Страницы:
2. МГАСО: ПЯТЬ ГОРОШИНОК И ПОЛОВИНКА ЯЙЦА
— Рассказывайте, пожалуйста, что вас беспокоит? Конечно же, финансы?
— Финансовая ситуация у нас просто волшебная: с этим грантом мы не знаем, на что мы имеем право, на что не имеем, как оплачиваются больничные. Вот человек проболел две недели, а у него вычли ползарплаты и полгранта. Но зарплату-то не должны вычитать? Она ведь сохраняется на больничном? Например, в августе зарплата у нас была 269 рублей.
Нам говорят: «Вы не участвуете в музыкальном творчестве, и вам не за что платить грант». Но и зарплату государственную мы тоже не получили! Что это такое, 269 рублей?
Читать!
— То есть по ошибке ему дали справку, в которой невольно раскрыли «мертвую душу»?
— Да. И вопрос, сколько их у нас, этих мертвых душ, числится. Когда этот, бывший уже, солист пришел к Пал Леонидычу выяснять вопрос, тот очень возмутился, вызвал к себе всю администрацию, а они ему сказали: это компьютерная ошибка, мало ли что там компьютер напечатает… Но тем не менее это не просто Тяпкин-Ляпкин какой-то, а музыкант, который работает в другом оркестре. Компьютеры так не ошибаются.
— И этот музыкант не подозревает, что его душа запродана в бухгалтерии Когана?
— На людях-то, конечно, нет, но кто его знает?!
— А вот эстрадные концерты: трио «Пассионата» приезжало в прошлом году, полуголые барышни извивались под наш аккомпанемент — мы из-за них тройниками (три стандартные трехчасовые репетиции в день. — OS) практически работали. Это не входит ни в какой грант, это махровая халтура, за которую везде получают отдельные деньги. Мы же за подобные проекты не получаем ничего.
Американские балеты на фестивале Ростроповича — та же история: двойники, тройники, и никаких денег нет.
Недавно работали в Большом театре — у них ведь есть свой оркестр, а мы обслуживали оперный конкурс. Это тоже, наверное, не наш грант. Так нам кажется.
Я читала недавно про клановость в госструктурах: законодательно запрещено на руководящих должностях работать близким родственникам. А оркестр у нас государственный. Академический. Помощник художественного руководителя — жена Павла Леонидовича, второй помощник — ее брат, в нашей администрации работает жена брата, сестра брата, его друг, то есть весь клан. Максимальная зарплата у нас, насколько я знаю, 44 тысячи рублей в месяц, так получает солист оркестра. А завхоз, тоже какой-то друг семьи, получает 47, и непонятно, что же он делает, просто сидит.
— Вы не пытались писать жалобу в прокуратуру?
— Это смешно. Обычно это бывает так: может что-то написать только тот, кто собирается уволиться. А когда увольняется, думает: да ну, к чему связываться, слава Богу, ушел и руки умыл. Анастасия Викторовна, жена Пал Леонидыча, она юрист, очень любит судиться. Не факт, что она выигрывает эти суды, но судиться любит, связи у нее имеются.
— С кем она судилась?
— С кем только они не судились — и с газетами, и с интернет-порталами. С гаражом судилась недавно. Припарковаться не смогла, в гараж въехать — подала на гараж в суд. На строителей. Но, конечно, проиграла.
Вообще, убивает то, что руководят люди, которые в принципе не имеют к музыке никакого отношения.
— Кто, например?
— Та же самая жена Когана. Она говорит: у скрипачей должны быть одинаковые инструменты — по цвету. Это же безобразие, что у всех разные! Надо, чтобы купили одинаковые. Или покрасили в один цвет.
Финансовый директор постоянно заявляет, что, мол, я с музыкантами переговоров не веду. А если хотите узнать про вычеты — обращайтесь к дирижеру. Он распоряжается грантом.
И чтобы бухгалтерию не трогали. Они долго делали ремонт, совершенствовали и расширяли кабинеты, поставили железную дверь с магнитным ключом. Чтобы попасть туда, надо сперва позвонить и сказать, по какому вопросу. И они тогда откроют или не откроют. Если у тебя вопрос, на который они не хотят ответить, могут и не принять.
