Мариинка в качестве светского и туристического объекта, что и говорить, плохо сочетается с 12-тоновостью, так что гардеробы в антрактах во время премьеры работали вполне активно.

Оцените материал

Просмотров: 27032

«Мертвые души» в Мариинке

Екатерина Бирюкова · 21/03/2011
Россия-1 и Россия-2 в опере Щедрина и новой постановке Бархатова и Марголина

Имена:  Валерий Гергиев · Василий Бархатов · Зиновий Марголин · Родион Щедрин

©  Наталья Разина / Предоставлено Мариинским театром

Сцена из оперы «Мертвые души»

Сцена из оперы «Мертвые души»

Постановка «Мертвых душ» стала кульминацией «щедринской эпохи» Гергиева, уже отмеченной в Мариинке балетами «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», оперой «Очарованный странник». Вроде не так давно они написаны и автор со своей блистательной супругой — вполне актуальные звезды нашего времени. Но опера «Мертвые души» — это советская классика, и в этом термине звучит грусть и почти что безнадега, заросшая паутиной добротного отечественного музыковедения.

Сама опера (1976) и ее скорая постановка в Большом театре (1977), перенесенная потом в Кировский (1978), оказались и впрямь благодарным материалом для теоретических трудов. Женский хор, посаженный Щедриным в оркестр вместо скрипок; белькантовые фиоритуры Чичикова; меццо-сопрано Плюшкина; огромные скачки в басовой партии Собакевича и особенно встроенные в оперу народные голоса, равно как и придуманная в свое время режиссером Борисом Покровским и художником Валерием Левенталем знаменитая двухъярусная, «вертепная» конструкция, идеально разделяющая спектакль на господскую и народную жизнь, — все это великая, хорошо задокументированная и полузабытая история. Последние 30 лет опера в России не шла.

Осуществленный в Мариинке проект «Dead Souls 21 века» — это сразу несколько тяжелейших проблем.

©  Наталья Разина / Предоставлено Мариинским театром

Сцена из оперы «Мертвые души»

Сцена из оперы «Мертвые души»

Во-первых, оперной аудитории, все больше отвыкающей от творчества современников, сложна нормальная музыка второй половины ХХ века, и недавние псевдодоходчивые здешние «Братья Карамазовы» Смелкова эту проблему только усугубляют. Похоже, что опера Щедрина для этой аудитории даже проблематичнее, чем 30 лет назад, потому что сейчас «Мертвые души» воспринимаются не как мода, сенсация или продолжение русских оперных традиций, а исключительно как прихоть одного человека — Валерия Гергиева. Мариинка в качестве светского и туристического объекта, что и говорить, плохо сочетается с 12-тоновостью, так что гардеробы в антрактах во время премьеры работали вполне активно.

Во-вторых, оперу, на постановку которой в Большом (под управлением Юрия Темирканова) в свое время потребовалось 42 репетиции, как-то надо выпустить в театре, где подобное невозможно ни для Вагнера, ни для Яначека, ни для Щедрина — при всем уважении мариинского шефа к обаятельному классику. Ситуацию, правда, спасало очень удачное концертное исполнение «Душ», устроенное Гергиевым в своем Концертном зале пару лет назад.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • karambolina· 2011-03-21 18:13:45
    так я не поняла: понравилось или нет?
  • ru222· 2011-03-21 20:38:03
    Ну как может постановка Бархатова НЕ понравиться Кате Бирюковой. Вы, прямо, как ребёнок, карамболина, ей Богу....
  • sheveljuxin· 2011-03-22 01:50:13
    Замечательная постановка, отличное исполнение и настоящая РУССКАЯ МУЗЫКА. На премьере действительно было много народу, которые не совсем понимали, куда пришли... Впрочем, порадовало, что театр был полон (в последний раз такое наблюдалось разве что на Нетребко...).
    ru222, вы зря ерничайте, постановка действительно хороша - Вы там были?
Читать все комментарии ›
Все новости ›