Кармен», к которым не придерешься: есть и темперамент, и драматизм, и незаржавленная легкость.
«Московский форум»
Фестиваль современной музыки под управлением Владимира Тарнопольского, базирующийся в Рахманиновском зале, прошел в этом году в 12-й раз и, понятное дело, был посвящен французской теме. Главный гость — Ensemble Orchestral Contemporain под управлением Даниэля Кафки. Его не надо путать с самым знаменитым булезовским Ensemble Intercontemporain, но этот тоже вызывает уважение.
Ансамбль играл два вечера, исполнив среди музыки своих собственных актуальных героев и сочинение Fluting point (2010) молодого москвича Николая Хруста, этой зимой работавшего в двух французских электронных студиях.
Что тут скажешь, продемонстрированные французами виртуозные высокотехнологичные сочетания электроники с акустическими инструментами и человеческим голосом поражают воображение. Равно как и невероятная эффектность совсем новой музыки, которая свою непопулистскую сложность запрятывает глубоко внутрь. Вместе с французским ансамблем приехала сопрано Донасьен Мишель-Данзак, вызвавшая фурор (зал был заполнен тоже молодежью, но на сей раз более цивилизованной). Совершенно непонятно, как и что делает певица, но эффект производит примерно такой же, как Бартоли, поющая арии для кастратов.
Помимо концертов, фестивальная программа включала в себя всевозможные посиделки, на одной из которых (она обреченно назвалась «Современная музыка в России и Франции») несколько французских представителей встретились с местными заинтересованными лицами. Сначала обе стороны поплакались друг другу каждая на свои, очень разные, беды. Но часа через два с половиной начали говорить про интересное и для французской стороны чуть ли не запретное — про обличение «стратегии Булеза», уже несколько десятилетий главного французского музыкального авторитета, как раз отпраздновавшего только что свое 85-летие.
В соответствии с этой стратегией после войны в целях борьбы с консерватизмом и выстраивания новой жизни было назначено (неформально, конечно) по главному композитору в каждую страну. Эллиот Картер в Америке, Лучано Берио в Италии, Анри Пуссер в Бельгии, Карлхайнц Штокхаузен в Германии, Пьер Булез соответственно во Франции и Эдисон Денисов в России. И вот, так сказать, настало время пересмотра классиков авангарда. Французские гости подчеркивали, что все это очень неполиткорректно говорить. Но уж чем-чем, а пересмотром авангардных ценностей нас точно не испугаешь.
Кафе «Сократ»
На камерной сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко появился небольшой спектакль, спрессованный из двух сочинений — «Сократа» Эрика Сати и «Бедного матроса» Дариуса Мийо. Обе партитуры роднит их происхождение из Франции 20-х годов и абсолютная раритетность в России (да и не только). Инициатором, музыкальным руководителем и даже немножко действующим лицом этого непредвиденного проекта является главный дирижер театра Феликс Коробов, из-под рук которого струится приятная во всех отношениях, местами фоновая музыка.
Художник Сергей Бархин построил выгородку с надписью «Кафе “Сократ”». В ней высвечивается второе слово, когда речь идет про отравление Сократа, и первое, когда хозяйка кафе, многие годы дожидающаяся своего мужа-матроса, не признав, убивает его молотком. Эти две грустные истории поставлены режиссером Анатолием Ледуховским в виде фарса с большим количеством кривляния, над которым в первой части, где Сати, как-то совсем не хочется смеяться. Во второй части, где Мийо, получше со вкусом и остроумием, но все равно непонятно, зачем изо всех сил пытаться насмешить людей именно этими сюжетами.
Музыка ХХ века Левона Акопяна
В издательстве «Практика» вышел монументальный том Левона Акопяна, который, за неимением ничего подобного, можно считать первым русскоязычным энциклопедическим словарем музыки ХХ века. Собственно, это следующее этапное издание после вышедшего лет десять назад там же и у того же автора русифицированного «Музыкального словаря Гроува».
Читать!
КомментарииВсего:71
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454347
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345015
- 3. Норильск. Май 1272369
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898724
- 5. Закоротило 823733
- 6. Не может прожить без ирисок 789743
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765234
- 8. ЖП и крепостное право 762731
- 9. Коблы и малолетки 744217
- 10. Затворник. Но пятипалый 477401
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407314
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373838
Культовый - почему?
Назначен?
Кем?)))