— И что — люди терпят?
— Нет, просто уходят.
— А профсоюз?
— Нет никакого профсоюза, ничего нет.
— Была такая ситуация — гобоист заранее предупредил, что у него юбилей, что он не будет работать в таких-то числах. А программа в это время шла очень трудная, и первому солисту никак было не обойтись без регулятора (солиста-дублера. — OS), потому что он просто переиграл бы себе губы. Он звонит директору, говорит: мне нужен регулятор, а наш отпросился, сказал его не трогать. Надо приглашать тогда. Директор сказал: вам надо, вы и приглашайте. За свой счет.
Ну, пригласили человека, заплатили этому приглашенному музыканту из своего кармана. Так что солидарность у нас проявляется только в таких формах.
А профсоюзы — эта идея в русском музыкальном обществе не приживается. Посмотрим, чем закончится дело оркестрантов Большого театра, которые судятся с администрацией за свои маленькие зарплаты. В БСО профсоюз пробовали создать, и это закончилось ничем, история печальная, известная на всю Москву. Ну и что, что они выиграли все процессы — человек ведь все равно не работает. Выиграть процесс можно, но ничего не меняется в корне. Потому что рука руку моет.
Потом, эти постановления о гранте: никто из музыкантов не знает, на что он имеет право, на что не имеет. Ни на что не имеет. Иногда на гастроли едет уменьшенный состав: я не виновата, что состав меньше. Меня не берут в поездку. У меня вычитают грант. Мало того, что я не еду в поездку и не зарабатываю, так у меня еще и вычитают грант. А музыканты сбрасываются тем, кто остался, из своих суточных, чтобы человеку было на что есть, ведь он остается с зарплатой в три с половиной тысячи.
— Расскажите, на каких условиях вы гастролируете?
— Вот, например, мы были в Китае пять дней, сыграли два концерта, получили по 55 долларов за каждый. Когда об этом сказали менеджеру — китайскому представителю, который нас возил, — у него просто волосы встали дыбом. Он говорит: как это возможно? Этого просто не может быть. Неужели весь оркестр получил по 110 долларов? Ну, солисты получили по 120.
И теперь вошло в практику, что мы ездим за «гонорары», то есть без суточных. В Америке за всю поездку было восемь выходных, включая дни переездов, в эти дни нам не платили. По идее, должно быть так: если оркестр получает гонорар, то он, во всяком случае, больше, чем суточные. Но у нас раньше суточные были 52 доллара, а «гонорар» теперь 50.
А переезды были волшебные абсолютно: мы отправились после концерта, ехали полночи, остановились в каком-то отеле, заночевали, двинулись дальше рано утром. Была одна остановка на полчаса, где ни еды, ничего. Вторая остановка на пятнадцать минут в чистом поле, в туалет чисто сходить — там стояли только автоматы с газированной водой. Всё. Приехали, разместились, а наутро еще полдня до Майами. Красиво, через все Штаты на автобусе. При этом администрация считает, что мы должны приехать на следующий день и сыграть концерт, чтобы «без всяких», чтобы все было хорошо. Сами они летят самолетом.
Наш оркестр играл на Сочинском фестивале: прилетаем в аэропорт, нас, сто человек, развозят на маршрутках, такие убитейшие «газели», куда набиваются артисты со своими чемоданами. Хóдок за десять всех из аэропорта, конечно, вывезли… Оркестр наш рассовали, по-моему, в восемь разных мест, причем одно из них было общежитие местного сочинского цирка. Денег на кормежку не давали. Питание, сказали, будет у вас в Зимнем театре. На завтрак давали половинку яйца, народ ради смеха пересчитывал лежащие на тарелке с этим полуяйцом горошины — пять. Пять горошинок и половинка яйца — все остальное докупайте, если хотите, за свой счет.
Солистов пытались поселить по четыре человека, а они отказались жить в таких условиях. Сидят на улице на своих чемоданах, звонят директору, инспектору, помощнику, заместителю — все телефоны отключены.
Наконец кто-то им ответил. Они сказали, что если их не поселят достойно, то улетят в Москву. На следующий день их вызвали к Когану, и он их пропесочивал…
Он песочил их еще полгода после этого! Говорил: что это за шантаж, что вы себе позволяете — и далее в таком плане. В результате этого и, видимо, не только этого наш солист-валторнист уволился.
