Что пианисты думают о себе и о мире
В последнее время заговорили о целой новой генерации талантливых пианистов, которые рождаются, казалось бы, вопреки всему. OPENSPACE.RU решил выяснить, что это за люди, и нашел тех, за кем больше всего следят профессионалы. Каждый молодой пианист порекомендовал наиболее любимую запись самого себя в YouTube и ответил на несколько вопросов.1. Одинокий пианист за огромным роялем — символ романтизма. Произошла ли деромантизация пианиста, и если да, то как жить дальше?
2. Придумайте идеальную программу вашего сольного концерта.
3. Вас печалит, что для фортепиано в наше время пишут меньше, чем 100 или 200 лет назад?
4. В каком конкурсе вы бы хотели победить (если еще не победили)?
5. Интересует ли вас политика? Возможен ли разговор о политическом в музыке?
6. Что вы думаете по поводу дела профессора Рябова?
На вопросы отвечали:
Вадим ХОЛОДЕНКО
Александр ЛУБЯНЦЕВ
Лукас ГЕНЮШАС
Андрей КОРОБЕЙНИКОВ
Злата ЧОЧИЕВА
Юрий ФАВОРИН
Андрей ГУГНИН
Вадим ХОЛОДЕНКО, р. 1986
К вопросам
1. Наоборот, никогда еще пианист за роялем не был столь романтичным, как сейчас. Эдакий безумец, городской сумасшедший. Когда говоришь о своей профессии, люди относятся с недоверием. В Германии я жил в семье. Очень культурные и образованные люди. Для них было невероятным то, что я могу прожить и прокормить семью, играя концерты классической музыки. В Испании мне сказали, что наверняка, занимаясь днем, вечером я вынужден подрабатывать в ресторанах.
Жить дальше нужно спокойно. Работать.
2. Четыре дуэта Баха, «Апассионата», «Багатели» Бетховена. Или «Этюды-картины» Рахманинова и «Маленькие сонаты» Метнера.
Обычно нужно играть что-нибудь похожее на постановки Цирка дю Солей. И здесь выбор тоже немалый.
В последнее время стало модным словосочетание «агрессивный репертуар». Я изучаю этот термин два года. К сожалению, у пианистов нет возможностей ломать рояль после выступления (не без исключений), прыгать в публику и ставить на разогреве моих любимых System of a Down. В разряд агрессивного репертуара перешла музыка второй половины XX — начала XXI веков. Чем звучание музыки непонятнее, громче и лучше ритмизовано, тем больше у нее шансов перейти в разряд агрессивной, а значит, попасть на афиши.
3. Я не уверен, что пишут меньше. Просто не доходит большая часть написанного до исполнителя.
На последнем своем конкурсе в Барселоне я сыграл леворучную прелюдию Алексея Курбатова, замечательного молодого композитора. Она имела настоящий, заслуженный успех, ко мне подходило много людей, спрашивали, где можно было бы послушать еще или достать ноты. До конкурса я записал очень интересное и яркое произведение Павла Карманова для двух роялей и двух скрипок под названием «Форс-мажор», вместе с Мишей Дубовым, Леной Ревич и Мариной Катаржновой. Я уверен, оно займет место в репертуаре исполнителя. Есть композитор Евгений Чаплыгин, фортепианные произведения которого я записывал год назад. Он давно официально преподает в техническом вузе, не входит в Союз композиторов, однако его произведения очень интересны.
Также с нетерпением жду, когда Игорь Райхельсон напишет еще три концерта и Рапсодию для фортепиано с оркестром.
4. Есть замечательные конкурсы, и они не всегда музыкальные. Есть конкурс получения регистрации. Изматывающий, многотуровый конкурс получения гражданства РФ новорожденным младенцем. Фестиваль получения мед. страховки. Все эти соревнования намного сложнее и веселее наших унылых музыкальных конкурсов. А победить хочется в таком конкурсе, после которого можно больше в конкурсах не участвовать. Это крупные конкурсы, их штук 5—6, имена хорошо известны.
5. Политика меня начала интересовать с 2004 года. Я жил в то время в Киеве, где начались известные события. Политика рвалась в то время отовсюду — от сокурсников, от соседей, из телевизоров и радиоточек. Фейсбука и Твиттера еще не было.
Я помню, что преподаватель по философии отказывался ставить мне отметку, так как моя политическая позиция была неясна, не было понятно, насколько патриотично я настроен, «оранжевый» я или «голубой». Пришлось забрать документы.
После этого я поступил в класс к Вере Васильевне Горностаевой в Москве и очутился в политическом вакууме. Конечно, когда я приезжал в Киев к родителям, свежий ветер политики врывался в мою жизнь, но я возвращался на урановые каменоломни в Россию и о политике забывал. В этом сомнамбулическом состоянии я провел достаточно много времени, пока и здесь сердца моих друзей не потребовали перемен.
Музыка может говорить о политике, музыка может говорить о полетах на Марс, может говорить о слесарях из Перми — музыка универсальна, даже эсперанто не надо было выдумывать.
Совсем другое дело — музыканты. К сожалению, система образования музыканта в специализированных музыкальных школах (а это уникальные музыкальные центры) предполагает сокращенную общеобразовательную программу, которая часто игнорируется, основной упор делается на многочасовые и ежедневные занятия. Когда музыкант сталкивается с внешним миром, его ждет очень много удивительных открытий. Поэтому применительно к политике надо быть очень осторожным в оценках и, самое важное, в действиях.
