Жизнь оркестранта в цифрах
Имена:
Антонио Паппано · Валерий Гергиев · Василий Петренко · Густаво Дудамель · Зубин Мета · Михаил Плетнев · Рюсуке Нумадзири · Юрий Темирканов
© schoolmusic2009.narod.ru
Музыка нематериальна, а вот музыкант — существо из плоти и крови. Он потребляет материальные блага, творит, занимается воспроизведением себе подобных методом
преподавания и, объединяясь с другими в оркестр, извергает лавины звуков. Жизнь у оркестранта не сахар, но жить в принципе можно.
Полюбопытствуем, как живется музыкантам разных оркестров мира. Никакой системы в этом подборе не найти; выбор сделан наугад. Тут нет ни музыкантской оценки оркестров, ни сравнения стилей их игры и репертуара. Только цифры и факты.
Российский национальный оркестр, главный дирижер Михаил Плетнев
© РНО
Российский национальный оркестр
За сезон оркестр дает порядка семидесяти концертов, из них около сорока — на гастролях за границей. Главный дирижер выступает со своим оркестром тридцать раз за сезон. На подготовку одной программы уходит от одной до шести репетиций. Музыканты зарабатывают порядка 40 тысяч рублей в месяц, концертмейстеры и солисты — от 80 до 100 тысяч рублей за тот же срок. Плюс, разумеется, гонорары на гастролях.
В эту бочку меда добавим пару ложек дегтя: государственного гранта в составе этих зарплат хватает лишь на восемь месяцев, остальные деньги выплачиваются из средств, заработанных оркестром на концертах. Отпуск оплаченный, но очень маленький: в этом году, к примеру, гуляли дважды: один раз 11, другой раз 14 дней. Грант срезается нещадно. Пропуск пятидневных гастролей (к примеру, по семейным обстоятельствам) может обойтись оркестранту в 20 тысяч рублей.
Оркестр Королевской оперы Ковент-Гарден, главный дирижер Антонио ПаппаноВыступает около трехсот раз за сезон в Лондоне. Почти не гастролирует (гастроли этого года в Японии — исключение, такие туры из 12 спектаклей подряд — редкость). Главный дирижер берет в среднем по шесть оперных продукций в сезон, каждой из которых дирижирует по шесть-семь раз. Для постановки оперы предусмотрены две-три корректурные репетиции, пара «сидячих» с певцами, две-три сценические и генеральная.
Читать текст полностью
У оркестра всего один состав; в случае нехватки приглашают народ со стороны. Каждый штатный туттист-струнник обязан отработать 860 часов в сезон, для духовиков и концертмейстеров это количество индивидуально. Пять недель отпуска. Средний заработок оркестранта Королевской оперы — 45 тысяч фунтов в год до налогов.
Оркестр Мариинского театра, главный дирижер Валерий Гергиев
© www.mariinsky.ru
Оркестр Мариинского театра
Среди музыкантов слывет «лодкой каторжников». Возьмем один такой «день Ивана Денисовича»: первый состав оркестра дважды выступает в Питере (утром и вечером), второй — аккомпанирует балету на гастролях в Тайбее, а основной, гергиевский состав играет концерт в Нью-Йорке. И это не предел. На круг (то есть в сезон) у Мариинки зашкаливает за восемьсот выступлений, из них с главным дирижером в последнем сезоне — более ста.
В 2006 году оркестр провел на гастролях в общей сложности семь с половиной месяцев. В другой год музыканты, получив распечатки, с удивлением обнаружили, что двести дней не были дома. Состояние здоровья этих людей оставляет желать лучшего. По-человечески их стоит пожалеть. Жизнь музыкантов отдана работе в оркестре Мариинского театра, о прочем для них речи нет. Зарплаты основной части оркестрантов — от 12 до 30 тысяч рублей в месяц. Выручают гастроли, но люди никогда точно не знают, сколько им заплатят.
Заслуженный коллектив России, главный дирижер Юрий Темирканов
© www.philharmonia.spb.ru
Заслуженный коллектив России
На фоне мариинцев ЗКР Юрия Темирканова, он же «Заслуга», он же оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, сохраняет свои аристократические традиции. Около семидесяти концертов в год и в отличие от РНО — большая часть дома, меньшая на гастролях. С Темиркановым — около тридцати концертов за сезон. На подготовку каждой программы отводится три-четыре репетиции. Оплаченный отпуск — месяц. Зарплата дифференцированная, у каждого артиста своя, разброс от 30 до 100 тысяч рублей в месяц.