В Англии на репетиции перед оркестром вышел директор и сказал, что в гостинице, в которой ночевали от силы две ночи, мы, сволочи такие, съели месячный запас яиц. И чтоб артисты поумерили свои аппетиты, англичане от нас в шоке. Учитывая, что пол-оркестра в принципе на завтраки не ходит…
В США с оркестром ездил менеджер-американец, он общался с музыкантами — с одними посидит, с другими… Наша дирекция издала предписание, в котором категорически запрещается подходить к менеджеру с какими-либо вопросами и вообще смотреть в его сторону.
Неужели мы такое быдло и надо постоянно указывать на наше скотское место? Девчонок наших встречала в Лондоне жена Когана и говорила: «Что это вы здесь ходите? Вы должны сидеть в номере и заниматься!» И это в единственный выходной за месяц! Когда оркестр выходит на сцену, она стоит у двери и всех «опускает», комментирует по очереди каждого: этот урод, этот чмо и так далее. Делает это вслух и абсолютно не стесняясь.
Хамское отношение — это отдельная тема, и примеров хватит на часы беседы. Начиная с прямых указаний «пошли вон отсюда, мы с музыкантами не разговариваем». Мы ведь все с высшим образованием, и на гастроли не бухгалтера и финдиректора приглашают, а нас, и рецензии тоже на нашу игру пишут. Но выходит, что мы — мусор, крепостные, а баре в бухгалтерии сидят. Хорошо, они за наш счет жируют, но хоть каплю уважения при этом можно выказать?
Один валторнист из Питера, сыграв конкурс, пришел работать, выслушал только выступление директора перед первой своей репетицией — про цинковые гробы, в которых нас повезут с гастролей, и онкологию, которая нам всем грозит (это шутки такие постоянные: мы, пока ремонт идет на нашей базе, репетируем в онкологическом центре). И немедленно уволился, уехал назад в Питер.
Сколько лет мы уже получаем грант — у нас ни разу не было индексации. Идет инфляция, цены повышаются, а сколько получали гранта, столько и осталось. Если раньше можно было жить, то теперь это совершенно другие деньги.
Неизрасходованные средства в других оркестрах выдают в конце года, и это немаленькая сумма, практически двойные оклады. У нас тоже так было в первый год, но постепенно они научились, видимо, правильно это оформлять, и нам в последний раз выплатили уже только по шесть тысяч. И как должно быть, никто не знает. Вот ты идешь на простую работу — у тебя есть зарплата, и ты ею как-то распоряжаешься, рассчитываешь расходы и доходы. А если ты играешь в оркестре и получаешь грант, то находишься в неопределенности и неизвестности. Как сориентироваться? И где эти постановления? Где документы, регламент, законы? Ничего невозможно найти.
Закон один: все распределяется худруком.
«КОГАН — ВОР» — жирно написали краской на мостовой под окнами его кабинета, после того как нам выплатили эту новогоднюю «премию» в районе шести тысяч рублей. Он был очень оскорблен. Тут же надпись кинулись замазывать, устроили показательное собрание, на котором очень заслуженные люди говорили пафосные слова: «Встань! Встань, подонок, написавший мерзкую клевету!», «Мы не поддерживаем этот тезис, Павел Леонидыч не такой!», «Пусть от стыда сгорит мерзавец!».
Не каждому дирижеру напишут, что он вор. Горенштейну не пишут, что он вор. Горенштейн — хам. Все всё знают и не идут работать к нам в оркестр. Набрать людей практически невозможно.
— То есть в оркестре есть постоянно открытые вакансии, которые не заполняются?
— Может быть, они заполняются на какое-то время, но вскоре снова обнажаются. Увольняют так: человек вот собирается на работу, одевается, завтракает, надевает пальто, а ему по телефону говорят: «Мы в ваших услугах больше не нуждаемся». Несколько человек так «пропали». Пик увольнений был тогда, когда гранты дали. Положение о грантах издали в канун Нового года, но деньги дошли только в июле. До этого многим сообщили, чтобы они больше на работу не приходили. А потом выяснилось, что многие из уволенных числятся до сих пор и «получают» этот грант.
