Оцените материал

Просмотров: 10834

День рождения оркестра Musica Viva

Екатерина Бирюкова · 21/11/2008
Настолько очевидно, что там, на сцене, делают что-то хорошее, что и придираться не хочется

©  Евгений Гурко

 Александр Рудин и приглашенный флейтист Андраш Адориан

Александр Рудин и приглашенный флейтист Андраш Адориан

Формально этим концертом камерный оркестр Musica Viva отмечал в Большом зале Консерватории свое 30-летие. Вечер даже открылся несколькими речами высокопоставленных лиц. Впрочем, и здесь был невольно поддержан общий неформально-домашний уклад мероприятия: из-за забытого микрофона высокопоставленным лицам пришлось смешно прокричать что-то со сцены, как на детском утреннике. И правда, солидные, «бронзовые» речи с этим оркестром как-то совсем не вяжутся.

©  Евгений Гурко

День рождения оркестра Musica Viva
Собственно, именно эта Musica Viva — один из самых приятных, живых и открытых музыкальных коллективов Москвы, руководимый в последние 20 лет виолончелистом Александром Рудиным, — все-таки помоложе, чем объявлено на афишах. Но тоже срок немалый.

©  Евгений Гурко

День рождения оркестра Musica Viva
За это время оркестр пробовал себя в разном. Но сейчас так складывается, что магистральная его линия — это аутентичное, или исторически достоверное, исполнение старинной музыки, насколько это возможно при использовании современных инструментов. Больше такого рода камерных оркестров в Москве и нет. И именно с этого боку музыканты решили себя показать в юбилейный вечер.

Дело это непростое, что и говорить. И в аутентистских штудиях оркестра Рудина можно много к чему придираться — в первую очередь к тому, что все звучит слишком спокойно и размеренно, что не хватает энергии и попросту нахальства. Но настолько очевидно, что там, на сцене, делают что-то хорошее и правильное, а сам Рудин настолько укладывается в общий имидж европейских аутентистов-шестидесятников (мягких дяденек профессорской внешности, ничего общего не имеющих с караяновским типом маэстро-диктатора), — что как-то и придираться не хочется.

©  Евгений Гурко

День рождения оркестра Musica Viva
На закуску в первом отделении подавали две баховские сюиты, одна из которых знаменита своей «Арией», давно и разнообразно аранжированной для массового потребления, а другая — совсем уж хитовой флейтовой «Шуткой». Флейтистом пригласили мюнхенского профессора, давнего друга оркестра Андраша Адориана — респектабельный профессионал, сыграв на бис элегантный современный ремейк баховской «Шутки» какого-то молодого немецкого остряка, сел во втором отделении в оркестр, чтобы принять участие в приготовлении главного деньрожденного блюда.

©  Евгений Гурко

День рождения оркестра Musica Viva
Это было сочинение Генделя «Ода ко дню Святой Цецилии», каковой отмечается 22 ноября. Получилось невероятно красиво и в то же время по делу — редкое сочетание для юбилейного празднества.

©  Евгений Гурко

День рождения оркестра Musica Viva
Святая Цецилия — покровительница Музыки. И в 12-частной кантате в ее честь последовательно воспеваются различные ее достоинства. Заканчивается все, правда, невесело. «Но помните, в последний час / Не станет Музыки для нас: / Раздастся только рев трубы, / Покинут мертвые гробы, / И не спасут живых мольбы» — таков финал в тексте знаменитого английского поэта Джона Драйдена, положенного Генделем на музыку. Впрочем, в самой музыке в этот момент никакого трагизма нет, сплошной позитив до последнего аккорда — чему быть, как говорится, того не миновать.

©  Евгений Гурко

День рождения оркестра Musica Viva
Зато там есть прелестные и изобретательные соло, потому что каждая часть посвящена какому-нибудь музыкальному инструменту. Так что помимо двух солистов (оба были хороши — датское сопрано Сине Бунгоорд и австралийско-питерский тенор Эндрю Гудвин) для исполнения этого сочинения требуется целая команда тщательно подобранных инструменталистов.

Поэтому совсем не зазорно было посидеть в оркестре мюнхенскому флейтисту-профессору, и сам шеф Рудин в какой-то момент оставил пустым дирижерское место ради своей виолончели. За трубную часть отвечал немецкий трубач Бастиан Лонерт, главной экзотикой была красавица-теорба Аркадия Бурханова, а Ольга Филиппова извлекала завораживающие потусторонние звуки из древнего органа-позитива.

Еще одним участником всей этой многолюдной композиции был камерный хор, организованный в прошлом сезоне при оркестре Musica Viva и призванный соблюдать безвибратный барочный стиль, каким не владеют традиционные русские хоры. Увы, он оказался самым незаметным участником действия. Но не надо забывать, что это всего второе его выступление. То ли будет через 30 лет.

 

 

 

 

 

Все новости ›