ГРИГОРИЙ КРОТЕНКО выяснял, каково быть столичным оркестрантом
Оркестровая кухня обычно скрыта от посторонних глаз за дверями репетиционных залов, однако недавняя скандальная история с попавшим в интернет хамством Марка Горенштейна привлекла достаточное внимание к симфонической обыденности. Наивно было бы полагать, что ГАСО — единственная паршивая овца в тучном стаде московских оркестров.Читать!
Размер получаемой зарплаты, ее увеличение или уменьшение, участие в гастролях — все зависит только от руководства оркестра. Кажется, что оркестранты никак не могут ни на что повлиять. Тем не менее уже существуют прецеденты с судами, причем выигранными. Правда, об этом внешний мир практически ничего не знает. Мне в руки попала копия решения Пресненского суда, где встречаются удивительные формулировки («свидетель пела, а истцы играли»), выдержки из которой можно прочитать здесь.
Моими собеседниками стали музыканты трех московских симфонических коллективов: БСО Владимира Федосеева, РНО Михаила Плетнёва и МГАСО Павла Когана. Александр Васильевич Туманов, скрипач, играет в Большом симфоническом оркестре с 1974 года, возглавляет оркестровый профсоюз. Возвысив голос против произвола оркестрового начальства, он сам в полной мере ему подвергся, но не сдался: выиграл в суде три дела и продолжает тяжбу. Также со мной встретились две очень милые дамы из оркестра Когана и, на условиях анонимности, поведали о своем житье-бытье. Мой бывший коллега из Российского национального оркестра рассказал, что волнует музыкантов этого славного коллектива, также предпочтя сохранить инкогнито.
1. БСО: В СУД КАК НА РАБОТУ
— В чем состоят ваши разногласия с руководством БСО им. Чайковского?
— Как вам сказать… Они такие же, что и в других коллективах, в том же самом Театре на Таганке, в Госоркестре. Это следствие нашей системы — когда один человек отвечает за все вплоть до покраски стен. Как у нас написано в Уставе БСО, Владимир Иванович Федосеев ответствен за все: за стены, противопожарную безопасность, за творчество, за распределение денег. Это же сталинское наследие! До развала советской власти были системы сдержек и противовесов. Парткомы у нас на Гостелерадио — парторганизация редакции радиовещания в ГДРЗ (Государственный Дом радиовещания и звукозаписи. — OS) на Качалова, которой наша оркестровая партячейка подчинялась. Над ней стоял еще Госкомитет по телевидению и радиовещанию — это по партийной линии. Кроме того, были художественные советы в редакции, и еще коллегия была там, наверху. И профсоюз как-то существовал. Конечно, главной была партийная организация, что там говорить, но профсоюз тоже работал худо-бедно. Всего этого не стало вместе с советской властью, а полномочия у худруков остались, и даже прибавились, и никаких сдерживающих факторов. Художественный руководитель имеет право делать все, что он хочет. Хочет — платит, хочет — нет. Вне зависимости от того, что деньги-то эти не его, а налогоплательщиков.
— Полномочия по распределению средств правительственных и президентских грантов делегированы исключительно руководителю на вполне законных основаниях — в этом же и состояла суть недавней административной реформы. Каждый месяц он назначает конкретную сумму конкретных выплат каждому оркестранту.
— Это в идеале, конечно, каждый месяц. Но наш худрук ведет активную концертную деятельность за границей, и его не бывает здесь по нескольку месяцев. Как он может этим руководить? А в приказе №646 Минкульта не сказано, кто будет это делать в отсутствие художественного руководителя. Просто платят каждый месяц одинаково — и ладно. До тех пор, пока худрук не решил кому-то — нам, в частности, — грант снизить. Мне, например, наполовину, а Дмитриевой Евгении Львовне на 90 процентов.
— За что? За излишнюю активность?
— Они никак не аргументировали за что. Я председатель профкома и просто выполнял свои обязанности.
— То есть вы пытались выражать свои законные требования как профорг?
— Даже не требования — у меня были возражения против предпринимаемых мер в отношении артистов. И, естественно, руководству это не понравилось. Они пошли по пути наименьшего сопротивления, то есть придавить, прижать. Пытались даже выгнать в этом году.
