«Онегин» Чернякова, почему-то считающийся скандальным, на этом фоне – просто классика.

Оцените материал

Просмотров: 27229

«Евгений Онегин» Херхайма и Янсонса

Екатерина Бирюкова · 14/07/2011
В историю спектакль войдет как «Онегин с космонавтами», но он совсем не про космическое, а про земное

Имена:  Стефан Херхайм

©  Forster / DNO

Сцена из спектакля «Евгений Онегин»

Сцена из спектакля «Евгений Онегин»

В то время как «Онегин» в России — это больше, чем опера, и каждый шаг в сторону от березок и малинового берета рассматривается как крушение основ, сравнимое с выносом Ленина из Мавзолея, во всем остальном мире — это обычное репертуарное название. Об этом стоит предупредить, прежде чем рассказывать об амстердамской постановке оперы Чайковского, премьерная серия которой только что закончилась.

Из множества других «Онегиных», ставящихся по всему миру, этот выделяется очень заметной постановочной командой. Музыкальный руководитель — Марис Янсонс, один из самых любимых европейских дирижеров, шеф двух первоклассных оркестров (Баварского радио в Мюнхене и Концертгебау в Амстердаме), который крайне редко и только по очень весомым поводам спускается в яму. В Большом в 2008 году его так и не дождались на «Кармен», премьеру которой без особого удовольствия провел Темирканов. А последней оперной работой Янсонса до сих пор оставалась амстердамская «Леди Макбет Мценского уезда» в выдающейся постановке Мартина Кушея, выпущенная по случаю 100-летия Шостаковича в 2006-м.

В Нидерландской опере нет своего постоянного оркестра; по контракту одну постановку в год по-соседски делает в ней Концертгебау — не обязательно под руководством своего шефа. Но «Онегина» Янсонс, ясное дело, провел сам.

©  Forster / DNO

Сцена из спектакля «Евгений Онегин»

Сцена из спектакля «Евгений Онегин»

Ощущение, что за музыку отвечают не очень-то привыкшие к оркестровой яме люди, — и увлекательное, и тревожное. Концертгебау — тонкий, неброский, корректный и проработанный в деталях оркестр, обходящийся без излишних внешних эффектов, но при этом знающий себе цену. Конечно, его игра — это никакой не аккомпанемент. Он и певцы — равноправные участники события. И даже порой кажется, что оркестр-то поважнее будет: он — верный козырь, а певцы, в первую очередь Бо Сковхус в заглавной роли, — могут вызывать сомнения по поводу качества вокала.

С другой стороны, привычный пульс оперы «Евгений Онегин» все время будто сбивается: главные события проезжаются ровно, без притормаживания, а то, что принято считать незначительным, вдруг честнейшим образом растолковывается и разжевывается.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • ru222· 2011-07-14 17:51:07
    Очень заинтересовало, споасибо. Если спектакль будут показывать по Arte или Mezzo, или ещё где- хотелось бы об этом узнать заранее. Госпожа Бирюкова, Вам не известно ли что-нибудь на эту тему?
  • prostipoma· 2011-07-14 19:36:07
    У меня вопросы. Автор смотрела Онегина по Меццо или же все таки съездила в Амстердам? Второй, а какие, собственно, спектакли Херхайма автор видела, так смело и размашисто набрасывая его творческий портрет "деконструирует культурные коды, сталкивает и расчленяет символы, заново прочитывает партитуру сквозь историю жанра, историю страны, легенды о том и о другом"? Автор видела Розенкавалера или Парсифаля, или пересказывает неточный перевод западной прессы?
    Судя по тому, что контекст у Бирюковой - Черняков и только Черняков, солнце нашей жизни, а всякие Брет или Рихтер остались за бортом разъездов за Теодором Иоанновичем.
    Понятен, чем близок Херхайм фан-клубу Мити - неопостмодернитскими игрульками, напоминающих арбатский развал или Измайлово, кочующих из продукции в продукцию с русскими названиями по всем весям Европы, коллаж из недр хлипкой эрудиции режиссера и художника по костюмам. Только вот Херхайм, как и Митя, мало чего умеет в смысле поставить рисунок роли или музыку послушать. Нагнать народу - это пожалуйста,( маскарады из хомо советикус у нас и Александров умеет делать не хуже Херхайма). Научить его делать театр - увы, одни расчленения символов. Очень заметно, как он мучается разводкой своего шоу по сцене, как банальны эти выходы из правой кулисы и уходы в левую, как тогательно ждет Гремин, с ненатурально гневной физиономией, пока Татьяна докричит свое си. Мефистофелевская ухмылка Петренко кочует за ним уже с десяток лет, а Максимову даже Титель не научил большей органичности жестов и пантомимы, программы минимум даже для провиницальных звезд. Это тем более неприятно, что после Брет или Лоя,да и того же Кушея, очень скурпулезно работающих даже со стоящими у воды, эта лапша быстрого приготовления своими "расчленениями символов" рвется на европейскую авансцену.
    И про " причуды кастинга" - госпоже Бирюковой следовало бы знать,что Стоянова поет у Янсонса все, что можно. К сожалению, пример "опытной" Стояновой ( куда уж ей там до Петренко, выше до первой октавы начинающего петь каким то ломающимся дискантом), поющей, мягко скажем, не совсем свою партию - пример того, что собрать русский каст, уровня хотя бы начала-середины девяностых на русскую оперу практически невозможно. Ни одного пристойного баритона, полтора компромиссных Ленских ( где же вдовинские старс?), сплошная Гурякова,которой нужен коуч по русскому языку не меньше, чем Сокхвусу.
  • Ekaterina Biryukova· 2011-07-14 23:24:13
    если я не ошибаюсь, трансляция уже была
Читать все комментарии ›
Все новости ›