Страницы:
КомментарииВсего:52
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452031
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343524
- 3. Норильск. Май 1269188
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897825
- 5. Закоротило 822355
- 6. Не может прожить без ирисок 783554
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760416
- 8. Коблы и малолетки 741496
- 9. Затворник. Но пятипалый 472513
- 10. ЖП и крепостное право 408143
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403766
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371047
В Германии после такого сеанса откровений весь Оркестровый союз утопился бы в Майне в полном составе, а у нас - все будет и дальше в глазури.
Минкульт на мыло. В полном составе.
Григорию и соавторам браво! Это не просто текст года, это мужественный Поступок людей, преданных Музыке и не потерявших чести!
Даже статьи теперь вынуждены писать музыканты, "своею собственной рукой" )))
Недавно в одном ДК сказали, что з/п платить им со следующего сезона не будут вообще. Что город оплатит ДК только коммуналку, а зарплаты чтобы сами надыбали. И это объявили всем, и тем, кто может, и тем, кто по роду работы не потянет поборы с коллективов или гастроли без продвижения...
Ваше навязчивое желание говорить от лица то слушателей, то вот теперь музыкантов и неспособность говорить за себя – отличный материал для полевых исследований. Прям какое-то воспаление представительной железы.
Платили немного и потом одежда моя совсем не понравилась женщине досматривающей все человеческое хозяйство этого коллектива . Оркестр совсем неинтересный и банальный . Ну и много красивых русских букв в мой адрес было сказано .
Ну да ладно .
1. Это так давно устроено .. Всегда оркестры крепостными были ( начиная с 18 века )
С утра розги начинали мочить и они угрожающе всегда на виду были . Розги вполне нормально использовались для усмирения и даже за ошибки . Репетиции продолжались бесконечно . Никаких увольнений + котловое довольствие в виде супа .
2.Все крепостные музыканты были не просто личностями , а обычными подкидышами . (см указы Петра Великого , где указано было место куда их приносить нужно было )
3. Существует странное мнение что в Имперской России музыканты были обеспеченными людьми .
5. Каждый раз когда тебя хотят унизить . А они это делают - нужно просто опустить глаза вниз и совсем ничего не воспринимать и не слушать .
6.Работа в любом симф. оркестре - это ангажированность . Если ты не крутишься среди "шептунов ", "письмоводителей"и "телефонисток"- ну пропал .
Ну .. Почему ?
Я всегда говорю молодым ребятам - " Это входит в оплату вашего труда *
Если есть "Новое Дворянство " - то и крепостные найдутся всегда .
Ну ..Покричал злой ДЯДЯ на тебя с утра . Потом он подумает и покается . , а может и
нет . Знаю точно - познав свое материальное и социальное величие он все равно
ужаснется своему безобразию . .. Но сны снятся всем одинаково ..
про РНО это явный перегиб, автора статьи выгнали с позором из РНО и естественно у него на директора РНО обида....а Юровский будет выступать с РНО в следующем году 2 раза, вот и думайте на сколько правдива вся эта статья..))
Другое дело, что и при Маркове это все мало напоминало малину. Сам факт, что оркестр зарабатывает гастролями, причем по каким то папертям, как это было раньше, а оркестранты ждут суточных как небесной манны говорит о многом.
Единственно, что господа-оркестранты забывают, что есть две правды. При нормальной санации системы на улице окажется половина музыкантов, а не только гады-худруки и директора. Уровень ведь оркестровый очень низкий относительно Европы, ну ладно, когда кумовство в дирекции, а когда в самом оркестре, как это было в "золотые годы" РНО? А ипполитовка в яме ГАБТа?.
Разумеется, что оркестр Когана шансов не имеет на существование в раю с нормальными зарплатами и честными отношениями.
Тем более про РНО говорится не от имени автора, а от имени одного из оркестрантов.
Жаль, что в раздел о Рно не вошло, то какое количество недвижимости в России и зарубежем скуплено г-ном Полтевским. Один лишь не большой факт: после получения оркестром государственных грантов директор Полтевский купил себе квартиру за 1 500 000 долларов этому факту есть свидетили М.П.Плетнев и А.В.Симон, последнего Полтевский уволил.