— И вы восстанавливались на работе через суд?
— Да, при помощи приставов пришлось восстанавливаться. И это все продолжается. А разногласия еще с 2003 года пошли.
— С того времени, когда стали выплачивать грант?
— Да. Но разногласия были не по деньгам. Сами понимаете, до того их было мало, жили от зарплаты до зарплаты, тут свалилась манна с неба, спасибо президенту, ну и слава Богу. Но наше начальство вместе с грантом вручило всем срочные договоры.
— Я помню, в ГАСО была та же история, Андрей Мещеринов судился с министром культуры.
— Да, срочные договоры заставляли подписывать незаконно. Единственный человек, который не подписал, это я. Один человек из всего оркестра.
— И сразу же начались репрессии?
— Сначала как-то тихо прошло. Но, видимо, осадок остался. А потом началась история с Васиным. Виктор Иваныч, трубач. Которого просто оглушили на работе.
— Оглушили? Как?
— Ударом в тарелки. (Ударный музыкальный инструмент. — OS)
— Специально?
— Мы не будем говорить — специально или не специально. Это не наша компетенция. Оглушили. В результате он попал в больницу. Слух у него, к счастью, восстановился, ему все вылечили потом, но пришлось обращаться в суд, потому что в оркестре отказались ему помочь вообще, более того, объявили неизлечимо больным, профнепригодным и собирались уволить. Об этом Владимир Иванович Федосеев совершенно открыто говорил с пульта. А трубач Васин обратился в профсоюз. Ну и завертелось-закрутилось. Он член профсоюза, я не посчитал возможным его оставить в этой ситуации. И мы создали комиссию по расследованию несчастного случая, она долго работала, так ничего и не наработала… А он же обратился в суд, суд выиграл. И после этого его старались уволить всеми силами.
— Обратился за возмещением вреда, причиненного здоровью?
— Абсолютно верно. Да, он выиграл суд. Но после этого сразу сняли деньги.
— Со всех, кто за него вступался?
— С нас троих. Со всех не снимешь, что же это получится — скандал. Только с троих: с меня, с моего заместителя, Евгении Львовны, и с него, Васина. После этого мы год судились.
— Это ж тяжело — и судиться, и на работу ходить.
— А с работой как получилось: нас сняли со всех поездок и программ с участием Федосеева. Мы приходили, расписывались в явочном журнале и уходили. Единственное что, почему-то меня оформили в поездку в Англию. Но это без Федосеева, с другим дирижером. Видимо, просто народу не хватило. А с 18 августа Федосеев все время здесь, все время дирижирует. Сейчас они уедут в Австрию, в Германию — без нас. Опять же, по Уставу худрук имеет право определять творческий состав. Вот он и определил.
Конечно, это неприятно, конечно, лучше сидеть и спокойно работать. Но, с другой стороны, ведь надо же все-таки иметь в виду, что мы не крепостные люди. Мне недавно довелось работать с Госоркестром, мы съездили в Японию. Ну тоже… При всем моем уважении и к Федосееву как к творческой личности, как к дирижеру и артисту, и к Горенштейну — тоже отличный, прекрасный дирижер. Но когда сидят музыканты, с высшим образованием все, грамотные, очень хорошие исполнители, мастера своего дела, а он обращается с пульта: «Ну что ты там играешь?»… Формально не придирешься, не оскорбил. И хотя у Горенштейна там полный порядок с финансами, я поиграл в Госоркестре полтора месяца и, конечно, понял, что работать в такой обстановке невозможно. Я сочувствую людям, которые затеяли всю эту кашу. Они такие же жертвы нашей сталинской музыкальной системы. Ситуация тупиковая.
— Музыкант, который пытается отстаивать свои права, выдавливается этой системой на обочину и всячески стирается из симфонической жизни.
— Да, верно.
— Но вы все-таки нашли законные основания, чтобы вам возместили снятые деньги.
— Пока еще не возместили. Еще идет процесс, технические вопросы остались. Посмотрим, как это будет. Возместят, конечно, куда они денутся. Но, сами понимаете, в такой ситуации жить очень неприятно. А с другой стороны — куда уйдешь? Нам говорят: не нравится — уходите. А куда?