Все это позволяет музыкантам «Заслуги» чувствовать свою исключительность и фирменное легкое презрение к коллегам по оружию, оставшимся за бортом.
Лос-Анджелесский филармонический оркестр, главный дирижер Густаво Дудамель
© www.laphil.com
Лос-Анжелесский филармонический оркестр
Сто концертов в сезон дома, гастроли — не больше двух недель в году с четким контрактом, регулирующим достойные условия жизни и работы музыкантов вдали от дома (отель только 5 звезд, только одноместный номер для каждого оркестранта и пр.). Годовая зарплата оркестранта порядка 120 тысяч долларов «грязными» плюс 11 недель оплаченного отпуска; каждые семь лет — свободный (т.н. «субботний») год с сохранением двух третей дохода. И вот совсем уже трогательное: если у артиста оркестра (мужчины) рождается ребенок, счастливый отец получает дополнительные две недели оплаченного отпуска от оркестра плюс шесть недель от штата.
Симфонический оркестр префектуры Гунма (Япония), главный дирижер Рюсуке Нумадзири
Впрочем, в соответствии с японским менталитетом название должности Нумадзири звучит как «художественный консультант». Второй после оркестра NHK профессиональный коллектив в Японии, симфонический оркестр Гунма организован осенью 1945 года (!!!) энтузиастами, устраивавшими концерты прежде всего для школьников. Сегодня этими концертами охвачены все школы всех уровней префектуры Гунма.
Оркестр выступает 160 раз за сезон дома (часто по два концерта в день), гастролей практически нет. Туттисты имеют десять дней оплачиваемого отпуска в течение года плюс свободные дни. Концертмейстеры оркестра этих десяти дней отпуска не имеют, но свободного времени хватает, так как их занятость в программах неполная.
Средняя зарплата — 4500 долларов в месяц. Кроме этого, в течение полугода оркестр оплачивает своему артисту страховку от безработицы, даже если сотрудник увольняется по собственному желанию, доплачивает за дальность проживания от места работы, предоставляет дотацию на иждивенцев, на покупку расходных материалов, на текущий ремонт инструмента.
Ливерпульский Королевский филармонический оркестр, главный дирижер Василий Петренко
© www.liverpoolphil.com
Ливерпульский Королевский филармонический оркестр
Тут силен профсоюз. График работы и все действия оркестрантов расписаны как по нотам на полгода вперед, уволить оркестранта крайне сложно. Его зарплата составляет порядка 30 тысяч фунтов стерлингов в год за вычетом налогов. Главный дирижер выступает со своим коллективом 45 раз за сезон, в целом же оркестр дает 80—90 концертов в год на своей территории плюс еще 40 концертов на гастролях (примерно поровну в Англии и за рубежом). На подготовку программы дается все те же три-четыре репетиции по три часа (этот показатель, кстати, стабилен в большинстве филармонических коллективов).
Израильский филармонический оркестр, главный дирижер Зубин Мета
Работают много — порядка 150 концертов в Израиле за сезон и еще 40 на гастролях за границей. Зубин Мета, главный дирижер IPO, в этом году отмечающий свой 75-летний юбилей и 50 лет работы с израильским оркестром, выступает со своими подопечными 80 раз в год. Средняя зарплата в оркестре — 2000 долларов в месяц; отпуск — два месяца.
IPO славен корпоративно-социальной ответственностью перед своими сотрудниками и обществом. При оркестре есть консерватория, которая готовит оркестровых музыкантов. Особую гордость вызывает образовательная программа IPO, в которую сегодня вовлечены 25 тысяч школьников (эта работа, впрочем, оплачивается музыкантам отдельно).
{-tsr-}Итак, работа в достойном оркестре — и за границей, и в нашей стране — позволяет труженику-оркестранту поставить ногу в лаковой черной туфле на нижнюю ступеньку заветного среднего класса с «белой» зарплатой и возможностью приобретать в кредит «машины-квартиры-дачи». Но все же, планируя профессиональную музыкальную карьеру вашему ребенку, забудьте о мифической славе пианиста, о лаврах композитора, о сиянии дирижера в лучах прожекторов. Это удел избранных, а реальная жизнь совсем другая.
