Новый шеф Пермского театра оперы и балета о своих грандиозных планах
Имена:
Теодор Курентзис · Филипп Химмельман
© ИТАР-ТАСС
Теодор Курентзис
На зимнем Баден-Баденском фестивале заканчивается пребывание Теодора Курентзиса, полностью посвященное Моцарту (опера «Так поступают все женщины» и Реквием). В перерыве между репетициями с хором и ансамблем Balthasar-Neumann, задействованными в этом проекте, дирижер ответил на вопросы ЕКАТЕРИНЫ БИРЮКОВОЙ.
— Хор и ансамбль Balthasar-Neumann — барочники, они же и так знают, как старую музыку надо исполнять. Работая с ними, ты не чувствуешь противодействия — «не учи ученого»?
— Наоборот, подходят после каждой репетиции, говорят спасибо за то, что так много новой информации получили. То, что я делаю сейчас с ними в Моцарте, — это информация уже следующего поколения. Не только для России, но и для Европы. Им это надо. И у них потрясающий энтузиазм, потому что они видят вещи, которых раньше не видели. Так детально никто не работает.
— То есть это другое отношение, чем, скажем, в оркестре Парижской оперы?— Не сравнить. Это люди, которые говорят со мной на общем языке. Просто развитие фантазии и слуха не имеет предела. Скажем так, у нас есть общий язык, и мы стараемся сделать из него поэзию. Это занимает много времени. Я сижу с ними над каждой нотой, чтобы построить правильную артикуляцию, найти правильную ассоциацию.
У нас с ними очень много проектов намечено, у нас взаимная любовь. Есть предложение «Страсти по Матфею» вместе с моей
Musica Аeterna делать. Два оркестра, два хора.
— Тогда давай про твой оркестр поговорим, про его пермское будущее.
— Все переезжают из Новосибирска в Пермь.
— А у кого семьи?— Все равно.
— Им дают жилье?— Да.
Читать текст полностью
© Courtesy Festspielhaus Baden-Baden
Сцена из оперы «Так поступают все женщины»
— Но это человек тридцать. А из кого будет состоять новый большой оркестр?
— Из Москвы и Санкт-Петербурга приедут. Большинство тех музыкантов в России, которые нас интересуют, к нам присоединяются. И из Франции, Германии, Голландии тоже приезжают жить в Перми. Девять человек приезжают из Европы, которые нас любят очень.
— Духовики?
— Большинство — да.
— А что будет с тем оркестром, который уже есть в Перми? Ты с ним встречался?
— Нет, но скоро я буду делать с ними программу, и я собираюсь с ними постоянно работать, чтобы поднять качество.
— Как будет функционировать новый оркестр?
— Смотри, каждые 20 дней мы делаем с ними один концерт или оперу в концертном исполнении. Остальное время — репетиции. Чтобы достичь удивительного качества. И два концерта в месяц камерные, где оркестранты обязаны играть, чтобы все развивались как солисты. Внутри оркестра должны быть подразделения — для современной, барочной и ренессансной музыки.
— Какие для этого есть площадки в городе?
— У нас три точки. Во-первых, сцена Оперного театра. Еще мы будем делать концерты в фойе — там оно очень красивое. И органный зал Филармонии.
© Courtesy Festspielhaus Baden-Baden
Сцена из оперы «Так поступают все женщины»
— Когда этот новый большой оркестр будет в сборе?
— В сентябре. Уже будет бетховенский состав — это около шестидесяти человек. А в декабре еще больше. И еще будет очень много хороших дирижеров, которые даже в Москве не работают.
Сам театр постепенно переводим в формат stagione. Три постановки в год. Часть театра пока продолжает работать в репертуарном режиме. Но спектакли ставим блоками — три дня подряд один спектакль, чтобы все отрепетировать. Не будет такого, чтобы каждый день новый спектакль. Скажем, три «Онегина», потом один день перерыв, потом три дня другое название.
— А хватит публики в Перми на три вечера подряд с одним названием?
— Хватит. Потому что не будет рутины, мы будем хороших певцов на каждый спектакль привозить. Я перевожу туда всех моих певцов.
— То есть, скажем, Вероника Джиоева тоже уходит из Новосибирска в Пермь?
— Ну конечно. Вся моя команда, которую я туда привез, уходит.
— А тогда что происходит с местной оперной труппой? Она распускается?
— Почему? Я намерен заниматься с местными певцами. И вырастить их. Это моя работа в принципе. Ими просто никто не занимался.