Когда один человек отвечает за все (это и в целом к нашей стране применимо), такое положение вещей приводит или к деградации, или к бунту. Вы думаете, почему самолеты падают, корабли тонут, все рушится? А в случае с Госоркестром произошел бунт.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- Следующая »
КомментарииВсего:52
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451748
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343378
- 3. Норильск. Май 1268622
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897686
- 5. Закоротило 822137
- 6. Не может прожить без ирисок 782279
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758964
- 8. Коблы и малолетки 740914
- 9. Затворник. Но пятипалый 471326
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403119
- 11. ЖП и крепостное право 386169
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370504
В Германии после такого сеанса откровений весь Оркестровый союз утопился бы в Майне в полном составе, а у нас - все будет и дальше в глазури.
Минкульт на мыло. В полном составе.
Григорию и соавторам браво! Это не просто текст года, это мужественный Поступок людей, преданных Музыке и не потерявших чести!
Даже статьи теперь вынуждены писать музыканты, "своею собственной рукой" )))
Недавно в одном ДК сказали, что з/п платить им со следующего сезона не будут вообще. Что город оплатит ДК только коммуналку, а зарплаты чтобы сами надыбали. И это объявили всем, и тем, кто может, и тем, кто по роду работы не потянет поборы с коллективов или гастроли без продвижения...
Ваше навязчивое желание говорить от лица то слушателей, то вот теперь музыкантов и неспособность говорить за себя – отличный материал для полевых исследований. Прям какое-то воспаление представительной железы.
Платили немного и потом одежда моя совсем не понравилась женщине досматривающей все человеческое хозяйство этого коллектива . Оркестр совсем неинтересный и банальный . Ну и много красивых русских букв в мой адрес было сказано .
Ну да ладно .
1. Это так давно устроено .. Всегда оркестры крепостными были ( начиная с 18 века )
С утра розги начинали мочить и они угрожающе всегда на виду были . Розги вполне нормально использовались для усмирения и даже за ошибки . Репетиции продолжались бесконечно . Никаких увольнений + котловое довольствие в виде супа .
2.Все крепостные музыканты были не просто личностями , а обычными подкидышами . (см указы Петра Великого , где указано было место куда их приносить нужно было )
3. Существует странное мнение что в Имперской России музыканты были обеспеченными людьми .
5. Каждый раз когда тебя хотят унизить . А они это делают - нужно просто опустить глаза вниз и совсем ничего не воспринимать и не слушать .
6.Работа в любом симф. оркестре - это ангажированность . Если ты не крутишься среди "шептунов ", "письмоводителей"и "телефонисток"- ну пропал .
Ну .. Почему ?
Я всегда говорю молодым ребятам - " Это входит в оплату вашего труда *
Если есть "Новое Дворянство " - то и крепостные найдутся всегда .
Ну ..Покричал злой ДЯДЯ на тебя с утра . Потом он подумает и покается . , а может и
нет . Знаю точно - познав свое материальное и социальное величие он все равно
ужаснется своему безобразию . .. Но сны снятся всем одинаково ..
про РНО это явный перегиб, автора статьи выгнали с позором из РНО и естественно у него на директора РНО обида....а Юровский будет выступать с РНО в следующем году 2 раза, вот и думайте на сколько правдива вся эта статья..))
Другое дело, что и при Маркове это все мало напоминало малину. Сам факт, что оркестр зарабатывает гастролями, причем по каким то папертям, как это было раньше, а оркестранты ждут суточных как небесной манны говорит о многом.
Единственно, что господа-оркестранты забывают, что есть две правды. При нормальной санации системы на улице окажется половина музыкантов, а не только гады-худруки и директора. Уровень ведь оркестровый очень низкий относительно Европы, ну ладно, когда кумовство в дирекции, а когда в самом оркестре, как это было в "золотые годы" РНО? А ипполитовка в яме ГАБТа?.
Разумеется, что оркестр Когана шансов не имеет на существование в раю с нормальными зарплатами и честными отношениями.
Тем более про РНО говорится не от имени автора, а от имени одного из оркестрантов.
Жаль, что в раздел о Рно не вошло, то какое количество недвижимости в России и зарубежем скуплено г-ном Полтевским. Один лишь не большой факт: после получения оркестром государственных грантов директор Полтевский купил себе квартиру за 1 500 000 долларов этому факту есть свидетили М.П.Плетнев и А.В.Симон, последнего Полтевский уволил.
