Страницы:
Это не полярный выбор между добром и злом, между адом и раем, который предлагался человеку раньше. Идея Джордано Бруно о потенциальной множественности обитаемых (а значит, и разумных, и благих, и прекрасных!) миров — она касалась не только космологии и философии, она стала возможной только при новой культурной и духовной ситуации, возникшей в результате глубокой и болезненной трещины в западном христианстве. В этом смысле идея о множественности миров очень барочна, хотя была высказана еще в недрах XVI века. Миры могут быть созданы из единой субстанции и быть даже структурно подобными, но при этом их много, они практически не соприкасаются и не взаимодействуют.
Не то чтобы музыканты, драматурги и ваятели эпохи барокко читали запрещенные труды Бруно (многие вряд ли про них и знали), но в творческой практике XVII — начала XVIII века мы наблюдаем именно такое «умножение сущностей». Произведение уже мыслится как своего рода художественная «личность» (понятие авторского «опуса» также появляется в эпоху барокко), однако оно, как правило, не тождественно самому себе, поскольку представляет собой одновременно и некую вселенную. Внутри романа могут присутствовать вставные новеллы, внутри серьезной пьесы или музыкальной драмы — комические эпизоды или две-три самостоятельных сюжетных линии, часть которых можно совсем изъять; оперное представление эпохи барокко перемежается интермедиями или балетами, сюжеты которых не имеют никакого отношения к главному действу и вообще сочинены другими авторами (некая параллельная реальность). А записанные и даже напечатанные ноты практически никогда не играются и не поются так, как значится в тексте. Мелодию всегда украшают и варьируют, расшифровка партии континуо зависит от фантазии и мастерства исполнителя, а состав оркестра — от имеющихся в наличии музыкантов. Ни одно исполнение никогда не тождественно другому.
Это принцип барокко: все следует общим закономерностям высшего плана, но внутри себя это все изменчиво, подвижно, причудливо, химерично, экстравагантно, порой нарочито вычурно. Барокко если не взрывает границы, то старается затушевать их и позволить элементам разных миров либо смешаться, либо хотя бы посмотреть друг на друга и подивиться своей странности. Человек запросто может потеряться в этом искусно организованном хаосе или лабиринте — забыть, кто он такой, или превратиться в нечто иное, или нарочно выдать себя за другое существо. Недаром барокко так любит волшебные оперные сюжеты с иллюзиями, превращениями, подменами.
Кирхер построил машину, с помощью которой записывал нотами песни соловь, курицы, петуха, кукушки и перепел
Мне довелось прочитать или хотя бы просмотреть довольно много музыкальных трактатов XVII—XVIII веков, и трудно было не обратить внимание на то, что в тех или иных вариантах эта концепция сохранялась примерно до середины XVIII века, воплощаясь, в том числе, и в программных гравюрах на титульных листах и фронтисписах. Отголоски образа божественной мусикии, которая даруется свыше, распространятся по всем ярусам мироздания и превращается в звуковую материю людьми, причастными к этой премудрости, — эти отголоски присутствуют, пока жива система ценностей барокко.
В трактатах классической эпохи никаких «универсальных музургий» уже нет. Они посвящены более конкретным вопросам. Контрапункту, теоретической или практической гармонии, акустике, классификации украшений, способам игры на том или ином инструменте. Читатель, к которому обращены музыкальные руководства начиная примерно с 1720—1730-х годов, — это совсем не богоравное существо и не подобие демиурга, а просто человек. Не больше, но и не меньше. Он интересен сам себе и уверен в том, что истина может быть найдена и понята, счастье — достигнуто, а совершенство — воплощено. С ангелом при золотом мече, который охраняет последний рубеж барокко, этому человеку не хочется ни воевать, ни спорить, ни вообще вступать в какой-либо диалог. Барокко — это то, что осталось позади, оно монструозное, огромное, варварски путаное, безвкусное и нелепое. Забыть о нем — и оно само отомрет. Примерно такие мысли начали высказываться еще при жизни Баха и Генделя, а к середине столетия сделались едва ли не общим местом всевозможных разговоров о музыке.
Дейч: При этом порой, читая и перечитывая письма Моцарта к отцу или беседы Диса с Гайдном, я то и дело ловлю себя на мысли, что это — слишком человеческое — немного наивное, порой грубоватое словесное плетение замешано на чистейшем религиозном чувстве. Особенно хорошо иллюстрируют мои слова моцартовские письма парижского периода: он пишет о смерти матери и — следом за этим, буквально следующей строчкой — описывает комнату, где остановился, «с очень приятным видом из окна». Здесь отсутствие глубины компенсируется каким-то естественным, невымученным контрастом, который рождается в данном случае даже не из искусности рассказчика, а из самой природы вещей. Кстати говоря, подобная динамика настроений, по-моему, вообще свойственна Моцарту — в музыке и, по-видимому, в повседневной жизни. То есть, возвращаясь к идее антропоцентризма XVIII века, я бы хотел уточнить, в самом ли деле этот новый антропоцентризм был шагом в сторону от религиозного чувства в пользу «галантной» чувствительности? Или, может быть, религиозное чувство просто приняло иной облик, вернулось в музыку в новом качестве?
Кириллина: С последним предположением я полностью согласна и позволю себе его немного развить. Дело в том, что и галантная чувствительность XVIII века также зачастую была проникнута искренней, хотя, на наш взгляд, либо детски-наивной,
Читать!
Более того, высокая музыка по своей природе не может не быть религиозной, независимо от связи с каким-либо обрядом или с конфессиональной принадлежностью своих создателей и носителей. Музыка всегда выше музыканта, даже такого, как Моцарт (уж он-то об этом отлично знал, поскольку запросто мог написать слова «франция» или «архиепископ» с маленькой буквы, вопреки требованиям немецкой орфографии, а «Музыка» — только с большой). Отсюда и эти мнимые, чисто внешние диссонансы между знанием о последних истинах, явленных через музыку, и ребячливым отношением к земному миру, свойственному отнюдь не только Моцарту.
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:5
Комментарии
-
Прекрасная беседа , невозможно оторваться ...Спасибо !!!
-
Спасибо, замечательно интересно!
-
Как просто сказано о сложных вещах!
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3453748
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344603
- 3. Норильск. Май 1271730
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898432
- 5. Закоротило 823344
- 6. Не может прожить без ирисок 788474
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 764407
- 8. Коблы и малолетки 743530
- 9. ЖП и крепостное право 495786
- 10. Затворник. Но пятипалый 476428
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 406346
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373210