Так же господину Полтевскому пренадлежит новенький Мерседес GL 350 и Порше Панамера - это то ,что он не скрывает. Эти две замечательные игрушки оцениваются примерно 6-7 миллиона рублей. Что соответствует годовой зарплате 20 музыкантов тутти. о Полтевском много интересного можно нарыть в интернете, да хотя бы здесь же на http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/5395/
Если какие-то факты вам кажутся недостоверными, про БСО например, то прочитайте ( по ссылке http://www.openspace.ru/m/sud.pdf) решение суда по БСо и господину Туманову. Это точно не подделка.
http://il-canone.livejournal.com/88093.html
Профнепригодный "менеджер"начинает распространяться о том, чего никогда не делала, но все, конечно, знает. Дамы с теторетическими факультетами за плечами в курсе, конечно, как покупали квартиры музыканты Федоссева и как возили на гастроли Доширак чтоб привезти остатки с суточных. Начинает вещать про профсоюзы, про то, как оркестровые музыканты, оказывается, всем должны. Она по сю пору думает, что поденщина на гастрольных чесах - это небесная манна, которой оркбыдло недостойно. И гранты, наверное, тоже.Правильно, пусть Заслуга сядет на зарплату, вместе со своим менеджментом.
Администрации оркестров, не играющие, а именно вот такие, как Аршинова,кои прекрасно понимают, что найти болтуна пресс-секреатря куда проще, чем солиста -валоторниста, и при зачистке авгиевых конюшен пострадают именно шоферы и "менеджеры".
"Благодаря исключительно Федосееву" - это феерия, конечно. Спасибопутинузаэто.
Благодаря исключительно Федосееву и Темирканову и тд., ДО СИХ ПОР русский оркестровый ландшафт представляет всемирное посмешище и набор частных лавок. Федосеву, которому просто повезло с агентом, а Светланову - например, не повезло-и благодаря этому маэстро сделал гешефт не на своих дивных талантах, а на торговле "русским искусством" за счет экономии на своих подданых.БСО чай не ВФО - стоит дешевше и надо тратиться на белые зарплаты, гонорары и отчисления во всякие фонды. Именно благодаря которым оркестрант оказывается в Европе не выкинутым на обочину в свои 60 лет, активно попользованный деловым маэстро.
Аршинова, которая берется учить Кротенко журналистике, автор этой беспомощной фантастической сказки http://www.openspace.ru/music_classic/projects/155/details/18218/?expand=yes#expand
где надо было урыть конкурентов из МТ, и похвалить свою контору.
А вообще, всем музыкантам желаю уехать из России, если их куда-то приглашают на более человеческие условия
6 000 р. из-за воров директоров! Браво Григорий, отличная статья. А уволил его ничтожество Полтевский, потому что боится настоящую личность! Гриша отнюдь не потерялся, играет кучу сольных концертов, гастролирует, все у него прекрасно.
Она думает, что думает. http://il-canone.livejournal.com/88552.html#comments
Хочу обратить внимание на интервью с А. Ведерниковым.
http://www.mk.ru/culture/interview/2011/10/06/630445-gaso-nuzhdaetsya-v-korrektsii-golovyi.html
В частности, там он говорит, что если бы ГАСО сыграл концерт без дирижёра - вот это было бы здорово, сильно. Действительно, ведь до недавнего времени они занимали комнату Цейтлина в БЗК, а в их библиотеке хранится множество нот со штампом "си-фа" - фирменной печатью Персимфанса. Вот если бы достало мужества и фантазии у госоркестровцев (это я мечтаю) и они бы стали играть без дирижёра?
Мы с Петей Айду и многими замечательными московскими музыкантами сыграли несколько концертов оркестром без дирижёра - 3-ю Бетховена, ф-нный Концерт Мосолова. Насколько это было интересно и живо лично для меня по сравнению с гадостным формализмом и скукой филармонических будней.