Так же господину Полтевскому пренадлежит новенький Мерседес GL 350 и Порше Панамера - это то ,что он не скрывает. Эти две замечательные игрушки оцениваются примерно 6-7 миллиона рублей. Что соответствует годовой зарплате 20 музыкантов тутти. о Полтевском много интересного можно нарыть в интернете, да хотя бы здесь же на http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/5395/
Если какие-то факты вам кажутся недостоверными, про БСО например, то прочитайте ( по ссылке http://www.openspace.ru/m/sud.pdf) решение суда по БСо и господину Туманову. Это точно не подделка.
http://il-canone.livejournal.com/88093.html
Профнепригодный "менеджер"начинает распространяться о том, чего никогда не делала, но все, конечно, знает. Дамы с теторетическими факультетами за плечами в курсе, конечно, как покупали квартиры музыканты Федоссева и как возили на гастроли Доширак чтоб привезти остатки с суточных. Начинает вещать про профсоюзы, про то, как оркестровые музыканты, оказывается, всем должны. Она по сю пору думает, что поденщина на гастрольных чесах - это небесная манна, которой оркбыдло недостойно. И гранты, наверное, тоже.Правильно, пусть Заслуга сядет на зарплату, вместе со своим менеджментом.
Администрации оркестров, не играющие, а именно вот такие, как Аршинова,кои прекрасно понимают, что найти болтуна пресс-секреатря куда проще, чем солиста -валоторниста, и при зачистке авгиевых конюшен пострадают именно шоферы и "менеджеры".
"Благодаря исключительно Федосееву" - это феерия, конечно. Спасибопутинузаэто.
Благодаря исключительно Федосееву и Темирканову и тд., ДО СИХ ПОР русский оркестровый ландшафт представляет всемирное посмешище и набор частных лавок. Федосеву, которому просто повезло с агентом, а Светланову - например, не повезло-и благодаря этому маэстро сделал гешефт не на своих дивных талантах, а на торговле "русским искусством" за счет экономии на своих подданых.БСО чай не ВФО - стоит дешевше и надо тратиться на белые зарплаты, гонорары и отчисления во всякие фонды. Именно благодаря которым оркестрант оказывается в Европе не выкинутым на обочину в свои 60 лет, активно попользованный деловым маэстро.
Аршинова, которая берется учить Кротенко журналистике, автор этой беспомощной фантастической сказки http://www.openspace.ru/music_classic/projects/155/details/18218/?expand=yes#expand
где надо было урыть конкурентов из МТ, и похвалить свою контору.
А вообще, всем музыкантам желаю уехать из России, если их куда-то приглашают на более человеческие условия
6 000 р. из-за воров директоров! Браво Григорий, отличная статья. А уволил его ничтожество Полтевский, потому что боится настоящую личность! Гриша отнюдь не потерялся, играет кучу сольных концертов, гастролирует, все у него прекрасно.
Она думает, что думает. http://il-canone.livejournal.com/88552.html#comments
Хочу обратить внимание на интервью с А. Ведерниковым.
http://www.mk.ru/culture/interview/2011/10/06/630445-gaso-nuzhdaetsya-v-korrektsii-golovyi.html
В частности, там он говорит, что если бы ГАСО сыграл концерт без дирижёра - вот это было бы здорово, сильно. Действительно, ведь до недавнего времени они занимали комнату Цейтлина в БЗК, а в их библиотеке хранится множество нот со штампом "си-фа" - фирменной печатью Персимфанса. Вот если бы достало мужества и фантазии у госоркестровцев (это я мечтаю) и они бы стали играть без дирижёра?
Мы с Петей Айду и многими замечательными московскими музыкантами сыграли несколько концертов оркестром без дирижёра - 3-ю Бетховена, ф-нный Концерт Мосолова. Насколько это было интересно и живо лично для меня по сравнению с гадостным формализмом и скукой филармонических будней.