6. Я думаю, что люди, которые могут чем-либо помочь Анатолию Яковлевичу, сейчас молча делают свою работу. И своего добьются. Сквозь вой ничего понять невозможно. Надеюсь, ни педагог, ни ребенок не пострадают.
Александр ЛУБЯНЦЕВ, р. 1986
К вопросам
1. Романтичность ситуации зависит от произведения и исполнения — мне кажется, бывает по-разному.
2. «Карнавал» Шумана, «Этюды-картины», op. 39 Рахманинова.
3. Нет!
4. На конкурсе Чайковского.
5. Совсем немного — ради разнообразия.
6. Ну, я об этом ничего не знаю...
Лукас ГЕНЮШАС, р. 1990
К вопросам
1. Жить дальше можно спокойно. Происходят естественные процессы трансформации идей и форм игры на рояле. Деромантизация началась уже больше полувека назад, я бы сказал... каждый этап привносит свои новшества. Я думаю, сейчас надо исходить из своих личных эстетических убеждений (если тебя вообще это волнует), не заботясь о времени, потому что оно, вне сомнений, позаботится о тебе само.
2. Антонин Рейха (1770—1836) — избранные фуги; Бетховен — Соната, ор. 106.
3. Да, печалит. Но я бы не хотел, чтобы те композиторы, которые живут сейчас (по крайней мере подавляющее большинство из них), писали больше, чем они пишут. Трэш, спирт и Ксенакис мне не нужен. Только Десятников!
4. Надеюсь, все конкурсы в моей жизни позади.
Читать!
6. Думаю, что это еще один яркий пример беспредела, ужаса и беззакония, которые творятся у нас. Безумно жаль ни в чем не виновного человека, попавшего в это положение. И лично я благодарен людям, которые жертвуют свое время, эмоции и, в конце концов, деньги на то, чтобы бороться с ситуацией.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:24
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452169
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343633
- 3. Норильск. Май 1269800
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897933
- 5. Закоротило 822510
- 6. Не может прожить без ирисок 784385
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761602
- 8. Коблы и малолетки 741909
- 9. Затворник. Но пятипалый 473118
- 10. ЖП и крепостное право 408255
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404293
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371482
Можно, кстати, включать ролик ютуба и слушать, пока длятся ответы интервьюируемого.
Кстати, интереснее было читать тех, кто как раз играет современку - Коробейникова, Фаворина. (Ожидал, что Амирова тоже опросят). Если можно - приведу примеры современной фортепианной музыки, которая явно не в чести у большинства из опрошенных -
http://classic-online.ru/ru/production/31725
http://classic-online.ru/ru/production/17192
(если это противоречит правилам портала - прошу ссылки удалить)
...А Коробейников молодец. Думающий человек, очевидно.
Концерт Cage'a - это очень хорошо, хотя Cage, Stockhausen, Ligeti и Penderecki - это наименьшая доблесть в смысле составления программы, потому что они уж таак раскручены. Вот Milton'a Babbitt'a или лучше Crumb'a сделали, то были бы совсем герои :). У Babbitt'a, кстати, тоже неплохой фортепианный концерт есть.
Дьёрдь Лигети - тоже самое. Очень сильно люблю, один из моих постоянных музыкальных спутников.
Stockhausen: Уважение величиной с башню, восхищение - с дом, любовь - с комнату.
Луиджи Ноно - не уступает своим Великим итальянским предшественникам. Люблю.
Мортон Фельдман - что-то настоящее. Люблю.
Джордж Крам - несколько наивный, но тоже настоящий. Убеждает. Люблю.
Брайан Фернейхоу - живой, огромная энергетика. Люблю.
Матиас Шпалингер(род.1944) - очень сильно нравится(такие сочинения,как furioso,gegen unendlich и farben der frühe). Стоит обратить внимание и послушать.
Вольфганг Рим(род.1952) - огромный талант. Многие его сочинения мне очень близки.
Джордж Бенджамин(род.1960) - настоящий англичанин: некоторый консерватизм,мастерство и благородность. Очень нравится.
Освальдо Голихов(род.1960) - довольно силен и талантлив. Нравится(Yiddishbbuk,Last Round).
Ну, конечно, не будем забывать "стариков" - Шелси, Мессиан, Картер (один из моих любимых композиторов), Варез, поздний Стравинский...
Вот, эти композиторы довольно знамениты, записей достаточно. Вперед!"
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=36692
О политике было бы интересно послушать самих гениев: Листа, Вагнера, Метнера, Чайковского, Дебюсси, Прокофьева, Хиндемита, Шостаковича и сравнить с сегодняшним пропагандистско-зомбированным "детским лепетом").
О новом репертуаре для пианистов: сетевой авнгардистский репей пока забивает все подступы к проявлению нового репертуара, к открытию новых шедевров, но надежда умирает последней - пути Господни неисповедимы)
Рябова - однозначно следует защищать, чтобы музыкальная педагогика не превратилась в чисто женскую профессию.
P.S. Как всё-таки приятно слушать ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ музыку!
АВАНГАРДИЗМ - роботам!