И мы просим-просим денег, дайте копеечку на Персимфанс...Короче - вот это было бы действительно здорово! - если бы ГАСО вернулся в досталинское состояние, к истокам: стал Персимфансом. И не надо говорить, что это был плохой оркестр, что это рассадник анархии и хаоса. Прокофьев, например, утверждал, что это был лучший в мире оркестр. И система управления в Персимфансе действовала чрезвычайно разработанная, начиная от специальных обозначений в нотах и заканчивая финансами. И распался этот оркестр не потому, что опыт был показательно неудачным, как повторяет Горенштейн, а потому что началось другое время: 1930, коллективизация, смерть Маяковского, построение социализма в отдельно взятой стране, и жить стало лучше и веселей.
И ещё: мне правда удивительно то, что в комментариях почти не появились реплики дирижерских защитников, так даже не интересно. Приходится, как я вижу, выискивать их в "живом журнале". Наверное, это правда умно, промолчать и не заметить.
Получать суточные по 100 рублей это артистам по закону. А зарплата директора филармонии не должна превышать шестикратной средней зарплаты коллектива, это тоже по закону. Могу долго продолжать.
Артистам выдают казённые инструменты. А я не радуюсь. Потому что никогда в жизни не мог позволить себе свой собственный. Зарплата мала...
Руководители культуры - это рассадник коррупции. Лучшие Российские симфонические оркестры возглавляют вообще не дирижёры. Как дирижирует Плетнёв можно обхохотаться. И ничего.
А как прожить на 100 рублей суточных в России или на 20 долларов за границей? Это министров не интересует. Министрам даже разрешается работать по совмещению и халтурять в рабочее время членом Международного конкурса.
Продолжать противно...
Затронуло многое.Постараюсь быть кратким.
Самое главное что волнует-чтобы артисты Госоркестра не дали поставить над собой сейчас что-то непотребное(если уже поздно,я не совсем в курсе).Такие моменты многие оркестры упускали ранее и в настоящий момент пожинают плоды.И это должен быть только временный контракт с дирижёром.Оркестр должен стать хозяином своего коллектива.Но в тоже время нести полную ответственность за происходящее внутри(поддержание уровня,вежливое отношение к дирижёрам и т.д.). Как во всём мире.
Надо создать здоровый профсоюз оркестрантов(или исполнителей),эффективно защищающий интересы.Тогда народ потянется.Но с чего-то надо начинать,иначе произволу не будет конца.
По моему мнению много внимания уделяется девочке из Питера-она же отрабатывает свою зарплату.
"Персимфанс"-это инструмент.Отсутствие "исполнителя"всегда ощущается.Пример- камерные оркестры без дирижёров.Ноты есть-идеи,характера нет.Всё размыто.(Это личное мнение).
Кто-то просил защитить или оправдать дирижёров-возьмусь,пожалуй.Оправдать выше упомянутых трудно...Власть над людьми,возможность реализации пороков,деньги портят не только дирижёров...Некоторых кстати,пригласили или выбрали сами оркестры...
Защитить...Во-первых,не равняйте всех.Во-вторых,часто неуважительное отношение оркестрантов к руководителю,к работе вызывает ответную реакцию.И тут вопрос в характере...
Запомните,что многие реплики,которые дирижёр якобы не слышит,он просто делает вид,что не слышит.Но всё откладывается внутри.И потом невольно складывается определённое отношение...Профессия сложная во всех отношениях.
Проверено на собственной шкуре...И трудно остаться нормальным человеком.
Но нужно...Всем больших успехов и здоровья!!!
Совершено непонятно, как в одном человеке может совмещаться неподдельное вдохновение, любовь к музыке, обаяние и омерзительная спесь, возможно, и не своя, но дозволенная жене, родным, близким окружению, кормящимся потом и кровью музыкантов. Это убийственная характеристика, в первую очередь, не культуре, не творцу, а человеку, мужчине, гражданину.
С другой стороны, конечно, наверняка, это все правда. Но разве в других сферах - образовании, науке, медицине - у нас иначе? Антагонизм музыканта и дирижера, студента и преподавателя, покупателя и продавца, начальника и подчиненного - вечны и неизбывны. Это - в нас самих, с этим надо бороться, прежде всего, в себе.
А выход из рабства в творческих коллективах давно предложил Феллинии в своей сплошь аллегорической "Репетиции оркестра"... Пересмотрите, поучительно.