И мы просим-просим денег, дайте копеечку на Персимфанс...Короче - вот это было бы действительно здорово! - если бы ГАСО вернулся в досталинское состояние, к истокам: стал Персимфансом. И не надо говорить, что это был плохой оркестр, что это рассадник анархии и хаоса. Прокофьев, например, утверждал, что это был лучший в мире оркестр. И система управления в Персимфансе действовала чрезвычайно разработанная, начиная от специальных обозначений в нотах и заканчивая финансами. И распался этот оркестр не потому, что опыт был показательно неудачным, как повторяет Горенштейн, а потому что началось другое время: 1930, коллективизация, смерть Маяковского, построение социализма в отдельно взятой стране, и жить стало лучше и веселей.
И ещё: мне правда удивительно то, что в комментариях почти не появились реплики дирижерских защитников, так даже не интересно. Приходится, как я вижу, выискивать их в "живом журнале". Наверное, это правда умно, промолчать и не заметить.
Получать суточные по 100 рублей это артистам по закону. А зарплата директора филармонии не должна превышать шестикратной средней зарплаты коллектива, это тоже по закону. Могу долго продолжать.
Артистам выдают казённые инструменты. А я не радуюсь. Потому что никогда в жизни не мог позволить себе свой собственный. Зарплата мала...
Руководители культуры - это рассадник коррупции. Лучшие Российские симфонические оркестры возглавляют вообще не дирижёры. Как дирижирует Плетнёв можно обхохотаться. И ничего.
А как прожить на 100 рублей суточных в России или на 20 долларов за границей? Это министров не интересует. Министрам даже разрешается работать по совмещению и халтурять в рабочее время членом Международного конкурса.
Продолжать противно...
Затронуло многое.Постараюсь быть кратким.
Самое главное что волнует-чтобы артисты Госоркестра не дали поставить над собой сейчас что-то непотребное(если уже поздно,я не совсем в курсе).Такие моменты многие оркестры упускали ранее и в настоящий момент пожинают плоды.И это должен быть только временный контракт с дирижёром.Оркестр должен стать хозяином своего коллектива.Но в тоже время нести полную ответственность за происходящее внутри(поддержание уровня,вежливое отношение к дирижёрам и т.д.). Как во всём мире.
Надо создать здоровый профсоюз оркестрантов(или исполнителей),эффективно защищающий интересы.Тогда народ потянется.Но с чего-то надо начинать,иначе произволу не будет конца.
По моему мнению много внимания уделяется девочке из Питера-она же отрабатывает свою зарплату.
"Персимфанс"-это инструмент.Отсутствие "исполнителя"всегда ощущается.Пример- камерные оркестры без дирижёров.Ноты есть-идеи,характера нет.Всё размыто.(Это личное мнение).
Кто-то просил защитить или оправдать дирижёров-возьмусь,пожалуй.Оправдать выше упомянутых трудно...Власть над людьми,возможность реализации пороков,деньги портят не только дирижёров...Некоторых кстати,пригласили или выбрали сами оркестры...
Защитить...Во-первых,не равняйте всех.Во-вторых,часто неуважительное отношение оркестрантов к руководителю,к работе вызывает ответную реакцию.И тут вопрос в характере...
Запомните,что многие реплики,которые дирижёр якобы не слышит,он просто делает вид,что не слышит.Но всё откладывается внутри.И потом невольно складывается определённое отношение...Профессия сложная во всех отношениях.
Проверено на собственной шкуре...И трудно остаться нормальным человеком.
Но нужно...Всем больших успехов и здоровья!!!
Совершено непонятно, как в одном человеке может совмещаться неподдельное вдохновение, любовь к музыке, обаяние и омерзительная спесь, возможно, и не своя, но дозволенная жене, родным, близким окружению, кормящимся потом и кровью музыкантов. Это убийственная характеристика, в первую очередь, не культуре, не творцу, а человеку, мужчине, гражданину.
С другой стороны, конечно, наверняка, это все правда. Но разве в других сферах - образовании, науке, медицине - у нас иначе? Антагонизм музыканта и дирижера, студента и преподавателя, покупателя и продавца, начальника и подчиненного - вечны и неизбывны. Это - в нас самих, с этим надо бороться, прежде всего, в себе.
А выход из рабства в творческих коллективах давно предложил Феллинии в своей сплошь аллегорической "Репетиции оркестра"... Пересмотрите, поучительно.