— Уже какие-то запланированы премьеры?
— «Так поступают все женщины» в сентябре — из Баден-Бадена. Но будет другой каст, очень мощный — Кермес будет петь, Джиоева, Малена Эрман. Потом мы делаем оперу Курляндского «Носферату», где режиссер будет Теодор Терзопулос и инсталлятор Янис Кунелис. Это первый раз Кунелис в опере, об этом бы мечтал любой оперный театр мира! И потом, у меня переговоры с Черняковым, но пока не могу сказать название. А следующий год — «Свадьба Фигаро» с тем же Филиппом Химмельманом, который поставил «Так поступают все женщины». Еще намечена копродукция с театром Real (Жерар Мортье, который руководит сейчас мадридским театром, уже делал совместную постановку с Новосибирском, над которой тогда работали Курентзис и Черняков. — OS). Планы очень большие.
© Courtesy Festspielhaus Baden-Baden
Сцена из оперы «Так поступают все женщины»
— Сколько ты будешь проводить времени в Перми?
— Много.
— У тебя же есть еще западные проекты…
— Есть. Что интересно, оставлю; другое отменяю, чтобы быть в Перми.
— С Большим театром какие у тебя перспективы?
— «Воццек» и «Утраченные иллюзии» Десятникова. И всё.
— Каково будущее Дягилевского фестиваля, который много лет существует вокруг Пермского театра и является одним из самых серьезных и масштабных в России?
— Следующий фестиваль я возьму в свои руки. Есть идея, чтобы Анатолий Васильев был главным лицом следующего фестиваля.
— На какой срок подписан твой контракт с Пермью?
{-tsr-}— На пять лет. Если бы этого не случилось, я все равно бы забрал из Новосибирска Musica Aeterna. Были предложения перевести оркестр в Европу. Но из-за того, что я люблю Россию, я считаю, что нужно продолжать эту работу.
Мы, конечно, хотим сделать абонемент в Москве и Петербурге, чтобы можно было показывать, что мы сделали. Но в идеале нужно, чтобы люди приезжали нас послушать в Пермь. Есть недорогие билеты. Один час с небольшим лететь — чтобы послушать настоящую музыку, с деталями, с качеством. То, что невозможно услышать в Москве и Петербурге.
Да, пермякам какое-то время будут все завидовать, но слишком обольщаться не стоит. Рекомендую к чтению старые интервью Курентзиса о работе с Новосибирским оперным: постарайтесь найти 10 отличий.
Свои актеры живут в общагах и гостиницах много лет. Зато всем приезжим все дадут и обеспечат...
А мы прекрасно понимаем, что с нашим театром будет то же самое, что и с Новосибирским. Как только найдется кто-то типа нашего министра-министра, который предложит лучшие условия оплаты... И тогда он со всей своей командой "которую он привез сюда (название города N)" улетит туда... При этом своих уже не останется к тому времени...
хочется К. в СПб услышать, в недалёком будущем, разумеется
Теперь мы имеем Новосибирск, который просто кинули. Потом этот список пополнится Пермью.
В Пермском оперном скучно не было никогда. А теперь мы будем слушать только Моцарта. Простите, в основном Моцарта.
Учиться - будут. Главное, если есть чему научить и будет время учить. У нас есть талантливая молодежь.
Хотите услышать в СПб? Позовите. Пообещайте горы золотые (и обеспечьте их!), и - вуа-ля!
В нашей косматой провинции, на обочине всех актуальных культурных процессов, деятельность интервьюируемого - на фоне всеобщего окоченения - привлекает внимание: журналистов, околовластных заправил "искусства" и мнящей себя прогрессивной публики.
Моде на показуху, фальшь, показные излишества, "элитарность" и дороговизну Курентзис полностью соответствует. Он напоказ религиозен, как Путин в Рождественской трансляции, он городит маниловские планы и с радостью упивается неким культом собственной личности, воздвигаемым в артистической среде. До популярности Башмета и Спивакова он еще не дорос, но явно очень стремится их переплюнуть. И стать Пугачевой, наверное.
На костях несчастных новосибирцев он выковал свою сомнительную славу, из их пота выпарил нехитрые формальные приемчики "раскрашивания" партитур. Теперь он их бросит в следующую топку, подкрепив свежими дурачками, поверившими в его басни...
