Страницы:
Алексей Парин
Эта опера принадлежит Вене. Она в чем-то параллельна «Пиковой даме» Чайковского, которая вбирает в себя миф Петербурга. Много есть общего между этими операми. В частности, анахронизмы, которыми сознательно пользуются создатели. Вальсов никаких в XVIII веке не было. В «Пиковой даме»
Читать!
«Кавалера розы» называют zeitoper. Это опера о времени. Время, движущееся в ней довольно медленно (опера длинная), — это время, которое проживают герои и которое проживается внутри героев. Главное содержание здесь находится внутри трех женских персонажей. Именно женских, я на этом настаиваю. Именно в этом состоит тайна оперы.
Кто должен петь Октавиана — певица или контртенор? Этот вопрос может возникнуть. Конечно, огромный оркестр Рихарда Штрауса не позволяет сегодня контртенору петь эту партию (контртенор — не громкий голос. — OS). Но я хочу указать на то, что в этом году на Зальцбургском фестивале в другой опере Штрауса — «Ариадна на Наксосе» впервые в истории партия Композитора будет исполнена контртенором. Так что это все начинается. Ратмиров-контртеноров («Руслан и Людмила» в Большом. — OS) мы уже видели, теперь и за Рихарда Штрауса принимаются.
Почему время в этих персонажах выражается? Это некие три женские ипостаси. Октавиан — тинейджер. А любой тинейджер, и девочка, и мальчик, когда они еще разговаривают высокими голосами, является и тем, и другим — и девочкой, и мальчиком. И психологи это знают — в определенный момент эта двойственная природа человека у тинейджера очень чувствуется. В некоторых своих проявлениях он не знает, кто он.
И это очень важно для роли Октавиана, потому что Октавиан 1910 года — это не то же самое, что моцартовский Керубино. Конечно, есть прямые аналогии: Графиня — Керубино и Маршальша — Октавиан. Но Керубино — это еще остатки предыдущей эпохи, это брючная женская роль, контртенора никогда ее на сцене не пели и, возможно, не будут петь. Это роль особая и, наверное, обязательно женская.
С Керубино не происходит таких превращений, которые происходят с Октавианом. И тогда, в Вене XVIII века, они не могли бы происходить, потому что это была бы сексуальная революция. А в Вене 1910 года, где уже есть Фрейд и где все разговаривают про либидо, должен был появиться Октавиан, который женщина, играющая юношу, который на сцене становится девушкой, за которой ухаживает мужчина. И это такая невероятная штука, она может быть главным манком в этой опере — в обществе, открывающемся сегодня для многих проблем.
Итак, эта опера — это как бы время женщины. Три стадии: Октавиан — тинейджер, Софи — барышня, условно говоря, 20-летняя женщина, которая уже осознала свою природу, а потом она превращается в Маршальшу. И они едины в своем внутреннем состоянии. И косвенным свидетельством этого единства является то, что великая певица Лотта Леман в разные периоды своей жизни пела все три партии. Она начинала с Софи, потом пела Октавиана, а потом Маршальшу. Криста Людвиг пела и Октавиана, и Маршальшу (в Октавиане мы ее видели в Москве в 1971 году). Гвинет Джонс тоже пела и то, и другое. И обе по этому поводу очень интересные вещи пишут.
Не случайно женщины начинают на эту тему очень тонко рассуждать. Все-таки у Керубино и Графини нет любовной сцены. А опера «Кавалер розы» начинается с фактически лесбийской сцены — потому что это долго идущий любовный дуэт двух женских голосов. Конечно, здесь есть парафраз Ромео и Джульетты из «Монтекки и Капулетти» Беллини (две главные партии написаны для двух женских голосов — сопрано и меццо-сопрано. — OS) — но только в вокальном смысле. Но не в смысле эротической ситуации.
И поэтому я бы сказал, что для Москвы эта опера — определенное испытание. Хотя я думаю, что для сегодняшней Москвы она исключительно подходит. Потому что, с одной стороны, тут есть проблематика, о которой общество думает. И, с другой стороны, здесь есть элемент шикарного шоу. Все будут оттягиваться: какие красивые фойе, как на сцене все красиво, и музыка какая очаровательная!
Это
Читать!
Очень строгие музыканты Рихарда Штрауса не считают великим композитором, говорят, что это такой расхожий товар. Он, конечно, больше, чем другие, зависит от того, как его исполняют. В венской Штаатсопер идет один и тот же спектакль «Кавалер розы» — дремучий, давний, 70-х годов. И когда там играют простые исполнители, невозможно выжить эти четыре часа. Но когда на сцене Гвинет Джонс, Анне Софи фон Оттер и Натали Дессей, то четыре часа превращаются в полчаса.
Записала Екатерина Бирюкова
Страницы:
КомментарииВсего:7
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454354
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345016
- 3. Норильск. Май 1272371
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898724
- 5. Закоротило 823756
- 6. Не может прожить без ирисок 789747
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765234
- 8. ЖП и крепостное право 763578
- 9. Коблы и малолетки 744217
- 10. Затворник. Но пятипалый 477402
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407316
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373847
Ну, нельзя же до такой степени...
Это избыточная информация для музкритика, я понимаю. Она рушит стройные спекуляции.
Четыре часа невыносимы прежде всего из-за языка. И вот тут бы рассказать слушателю про галлицизмы, про золотые ключи,про то, о чем поет итальянский певец - все таки либретто у Гофмансталя выдающееся, а неадекватность титров на табло в ГАБТе можно уже и сейчас вообразить. Но нет - избитые пассажи про лесбиянок и Керубино кажутся куда более общественнополезными.
Уважаемому господину Гусеву можно заметить, что вечнозеленая тема про наци и музыку приводит к довольно странным выводам. В США, где куда интенсивнее цензурировали пособников, никаких табу на Штрауса не было. С дургой стороны, в СССР привечали куда более очевидных членов партии, вроде Караяна или Бема, а в обструкции находилась немецкая опера вообще. Можно подумать Вебер или Лорцинг не сходили с советских сцен.
А за "Обручение в монастыре"? А за Бриттена?
По-моему, пора уже перестать извиняться за благозвучие музыки, лучше просто слушать ее -:)
//Мое личное мнение, что в нашей стране в настоящее время нет публики для этого произведения. Потому что у нас среднего класса нет и вообще с оперной аудиторией серьезная проблема — особенно у Большого театра.//
- За нашу публику я спокоен, а за исполнителей - переживаю: высоко-художественный исполнительский и культурно-образовательный уровень - угасает.
//Это музыка для широкой публики. Мне вообще за Рихарда Штрауса иногда бывает стыдно — после «Электры» и «Саломеи» он написал такую музыку! Но ничего не сделаешь — написал. И если ею заниматься — она не такая плохая!//
- Странный подход к творчеству великих композиторов. Нормальный - это когда предпринимаются попытки разгадать таинства гения на основе целостного представления о его творчестве.
А здесь - какие-то доморощенные "претензии")
P.S.
Судя по мнениям и выводам Александра Гусева и Алексея Парина - как-то дичаем в области освещения великих опер - качество мыслей музыкальных критиков-обозревателей - довольно приземленное.
В 1971 году в Москве приезд Венской оперы был событием №1.
БЗК и БТ, как рассказывали очевидцы, брали штурмом).
Оперы Моцарта, Вагнера, Р.Штрауса звучали - гениально.
Соотечественники-меломаны, отвыкшие за долгие годы "железного занавеса" от столь высокого художественного уровня в оперном искусстве - взялись коллекционировать пластинки с выдающимися оперными звездами.