Мариинка в качестве светского и туристического объекта, что и говорить, плохо сочетается с 12-тоновостью, так что гардеробы в антрактах во время премьеры работали вполне активно.
Россия-1 и Россия-2 в опере Щедрина и новой постановке Бархатова и Марголина
Постановка «Мертвых душ» стала кульминацией «щедринской эпохи» Гергиева, уже отмеченной в Мариинке балетами «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», оперой «Очарованный странник». Вроде не так давно они написаны и автор со своей блистательной супругой —Читать!
Сама опера (1976) и ее скорая постановка в Большом театре (1977), перенесенная потом в Кировский (1978), оказались и впрямь благодарным материалом для теоретических трудов. Женский хор, посаженный Щедриным в оркестр вместо скрипок; белькантовые фиоритуры Чичикова; меццо-сопрано Плюшкина; огромные скачки в басовой партии Собакевича и особенно встроенные в оперу народные голоса, равно как и придуманная в свое время режиссером Борисом Покровским и художником Валерием Левенталем знаменитая двухъярусная, «вертепная» конструкция, идеально разделяющая спектакль на господскую и народную жизнь, — все это великая, хорошо задокументированная и полузабытая история. Последние 30 лет опера в России не шла.
Осуществленный в Мариинке проект «Dead Souls 21 века» — это сразу несколько тяжелейших проблем.
Во-первых, оперной аудитории, все больше отвыкающей от творчества современников, сложна нормальная музыка второй половины ХХ века, и недавние псевдодоходчивые здешние «Братья Карамазовы» Смелкова эту проблему только усугубляют. Похоже, что опера Щедрина для этой аудитории даже проблематичнее, чем 30 лет назад, потому что сейчас «Мертвые души» воспринимаются не как мода, сенсация или продолжение русских оперных традиций, а исключительно как прихоть одного человека — Валерия Гергиева. Мариинка в качестве светского и туристического объекта, что и говорить, плохо сочетается с 12-тоновостью, так что гардеробы в антрактах во время премьеры работали вполне активно.
Во-вторых, оперу, на постановку которой в Большом (под управлением Юрия Темирканова) в свое время потребовалось 42 репетиции, как-то надо выпустить в театре, где подобное невозможно ни для Вагнера, ни для Яначека, ни для Щедрина — при всем уважении мариинского шефа к обаятельному классику. Ситуацию, правда, спасало очень удачное концертное исполнение «Душ», устроенное Гергиевым в своем Концертном зале пару лет назад.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451845
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343436
- 3. Норильск. Май 1268783
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897719
- 5. Закоротило 822179
- 6. Не может прожить без ирисок 782662
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759462
- 8. Коблы и малолетки 741037
- 9. Затворник. Но пятипалый 471655
- 10. ЖП и крепостное право 407979
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403265
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370663
ru222, вы зря ерничайте, постановка действительно хороша - Вы там были?
за что так Мастера?
Нет, не был. Но не в связи с Бархатовым. Просто не принадлежу к большим почитателям творчества Щедрина.
А большим почитателем кого - из ныне живущих отечественных композиторов - является ru222?)