Если для Москвы «Воццек» – это непаханая целина, то в Берлине обратная ситуация.

Оцените материал

Просмотров: 17119

«Воццек» в Берлине

Екатерина Бирюкова · 20/04/2011
Иногда кажется, что по сцене мечутся тряпичные куклы. Но ужас как раз в том, что это такие вот люди

Имена:  Андреа Брет · Даниэль Баренбойм · Дмитрий Черняков · Надя Михаэль · Роман Трекель

©  Bernd Uhlig

Сцена из оперы «Воццек»

Сцена из оперы «Воццек»

В Берлине проходит ежегодный фестиваль худрука Staatsoper Даниэля Баренбойма, приуроченный к пасхальным дням. В отличие, скажем, от Пасхального фестиваля Гергиева он очень лаконичный, но каждое событие на вес золота: всего два концерта в филармонии с Ланг Лангом и Гидоном Кремером и две оперные премьеры. По случаю реконструкции родного здания на Унтер-ден-Линден труппа впервые проводит фестиваль в маленьком Театре Шиллера, на чужой, можно сказать, вражеской территории, в непосредственной близости от своего западноберлинского конкурента Deutsche Oper.

Тем не менее обе постановки, выпущенные в условиях эвакуации, — заметнее некуда. Вагнеровская «Валькирия» с Рене Папе в роли Вотана — вторая серия из «Кольца», которое Баренбойм сейчас делает параллельно в двух своих, берлинском и миланском, театрах и которое (так же как и новое «Кольцо» в Метрополитен) претендует на эпохальность.

Второе название — «Воццек» Берга в исполнении режиссера Андреа Брет. Ее постановка — главное и несомненно успешное событие фестиваля, причем уже на радостях объявлено, что через год она же будет делать здесь вторую оперу Берга — «Лулу».

©  Bernd Uhlig

Сцена из оперы «Воццек»

Сцена из оперы «Воццек»

Благодаря работе Большого театра (которая примерно в те же дни прогнозируемо получила в Москве свои «Маски») это название нам теперь не такое чужое, как было предыдущие 80 лет. А поставивший оперу Дмитрий Черняков, в свою очередь, совсем не чужой берлинской Staatsoper: здесь он уже сделал «Бориса Годунова», «Игрока», через два года ставит «Царскую невесту», а в 2014 году должен вместе с Баренбоймом открывать ее отреставрированное здание «Войной и миром» Прокофьева. (Можно, кстати, целое исследование провести, какими названиями отмечают свои праздники крупнейшие театры мира и как это соотносится с культурным самоощущением нации. Большой театр, например, тот же Черняков открывает «Русланом и Людмилой» Глинки, и сложно, не правда ли, представить вместо этого иностранное название, тем более из ХХ века?)

Читать текст полностью

Ссылки

КомментарииВсего:1

  • prostipoma· 2011-04-21 04:00:44
    У господ резензентов, видимо, на компуторе макрос стоит с Черняковым. С ним можно склонять все на свете - от Ланга Ланга до казахских акынов,никогда не лень спеть ему осанну на абзац,не утрудившись хотя бы тупой ссылкой на Википидею о фрау Брет, которая, в отл от Мити владеет ремеслом и много чем уже отметилась-ее спектакли не вылетают с такой скоростью в небытие как Митины, кто помнит Повесу? А рукомойник в Китеже? Помимо аборигенов? Да и статья, вроде, про нее, а не про Митю. Или?
    Разница между ГАБТом и Штаатсопер не в названиях, а в том, кто и что за ними стоит.
    Заповедник для Мити с Теодором, или культурное пространство с Брет,Вернике,Марталлер,Виллером, Лойем, Кушеем, и тп, если не художников, то хотя бы профи, спектакли которых записывают и покупают изрядное количество лет спустя.
Все новости ›