$4500 - это порядка полумиллиона йен? Для Японии это не густо, а для симфонического оркестранта в Японии - просто совершенно поперек моих ожиданий. Выходит, тот энтузиазм, который я у них наблюдал, - именно что энтузиазм))
"Золотая десятка" наших оркестров, может, и подбирается к среднему классу, а вот настоящий российский homo orchestrus...
Вы неправы. Греческое слово - это "ὀρχήστρα", от ὀρχέομαι, разумеется, и оно действительно обозначает место хора. Orchestra же, заимствованное латынью имеет именно то значение, которое я указал. Ср. Витрувий, «Десять книг об архитектуре», книга 5, глава 6: “in orchestrā senatorum sunt sedibus loca destinata”... И далее, ibid., "et eius pulpiti altitudo sit ne plus pedum quinque, uti, qui in orchestra sederint, spectare possint omnium agentium gestus" - "sederint" ясно подтверждает то, что там находились зрители во время спектакля.
кроме того, из приведенного пассажа из Витрувия, если уж на то пошло, вовсе не следует, что на орхестре НЕ БЫЛО хора. речь идет просто о том, что там БЫЛИ VIP-места на суперпервом ряду для особо, видимо, ревностных поборников демократии :)))
Безусловно, из того, что императоры выступали на сцене, принадлежность слова к определённому языку не следует. Она следует просто из наличия его в лексиконе данного языка. То, что оно греческого происхождения не делает его принадлежностью исключительно греческого языка. Все заимствованные слова имеют свои собственные грамматические парадигмы и лексические значения в языке заимствовавшем.
Что касается Витрувия. Приведу первое предложение полностью: "Ita latius factum fuerit pulpitum quam Graecorum, quod omnes artifices in scaena dant operam, in orchestra autem senatorum sunt sedibus loca designata". "Quod omnes artifices in scaena dant operam" указывает на то, что вне сцены никто в спектакле не участвовал. Да и вообще трудно представить себе хор, снующий между VIP-кресел и заслоняющий действие. Но такого в принципе не могло быть, так как хор как часть представления потерял своё значение уже в эллинистическую эпоху и в древнем Риме практически не существовал. То, что было греческой орхестрой стало сценой у римлян, а слово "orchestra" стало обозначать, по Вашему выражению, VIP-ложу:)
То есть типа в мариинке все плохо, а в заслуге все хорошо? люди в мариинке работают не потому, что у них паспорта забрали и не выпускают на улицу. это важно, мне кажется.
ну, представить-то себе, положим, можно все, что угодно (если не путать невозможное с невероятным) :))
но в данном случае это не требуется, так как пассаж из Витрувия действительно с редкой для античного текста однозначностью говорит о том, что в Риме в орхестре сидели сенаторы, а участников сценического действия там не было. так что относительно Витрувия Вы меня убедили.
но это не означает, что я отказываюсь от своего возражения в целом! все-таки существует основное, базовое значение слова, причем в случае с "орхестрой" пережившее века и вошедшее (пусть и с некоторыми, но не радикальными изменениями) в другие языки, и причем именно через латынь (как в наш, например, через латынь, итальянский и немецкий, если верить Фасмеру, а что бы нам ему не верить?), а этот факт ясно говорит о том, что и при заимствовании латынью это слово своего основного значения не потеряло, только уже, видимо, в Европе оно слегка видоизменилось в "место для музыкантов", а потом метонимически в "коллектив музыкантов". именно в этом смысле его с полным правом и употребил автор статьи в своем заглавии-каламбуре.
и существуют некие окказионалии, тесто связанные с конкретными историческими обстоятельствами (с тем, например, что сенаторы в Риме 1 в. до Р. Х. находили для себя почетным сидеть в театре поближе к сцене), что и зафиксировано у Витрувия и других авторов-римлян этого периода.
в целом же, оркестранты должны быть признательны Вам за Ваше замечание, поскольку теперь они в особо хорошем расположении духа могут именовать друг друга "сенаторами". да и сакраментальное: "старик, ты гений!" - приобретает интересные смысловые обертоны :))