Оцените материал

Просмотров: 7801

«Американский сезон» «Про Арте»

Дмитрий Ренанский · 25/11/2008
Инъекции свежих идей зачастую полезнее самой новой музыки

©  www.flickr.com

 Марк Эпплбаум

Марк Эпплбаум

Завершившийся в минувшую субботу в Петербурге «Американский сезон» — нечто явно большее, чем кульминация первой половины питерского концертного сезона 2008/09. Проводящиеся институтом «Про Арте» национальные фестивали современной музыки притягательны своим парамузыкальным содержанием: уже восьмые по счету «Сезоны» заняты экспортом поведенческих моделей и стратегий творческого существования. Эти идейные инъекции зачастую оказываются полезнее самой новейшей музыки, ради которой, собственно, все и затевается, ведь в эпоху «большой деревни» каждую вторую нужную запись или партитуру можно с легкостью выловить из торрент-сетей.

В СССР, а потом и в России академическая современная музыка так долго была замкнута в диссидентской резервации, что в какой-то момент заболела острой формой социопатии, от которой не может излечиться (по крайней мере, на берегах Невы) и по сей день. Насупленному и высоколобому отечественному музыкальному авангарду есть чему поучиться у заокеанских коллег — срок годности сока, в котором он варится, вот-вот истечет.

©  Peter Serling

 Джулия Вульф

Джулия Вульф

Американская музыка, какой бы левацкой или, напротив, снобистски изощренной она ни была, всегда открыта и общительна. Границы между высоким и низким стерты, барьеры между вековыми континентальными традициями и новоявленными поп-ценностями Нового Света сняты, отделяющая музыкантов от публики стена разрушена. «Смешивать, сталкивать, скрещивать» — таков девиз музыкальной демократии по-американски.

Выступивший на фестивале с двумя концертами Марк Эпплбаум держится фрик фриком — то ли пишет музыку, то ли создает инсталляции, но при этом профессорствует в Стэнфордском университете. Приглашенный композитор «Американских сезонов» Джулия Вулф, член группировки Bang on a Can, автономно пишет музыку вполне себе бетховенской воли и хватки. Судя по ее пяти прозвучавшим на фестивале сочинениям, возникни необходимость — она бы уверенно схватила судьбу за глотку.

Марк Эпплбаум и Джулия Вулф — центральные фигуры фестиваля, а вот сама американская академическая музыка децентрализована. Провести полноценную ретроспективу в условиях отсутствия фактических передовиков и аутсайдеров, помноженного на американские масштабы, крайне непросто.

Куратор «Американского сезона» петербургский музыковед и эксперт по музыке США Ольга Манулкина повела «Про Арте» другим путем, предложив фестивалю формат дегустации всего самого нового и свежего. Приглашенные музыканты — самые молодые и борзые исполняемые композиторы — максимально не похожи друг на друга.

Получилось. Сложившаяся из точечных ощущений и послевкусий картина музыкального континента вышла репрезентативной. Двухнедельный музыкальный марафон представлял собой массированную атаку концертами, мастер-классами, лекциями и видеопоказами.

©  Марина Гуляева

 Оркестр Alarm will sound

Оркестр Alarm will sound

Начавшись в прямом смысле слова с ударной затравки — огневого выступления квартета So Percussion, — «Американский сезон» завершился настоящей бомбой, подложенной оркестром Alarm Will Sound.

Первый концерт AWS, прошедший в Эрмитажном театре, подтвердил их статус как ведущего американского оркестра современной музыки. Второй, случившийся в Малом зале Филармонии, уже вошел в историю новейшей петербургской культуры. Похожий переаншлаг в последний раз случался в филармонических пенатах год назад на рециталах Григория Соколова и Густава Леонхардта и был вполне предсказуем. Столпотворения на финальном концерте «Американского сезона» не ожидал, пожалуй, никто.

Сигнализация сработала, в восприятии современной музыки в Петербурге перейден психологически важный рубикон. Гораздо красноречивее переполненного зала об этом свидетельствовал средний возраст сидевших, стоявших и лежавших в проходах: двадцать с небольшим лет. Почтенный зал Энгельгардтов наводнили завсегдатаи петербургских клубов.

©  Марина Гуляева

 Оркестр Alarm will sound

Оркестр Alarm will sound

Старожилы Малого зала не дадут соврать — более слушающая публика в него не приходила уже давно. Заманенная инструментальными AWS-каверами композиций Aphex Twin, она буквально вцепилась и в далеко не самые user-friendly номера программы. Приджазованного Конлона Нанкарроу и ударную Вулф с наслаждением вынесет и малый ребенок, но стадионный шквал аплодисментов раздался и после Камерной симфонии штатного пианиста AWS Джона Орфа, эдакой двадцатиминутной энциклопедии образцово-показательно недружелюбного европейского модернизма.

Что это был за вечер! «Я бы покурила прямо в зале», — счастливо цедит раскрасневшаяся эмо-гёрл своему спутнику. «Афекс Твин — чей это псевдоним? Так всех сделать — гениально!» — хватается за сердце заправский сноб и известный петербургский композитор, автор тишайших ювелирных медитаций. «Молодые люди, вы что ж так увлеклись?» — причитает согбенная гардеробщица, придавленная тяжестью филармонических традиций.

После Эрмитажного театра, Музея связи, Шереметевского дворца и мегастора Yamaha современная музыка расправила крылья там, где ей положено прописаться уже давно. Стены почтенного зала Энгельгардта, в котором происходили события лермонтовского «Маскарада» и в котором частенько бывал Глинка, сотрясались децибелами кислотного вихря. И право же, никаких культурных противоречий. Тот же Глинка на репетициях «Князя Холмского» просил литавриста: бей что есть мочи, пусть порвется кожа, я за все заплачу. Alarm Will Sound про этот апокриф, конечно, слыхом не слыхивали — но вот надо же, оказались глинкинскими преемниками. И вправду: уважать традиции можно, только заботясь о будущем.


Еще по теме:
Alarm Will Sound играет сочинение электронного музыканта Aphex Twin, 25.11.2008

Последние материалы рубрики:
Екатерина Бирюкова. День рождения оркестра Musica Viva, 21.11.2008
Екатерина Бирюкова. Мировая премьера «Гамлета» Владимира Кобекина, 18.11.2008
Екатерина Бирюкова. «Севильский цирюльник» в «Новой опере», 06.11.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›