Очень жаль музыкантов пермского театра, которым это назначение доставит, и, видимо, уже доставило множество досадных неприятностей и унижений. Вряд ли они серьёзно возьмутся отстаивать свои права и честь - но было бы здорово, если бы они принялись за организацию эффективного профсоюза. Это ведь явная ерунда: пусть "коренной" оркестр тащит регулярный репертуар за копейки, а мы с другими людьми за другие деньги будем изредка и очень гениально играть, что нам захочется. Это подлая позиция.
И ещё одна ассоциация - с недавними заявлениями вновь возникшего Мавроди. Сколько музыкальных "МММ" уже возникало и лопалось за последние годы: оркестр Аум Сенрикё, "Миллениум", "Метро Филармоник"...
Про кого, например, написать?
Горенштейна? беда в том, что из всего происходящего - Курентзис чуть ли не единственный дает повод это сделать. И это ужасно. Гергиев заваливает своей сырой массой, а Курентзис постреливает своими претенциозными штучками.
Хороших, достойных концертов, музыкальных спектаклей в Москве, в России очень мало. Поэтому в сравнение с общим уровнем Теодор выглядит бодрячком. Но в более общем - европейском - контексте он не представляет особого интереса. Он очень провинциальный, местечковый - молодец среди овец. Как будто чувак в спортивном костюме, кожаной куртке и в ботинках с загибающимися носами приехал в Москву всем жлобам по роже надавать. Такие персонажи весьма энергичны, и в качестве лёгкой экзотики можно такого парня пустить в дело: ну, там, в Баден-Бадене для стариков покрутить башкой...
Так что проблема не в "пиаре", а в узости сознания.
только вот не понял: там у них в бэдинБаденах тоже "жлобы", которым он "по рожам" Моцартом прямо заместо мороженого? и насчет "узости сознания" -- это про "стариков", которым у нас не место? или просто я должен как буратина "покрутить башкой" на всю подобную критику и -- прямиком в Байрейт-Зальцбург
а в Питере его хорошо знают, и у него есть уже прививка от Питера) поэтому мы, к величайшему нашему счастью, его вряд ли у себя услышим, и увидим))) вот кто его так лобирует сверху, и почему???
"жлобы" - это выражение отношения провинциала к столичным обитателям, его злобы и желания всем им показать кузькину мать.
Трудно надавать по рожам Моцартом, да еще "прибароченным": это "по роже" относится к предполагаемому желанию утвердить свое превосходство, значимость в глазах жителей метрополии.
Узость сознания - это концентрация на незначительных событиях, происходящих во второстепенных местах: как придание особого статуса выступлению Павла Когана в Кисловодске или постановке Куррентзиса в Баден-Бадене. Хотя, быть может, выступление в кисловодском санатории - это экстравагантно, и Павел Коган гипотетически мог бы дать там цикл симфоний Малера...провести вип-курс музыкотерапии для глав районных и муниципальных образований Северо-Кавказского Федерального округа в рамках кампании по борьбе с коррупцией.
Вы не должны, конечно, вести себя, как Буратино - и, если есть возможность, поезжайте на здоровье в Байрейт. Там интересно, говорят.
spb4 - насчет лобби: может быть, там прикладывается Сурков, но не думаю, что очень сильно. Просто, как выше говорилось, кругом тоска, болото, вот и происходят на этом фоне странные вещи.
некоторым учреждениям бюджет урезали - что б было чем платить ТЕОДОРУ.
никто не спорит что Теодор - талантлив, один из последних учеников Мусина - Питерской консерватории, но зачем тащит ОРКЕСТР И ХОР? (((
Да тут еще одна бяка - Черняков расползается по все России как нефтяное пятно на воде. Не хоелось бы! Но мы обречены на созерцание эротически озабоченного Чернякова вероятно надолго - уж очен онь в мейн-стримм попал! у да Бог с ними.
К сожалению, известный слоган рекламной кампании Курентзиса о том, что Мусин признал его единственным гением, был растиражирован после смерти мастера, поэтому мы никак не можем проверить это утверждение, так же как и то, каким образом Спивакову досталась его знаменитая "палочка Бернстайна", а также, как Горенштейн учился у Светланова дирижированию.
PV, а с чего вы взяли, что в Перми будет консерватория?
Кажется, что весь этот легкий шум будет продолжаться недолго - пока не кончатся деньги у пермских доноров или не сменятся приоритеты, и тогда вся туча "творцов" разбежится, оставив обглоданные косточки и обрывки афиш на тумбах, и не будет ни консерватории, ни театра, и только Трофим в ДК раз в год будет приобщать пермяков к живой культуре.
Падсталом :-)))